Возникновение и развитие экономической теории.
Предмет, структура и функции экономической теории.
Слово «Экономика» происходит от греческого «ОЙКОНОМИЯ», что в буквальном переводе значит «искусство ведения домашнего хозяйства». Его ввёл в оборот древнегреческий писатель и историк Ксенофонт. Однако содержание его сегодня существенно изменилось - хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира.
Экономика – это:
× Во-первых, совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы.
× Во-вторых, совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагается идеологическая и политическая надстройка.
× В–третьих,отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
× В-четвертых, национальное хозяйство страны или группы стран.
Предмет: экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, а также экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества.
Структура экономической теории включает 3 уровня:
Микроэкономикаизучает поведение отдельных экономических субъектов(рассматривает отдельное производство или предприятие, поведение покупателя, продавца, домашнее хозяйство).
Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики в целом.
Мировая экономика(интерэкономика) изучает экономические отношения, их закономерности в мировой системе.
Также выделяют позитивную и нормативную экономическую теорию. Позитивная изучает то, что есть на самом деле, объективно. Нормативная выражает субъективные оценки и изучает то, как должно быть наилучшим образом, каковы должны быть цели экономического развития и экономическая политика.
Экономическая теория выполняет ряд важных функций:
1.познавательная, т.е. объяснение сложного окружающего мира, определение очерёдности, зависимости, закономерности экономических явлений и процессов;
2.теоретическая, т.е. проникновение в сущность явлений, выдвижение совокупности категорий и законов функционирования экономической системы;
3.методологическая, т.е. является основой для развития других экономических наук (экономической статистики, бухгалтерского учёта, менеджмента, маркетинга, финансов и кредита, экономической истории, отраслевой экономики и других);
4.практическая, т.е. использование теоретических знаний для решения конкретных экономических проблем, для разработки экономической политики;
5.идеологическая, т.е. ориентация на определённую систему ценностей общества, формирование экономического сознания и экономического мышления.
Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на величину предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения.
Предложение - это то количество товаров и услуг, которое производится и продается на рынке.
Закон предложения: Количество предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы товара.
Кривая предложения.
Неценовые факторы предложения: издержки производства или производственные затраты, технологии, цены на другие товары, число товаропроизводителей, налоги и дотации, ожидание.
Эластичность предложения – реакция производителей на изменение цен. Эластичность = изменение объема предлагаемого продукта % / изменение цены %.
Эластичность спроса вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты. Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.
Факторы эластичности предложения: издержки производства, тип продаваемой продукции, наличие незагруженных производственных мощностей, возможность длительного хранения продукции.
Конкуренция и ее виды.
Конкуренция (от лат.concurentia - сталкиваться, состязаться) – экономическая состязательность между обособленными производителями за достижение лучших результатов, за получение наибольшей прибыли, за рынки сбыта, источники сырья с целью удовлетворения своих интересов.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов (либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли). Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, торговых марок и знаков, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, учет таких факторов, как экологичность и эстетические свойства товара (услуги).
Конкуренция выполняет функцию контроля за производством и потреблением в рыночной экономике.
Уровень конкуренции можно оценить по семи признакам: Число фирм-производителей; Различие (дифференциация) товаров; Уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара); Способ формирования цены товара; Возможности для появления новой фирмы на данном рынке; Степень владения покупателями и продавцами информацией о ценах и качестве товаров; В какой мере покупка осуществляется без принуждения.
Совершенная конкуренция: - большим количеством продавцов и покупателей на рынке; - однородная продукция – одинакова по свойствам и качеству; - неспособность производителя повлиять на цену; устанавливается равновесная цена; - полная свобода входа и выхода с рынка. Последствия: способствует развитию научно-технического прогресса; Чуткая реакция на изменения спроса, удешевление продукции за счет снижения издержек; Нестабильность бизнеса, создание условий для безработицы, банкротства отдельных предпринимателей; Увеличение дифференциации доходов в обществе и несправедливое распределение; Перепроизводство товаров, недогрузка производственных мощностей.
Монополистическая конкуренция: - большим количеством продавцов на рынке; - продукция различается по свойствам и качеству, оформлению; - в определенных пределах продавец способен влиять на цену своей продукции; - относительная свобода входа для новых фирм. Последствия: Имеется тенденция к получению нормальной прибыли в долгосрочном периоде; Более полно удовлетворяются разнообразные потребительские вкусы; Использование рекламы для временного преимущества над конкурентами; Отрасли часто переполнены фирмами, которые загружены не полностью, т.е. не достигают оптимальной мощности, что означает недоиспользование ресурсов.
Олигополия: - небольшим количеством продавцов; -однородной либо дифференцированной продукцией;
- возможность влиять на цену; - высокие барьеры для входа в отрасль. Последствия: Большое значение имеет неценовая конкуренция; Способствует научно-техническому прогрессу; Более низкие цены, большие уровни выпуска и занятости; Совершенствование качества продукции.
Монополия: - отсутствием близких заменителей товара или услуги; - одна фирма является производителем и продавцом, т.е. фирма = отрасль; - продавец диктует цену, т.к. имеет полный контроль над ценой и объемом продаж; - доступ новых фирм невозможен, т.к. существуют экономические, технические, юридические препятствия для вступления в отрасль прямых конкурентов (эффект масштаба производства, естественная монополия, собственность на патенты, изобретения, исключительное право владения сырьем, ресурсами).Последствия: Экономические прибыли позволяют финансировать НИОКР; Нерациональное использование ресурсов; Ослабление НТП; Рост неравенства доходов, т.к. монополисты облагают «частным налогом» потребителей.
Безработица и ее виды.
Безработица – временная незанятость экономически активного населения. Основная ее причина – циклическое развитие экономики.
Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда. Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию. Четвертые сменили место жительства, учебы и т.д.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).
Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Сумма этих двух безработиц называется естественным уровнем безработицы. Это тот уровень, который всегда будет присутствовать в экономике независимо от ее состояния (в большинстве стран мира это 4-6%).
Сезонная безработица – изменение спроса на рабочую силу в отдельных отраслях в разные периоды времени.
Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы. Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности (Экономическим циклом). Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.
Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.
Региональная безработица – характерна для отдельных регионов.
Вынужденная безработица – возникает при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться даже за низкую зарплату.
Скрытая безработица – когда число работников в производстве превышает объективно необходимое.
Рынок ценных бумаг. Биржи.
Рынок ценных бумаг – сфера реализации отношений собственности посредством аккумуляции свободных финансовых ресурсов, концентрации и распределения инвестиционных средств в наиболее эффективные сферы их вложения.
Участники рынка ценных бумаг: 1. Государство, крупнейшие национальные и международные компании. 2. Институциональные инвесторы/финансово-кредитные организации. 3. Индивидуальные инвесторы. 4. Профессионалы – брокеры и дилеры, которые имеют доступ к информации и необходимые связи для проведения операций с ценными бумагами.
ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о праве собственности на определенную долю на акционерный капитал компании и дающая право на получение соответствующей части прибыли. Бывают: простые и привилегированные (первоочередное право претендовать на имущество компании в случае ее ликвидации + право на получение фиксированного дивиденда).
Облигация – долговое обязательство на предъявителя, в соответствии с которым заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечению определенного срока. Бывают: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (3-7 лет), долгосрочные (7 лет и выше), бессрочные.
Вексель – письменное долговое обязательство, составленное по строго установленной форме и дающее право требовать по наступлению срока уговоренной в нем суммы. Бывают: простые/переводные.
Чек – ценная бумага, содержащая письменное распоряжение владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю.
Фондовые биржи – регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами, а операции совершаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Функции фондовой биржи: 1. Обеспечивает ликвидность ценных бумаг. 2. Определяет стоимость ценных бумаг. 3. Выполняет роль индикатора рыночной конъюнктуры.
Товарные и фондовые биржи.
Фондовые биржи – регулярно функционирующий рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами, а операции совершаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Функции фондовой биржи: 1. Обеспечивает ликвидность ценных бумаг. 2. Определяет стоимость ценных бумаг. 3. Выполняет роль индикатора рыночной конъюнктуры.
Задачи фондовой биржи: мобилизация финансовых ресурсов; обеспечение ликвидности финансовых вложений; регулирование рынка ценных бумаг.
Членами биржи могут быть представители брокерских фирм, дилеров, банков и ассоциаций. Члены биржи делятся на две категории: 1) совершающие сделки за свой счёт и счёт клиента; 2) заключающие сделки только за свой счет.
Фондовые биржи могут быть универсальными или специализированными.Специализированныефондовыебиржи характеризуются тем, что в структуре их торгового оборота преобладают ценных бумаги одного вида. Универсальные фондовые биржи торгуют различными ценными бумагами.
Товарная биржа — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
Группы биржевых товаров:
энергетическое сырье: нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан;
цветные и драгоценные металлы: медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина и др.:
зерновые: пшеница, кукуруза, овёс, рожь, ячмень, рис;
маслосемена и продукты их переработки: льняное и хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, соевый шрот;
живые животные и мясо: крупный рогатый скот, живые свиньи, бекон;
пищевкусовые товары: сахар-сырец, сахар рафинированный, кофе, какао-бобы, картофель, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис;
текстильное сырье: хлопок, джут, натуральный и искусственный шёлк, мытая шерсть и др.
промышленное сырье: каучук, пиломатериалы, фанера.
Виды товарных бирж: универсальные и специализированные.
Возникновение и развитие экономической теории.
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди обладали зачатками экономических знаний, имели некоторые представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, жизненных благ. Эк. взгляды того времени были частью сознания и составляли эл-ты религиозных верований, мифов, легенд, сказаний.
Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу». Как отдельная наука ЭТ возникает в 16-18 вв.
Меркантилизм(от итал. mercante – торговец, купец) (Томас Ман, Ж. Б. Кольбер, А.деМонкретьен) как школа возник в 16-17 веке. Представлял интересы торговцев.
Главное богатство общества – золото и серебро (т.е. деньги). Необходим запрет на вывоз денег из страны.
Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот).
Активный торговый баланс должен обеспечиваться широким развитием экспорта товаров.
Государство должно активно вмешиваться в экономику, проводить политику протекционизма во внешней торговле, развивать мореплавание и флот, захватывать колонии, помогая обогащению общества.
Школа физиократов (от гр. physis – природа, kratos – власть) (Ф. Кенэ, А. Тюрго) (18 век) представляла интересы крупных землевладельцев. Богатство – это продукт, производимый в сельском хозяйстве.
Прирост богатства осуществляется в процессе производства, а не обращения. Производительный труд – это земледельческий труд, фермеры и собственники земли – производительный класс. Промышленники, рабочие и торговцы – «бесплодный класс», т.к. в промышленности преобразуется форма продукта, созданного в земледелии. Научный анализ основного и оборотного капитала в виде учения о первоначальных и ежегодных авансах в производство. Экономика – целостный организм, круговой поток продуктов и доходов.
Школа классической политической экономии(от гр.politike --искусство управления государством) (А.Смит, Д.Рикардо, У. Петти, П.Буагильбер) (17-19 вв.). Источник богатства – производство во всех сферах экономики. «Труд есть отец и активное начало богатства, а земля – его мать». Чем эффективнее труд, тем больше богатство нации. Ценность товара связана с затраченным на его производство трудом. Деньги – продукт эволюции общества, орудие торговли. Их основная функция – средство обращения. Свободная и конкурентная рыночная экономика создаёт благоприятные условия для эффективного развития. Экономика лучше функционирует без государственного вмешательства. Во внешней торговле следует отказаться от протекционизма, в стране производить те товары, для производства которых имеются наилучшие условия.
У.Петти – родоначальник статистики, демографии.
Марксизм (теория научного коммунизма)(К.Маркс, В.Ленин) (сер. 19 – нач. 20 в.) Закон стоимости – основной закон развития товарного производства. Теория прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов. Учение об общественно-экономических формациях. Сущность экономических отношений отражает форму собственности на факторы производства. Существует непримиримое противоречие между трудом и капиталом, которое возможно преодолеть только в условиях доминирования государственной собственности на средства производства. Теория экономических кризисов.
Маржинализм(от фр. marginal – находящийся на краю чего-либо, предельный) (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк) (2-я пол. 19 в.) Использование математического аппарата для обоснования теории «предельной полезности», «предельной производительности». Спрос, предложение, цена связаны с психологией поведения отдельного хозяйственного субъекта, зависят от оценки индивидуумом предельных выгод.
Потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.
Неоклассическое направление(А.Маршалл, Л.Вальрас, А.Пигу) (кон. 19 в.). Анализ рыночных сил – спроса, предложения, эластичность. Теория равновесия и «компромиссная» теория цены. Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию. Государство создаёт благоприятные условия для её функционирования.
Кейнсианство (теория регулируемого капитализма)(Д.М.Кейнс, Р. Харрод, Е.Домар) (с 30-х гг 20 в.). Государство должно активно регулировать экономику, социальную сферу с целью устранения кризисных явлений, достижения полной занятости, повышения темпов экономического роста. Рынок не является саморегулируемой системой. Анализ взаимозависимости нацио-нального дохода, инвестиций, потребления, накопления. «Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход». «Эффективный спрос» определяется размерами потребления и инвестиций. Государство должно его регулировать с помощью кредитно-денежной (процентные ставки) и бюджетной политики (государственные расходы).
Институционализм (Т.Веблен, Т.Мальтус, У.Митчел, Дж.Гэлбрейт, Я.Тинберген) (19-20 вв.). Экономика – система, в которой отношения зависят как от экономических, так и внеэкономических факторов (демографических, биологических, этических и др.). Объект исследования – «институты»: корпорации, профсоюзы, государство, морально-этические и психологические явления (обычаи, нормы поведения социальных групп, привычки, инстинкты).
Монетаризм(М.Фридмен, Ф.Хайек) (20 в.). Исследовали воздействие денежного мира на товарный мир, монетарных инструментов и монетарной политики на развитие экономики. Денежный фактор – пружина рыночной экономики и основа её стабилизации. Изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), поэтому краткосрочную денежную политику следует заменить долгосрочной политикой. Государство должно поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3-5% в год независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Частное предпринимательство способно вывести из кризисного состояния экономику, обеспечить её подъём и занятость населения, т.к. рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.