Основные экономические школы.

Меркантилизм

Школа меркантилистов стала первой школой, выразившей интересы купечества в развитии мировой торговли – учение протекционизма. Время меркантилизма XVI-XVIII вв. в 1615г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке. Целью исследования меркантилистов (А. Сера, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. В своём развитии меркантилизм прошёл два этапа. Ранние меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сторонники системы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала. Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер

Физиократы

Формирование классической политической экономики было подготовлено развитием капитализма. Такими учёными как Уильям Пети в Англии и Пьером Буагильбером во Франции были предприняты попытки свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости. Поэтому представители французской классической политической экономии – физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Её основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным классом (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).

Классическая школа

Начала своё развитие в XIX веке. Полное название «Классическая школа буржуазной политэкономики». Её представители: А. Смит, Д. Риккардо. Адам Смит выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращается в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительнее упрощая их. А вот в сфере внимания Давида Риккардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения. Он открыто формулирует экономическую противоположность классов буржуазного общества – капиталистов и пролетариата. Заслуга Д. Риккардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политический экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось. На смену монистической концепции приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости.

4. Социалистические школы
а) утопический социализм

а)Возник в 19 веке. Представители: К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Цель: разработка такой теории, которая помогла бы облегчить условия жизни людей в обществе. В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее. У них ничего не вышло.
б) марксизм
представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс первоначально разделяли идеи революционного романтизма. Карл Маркс ставил перед собой задачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиции рабочего класса. К. Маркс и Ф.Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. На протяжении всей жизни они изучали докапиталистические способы производства, высказывали ряд интересных мыслей о будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций. Центральное место в работах В.И. Ленина занимает теория товарного производства. Он показал, что политическая экономия изучает не только наиболее развитые страны, но и переходные отношения от одного способа к другому и даже различные варианты (модели) такого перехода.

Маржинализм

Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономические процессы с позиций индивидуальных предпочтений участников. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направления положили основатели австрийской школы. Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широко использует математический аппарат, методологию и выводы прикладных разделов науки. Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн.

Неоклассика

Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели. В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы. В настоящее время неоклассическое направление включает экономистов, разрабатывающих различные проблемы и представляющих различные школы. К неоклассикам относят, например, П. Самуэльсона, М. Фелдстайна. Объединяющим моментом служит не столько предмет исследования или концептуальные выводы, сколько общность методологических основ, разработка различных аспектов «чистой» экономической теории, имеющей, как правило, прикладное значение, выход на практику.

Кейнсианство

Концепцию, выдвинутую и разработанную в 30-х гг. Джоном Мейнардом Кейнсом, называют теорией эффективного спроса. Основная идея заключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воздействовать на производство и предложение товаров, снизить безработицу. В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Современное посткейнсианство – это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджетную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным использование средств регулирования доходов. Представители этого направления: Джоан Робинсон – посткейнсиаиство; Дж. Стиглиц – новое кейнсианство.

Институцианализм

Институцианализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропейских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков, институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы развития человеческого общества в виде единого целого. Анализ экономических процессов тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений. Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксированную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и представить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

9. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - модель экономического развития, пришедшая в середине 1970-х гг. в ведущих странах Запада на смену кейнсианству. Эта модель исходит из постулатов неоклассической экономической теории, рассматривающей механизм рыночного саморегулирования экономики как наиболее эффективный.

Спрос, функция спроса

Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.

Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса .

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

Цена данного товара (Р);

Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s , Р c );

Текущие доходы потребителей ( I );

Вкусы и предпочтения потребителей ( Z );

Объективные (внешние) условия потребления ( N );

Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама ( Inf );

Запасы товара ( R );

Период времени, в том числе и сезонность потребления ( T );

Ожидания потребителей (Е).

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:

Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E ), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f ( P )

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

Основные экономические школы. - student2.ru , где

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:

Основные экономические школы. - student2.ru

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

снижение цены увеличивает число покупателей,

расширяет их покупательную способность,

делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f ( Q ) – это обратная функция спроса. Линейная функция спроса будет выглядеть, как

Основные экономические школы. - student2.ru .

Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Наши рекомендации