Основные средства и показатели их использования.
1.Состав и структура основных средств.
Матер.-тех. База ж.д. транспорта представляет собой совокупность ср-в производства необходимых для выполнения перевозочного процесса. Ср-ва пр-ва состоят из ср-в труда и предметов труда и поэтому в зависимости от участия в производственном процессе подразделяются на основные и оборотные ср-ва.
Осн. ср-ва – ср-ва, которые сохраняют свою натуральную форму длительное время, учавствуя в производственно процессе несколько производственных циклов и переносят свою стоимость частями в виде омортизационных отчислений на вновь созданную продукцию.
На ж.д. транспорте структуру произ-ых ср-в входят: здания(5,3%), СООРУЖЕНИЯ(33,3%), передаточные устройства(4,4%), машины и оборудования(8,9%), тр-тные ср-ва(47,5%), инструменты(0,6%).
Основные ср-ва по своему назначению делятся на:
- производственные;
- непроизводственные;
По предназначению:
-собственные;
- арендованные;
По характеру использования:
- действующие;
- бездействующие;
Основные фонды составляют 90%.
Собственные основные фонды – те, которые числятся на балансе данных предприятий.
2.Показатели использования основных фондов.
Эффективность любого предприятия зависит не только от достижений научно-технич. Процесса, но и от использования основных ср-в.
Повышение эффективности использования осн. ср-в позволяет сократить кол-во подвижных составов, необходимых для выполнения осн. обьема работы.
Для определения эффективности:
- фондоотдача – отношение обьема работы или дохода к среднегодовой стоимости основных производственных ср-в;
-фондоемкость – показатель обратный фонду отдачи; характеризует кол-во основных производственных ср-в, приходит на .
-фондовооруженность – отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к числу работников.
Пути повышения эффективности использования осн. ср-в:
-тех. Перевооруженность предприятий, автоматизация и механизация пр-ва;
-увеличение длительности работы оборуд(за день, смену, год);
-увеличение доли действующего оборудования;
-повышение интенсивности использования осн. ср-в за счет применения интенсивных технологий.
9 Эксплуатационные расходы– это расходы, связанные с производством продукции и оказанием услуг. Для отраслей жд транспорта расходы классифицир по статьям и элементам затраты.
По статьям: Основные и общехозяйственные
Основные делятся: основные специфические и основные общие для всех фозяйств
Общехояйственные: связанные с управлением производства и не связанные с содержанием управления.
По элем. затрат: - фонд оплаты труда; - отчисления на соц нужды; - материалы и запчасти, топливо; - эл. энергия; - амортизационные отчисления и прочие расходы
---------------------
а) Зависящие и б) независящие от объема работ
а) – относят расходы кот. растут пропорционально объему работ
Расходы: прямые – связанные с выработкой определенного вида продукции
косвенные – относятся к нескольким видам продукции и распределяются между ними
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
Планирование эксплуатационных расходов обычно производится по статьям расхода и элементам затрат
Эл. затрат:
Фонд оплаты труда планир исходя из численности работников и квалификации
ФОТ = Ч*ЗП*12
Отчисления на соц нужды опред как 35% от ФОТ. Учитывается отчисления на страхование, пенсионный фонд
По эл. затрат учитывается стоимость материала запчастей использ в производстве на содержание и ремонт постоянных устройств или оборудования, подвижн состава, зданий, одежды, износ малоценых предметов
Определ:
1) По объему работы и нормам
2) По кол-ву оборудования и нормам расхода на ед оборудования
3) Исходя из численности работников
4) По отчетным данным предыдущего периода
К затратам на топливо относятся стоимость преобретенного топлива всех видов локомотивов, транспортных средств
Затраты электро энергию представляют собой стоимость эл энергии затрач на оборудования и освещения помещений, на тягу
Э = ΣNiPiТЦ/η
Амартиз отчисления на замещ вышедшего из строя оборудования
-физический износ; -моральный износ
А = k/T; g = 100/t; A = k*g;
Амортиз отчисления в настоящее время идут на реновацию (полное обновление)
Прочие затраты:; - Сборы; - платежи по обязат страх оборуд; - затраты на командировки и д виды расходов
Оборотные средства.
Оборотные средства – ден. ср-ва, вложенные в переходящие материальные средства, их запасы, и др. денежные средства. Делятся на:1)оборотные фонды; 2)фонды обращения.
Оборотные фонды – денежные средства, влоеженные в средства производства, потребляемые в одном цикле и полностью переносящие свою стоимость за 1 цикл на вновь созданную продукцию. Они требуют постоянного воспроизводства и представяляют собой запасы материалов, запчастей, топлива, расходы на спецодежду, электроенергию, средства труда, служащие менее одного года, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и незавершенное производство и полуфабрикаты.
К фондам обращения относится готовая продукция на складах, отгруженная но не оплаченная, а также денежные средствав кассе и валютных средствах предприятия.
По источникам образования оборотные средства делятся на:
- собственные
-заемные – банковские кредиты акционеров
Увеличение собственных средств предприятия происходит за счет работы предприятия.
Результаты работы предприятия зависит от правильного нормирования оборотных средств и эффективности их использования.
Повышенный уровень производственных запасов приводит к омертвению материальных ресурсов и увеличению издержек на хранение.
Недостаток материальных ресурсов может осложнить производственный процесс.
2. Показатели использования оборотных средств.
Для характеристики использования оборотных средств применяют 2 показателя:
1) Коэффициент оборачиваемости – характеризует количество оборотов данных средств за год ФОРМУЛА
2) Скорость оборота – характеризует продожительность одного оборота оборотных средств ФОРМУЛА
Увеличение Коб и уменьшение длительности одного оборота отражает увеличение эффективоности оборотных средств.