Финансы: сущность и структура финансовой системы страны. Гос. бюджет проблема его дефицита.

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства. Они используются на цели воспроизводства, стимулирования, удовлетворения социальных нужд общества.

Функции финансов:

1) распределительная – распределение национального дохода заключается в создании так называемых первичных доходов:

а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельскохозяйственных рабочих;

б) доходов предприятий сферы материального производства; перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями (сельское хозяйство), предприятиями, регионами;

2) контрольная – контроль за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению; контрольная функция осуществляется с помощью финансовых органов;

3) стимулирующая (с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей – установление цен-тарифов, бюджет, налоги, экспортно-импортные пошлины и тарифы).

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и у государства и предназначенные для целей воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных потребностей.

Финансовые ресурсы делятся на: 1) собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, прибыль); 2) мобилизуемые на финансовом рынке (операции с ценными бумагами); 3) поступающие в порядке перераспределения (субсидии, субвенции (на конкретную цель), страховые возмещения).

Финансовая система – это совокупность учреждений (фонды, финансовые компании), а также это система финансовых отношений.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды страхования;

5) фондовый рынок;

6) финансы предприятий различных форм собственности.

В общем виде выделяют:1) финансы хозяйственных субъектов (включают в себя финансовые отношения между юридическими лицами и государством); 2) финансы населения (домашних хозяйств); 3) финансы государства, которые формируют центральную часть всей финансовой системы.

Государственный бюджет – денежный фонд для финансирования деятельности государства. Он состоит из двух частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, аккумулируемые государством. В качестве источников бюджета выступают: 1) прямые и косвенные налоги;

2) государственные займы; 3) эмиссия бумажных и кредитных денег; 4) поступления внебюджетных средств.

Секвестр бюджета (сокращение) в связи с ограниченностью средств и невыполнением утвержденного бюджета по поступлениям доходов в фактическое исполнение бюджета может оказаться ниже, чем предусматривалось. Учитывая, что при утверждении бюджета устанавливаются предельные уровни дефицита, неизбежным становится секвестр, кроме расходов, специально защищенных статей (заработная плата, расходы на медикаменты, дотации на животноводство).

Гос. бюджет в зависимости от соответствия доходной (формируется за счет налогов, кредитов, средств междунар. организаций) и расходной (связана с выполнением функций гос-ва) частей может быть 3 видов:

1) профицитный – если государственные доходы превышают расходы, то образуется положительное сальдо, называемое профицитом бюджета;

2) дефицитный – расходы государства больше его доходов; превышение расходов над доходами принято называть дефицитом бюджета; в настоящее время почти во всех странах имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и развитым, и развивающимся странам. Различают два вида дефицита – циклический, вызванный изменениями в промышленном цикле, и структурный, его причина – фискальная политика государства; в основе дефицита государственного бюджета лежит множество причин:

а) спад общего производства;

б) завышенные расходы на реализацию социальных программ;

в) возросшие затраты на оборону;

г) рост теневого сектора экономики;

Дефицит бюджета является основной причиной возникновения гос. долга и представляет собой общую сумму задолженности по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.

3) сбалансированный – доходы и расходы государства совпадают.


Наши рекомендации