Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения в поведении потребителя.
Поскольку поведение потребителя определяется и его бюджетными возможностями, и его предпочтениями, то попробуем это изобразить графически. Для этого совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рисунок 5.4).
На рисунке бюджетная линия пересекает одну кривую безразличия и касается второй. Точки пересечения и касания соответствуют трем вариантам набора товаров. Какой же именно набор товаров принесет покупателю максимально возможное удовлетворение его потребностей в двух товарах? Этому условию удовлетворяет точка С.
Именно в ней потребитель достигает наибольшей полезности от потребления товаров, возможной при его уровне дохода, а если это так, то он не стремится к дальнейшему поиску другого соотношения двух товаров. В этом случае говорят, что он находится в состоянии равновесия.
На поведение потребителя и количество покупаемых товаров в значительной мере влияет изменение цены этих товаров. Это влияние проявляется двумя эффектами:
1. Эффект дохода, суть которого в том, что снижение цены позволяет, не изменяя сумму расходов на данный товар, приобретать его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару, что повышает возможности потребления этого товара.
2. Эффект замещения, состоящий в том, что, если упала цена на определенный товар, то по сравнению с ним остальные выглядят более дорогими, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Следовательно, покупатель чисто психологически стремится «заменить» другие товары подешевевшими, увеличивая их потребление, так как это обеспечивает ему дополнительный эффект дохода, расширяет его покупательские возможности.Таким образом, потребитель стремится вести себя на рынке рационально, а это значит, что:он стремится максимально удовлетворить свои потребности (чем больше товаров, тем лучше);он приходит на рынок с уже сложившимися предпочтениями;его потребительские предпочтения транзитивны (спрос может перемещаться: если набор товаров А лучше набора товаров В, а набор товаров В лучше набора товаров С, то набор товаров А предпочтительнее набора товаров С);он старается так распределить свои денежные средства при данных ценах и доходе, чтобы получить максимум полезности.
22. Понятие, цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирмы.Основной формой хозяйствования на микроуровне является фирма. Фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги. Каждое предприятие как юридическое лицо имеет свой устав, бухгалтерский баланс, свой расчетный счет в банке. Характерными чертами фирм являются:организационное единство, означающее, что хозяйственная деятельность на фирмах осуществляется работниками, объединенными кооперацией труда, общими экономическими интересами;технико-производственное единство, состоящее в том, что свою хозяйственную деятельность фирмы осуществляют на основе использования комплекса средств производства, функционирующего по единой технологии; экономическая обособленность и экономическая самостоятельность, которые заключаются в том, что фирмы сами определяют, что, как и для кого производить.Основной цель фирмы выступает максимизация прибыли путем выпуска продукции для удовлетворения личных и общественных потребностей. Выделяют различные виды фирм: 1.В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные.2.От того, в какой отрасли экономики они функционируют, – на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговли, связи и т.д.3.Исходя из организационных форм хозяйственной деятельности, различают акционерные общества и хозяйственные товарищества, совместные предприятия. Акционерные общества образуются на основе объединения взносов пайщиков, разделенных на определенное количество акций – ценных бумаг, дающих право их держателям на получение части прибыли в виде дивиденда. В товариществах их участники несут ответственность в переделах сумм внесенных вкладов. Совместные предприятия организуются с участием иностранного капитала.
По целям деятельности фирмы делятся на коммерческие и некоммерческие (бюджетные). Целью коммерческих фирм является максимизация прибыли. Некоммерческие создаются для обеспечения занятости населения и производства социально важных товаров и услуг.
По размерам фирмы подразделяются на крупные, средние и мелкие (малые).
Фирмы выполняют следующие функции: удовлетворение потребности в определенных видах продукции и услуг (это основная функция предприятий);максимизация прибыли;
обновление производства, его технической базы и ассортимента выпускаемой продукции;
рациональное использование ресурсов;
своевременное реагирование на изменение спроса и в связи с этим увеличение или сокращение объема производства, улучшение качества изготавливаемой продукции, уменьшение издержек производства.