Понятие, сущность и значение финансовой системы в регулировании социально-экономического развития страны.
До начала XX в. термин «финансы» употреблялся в узком смысле — как государственные финансы.
Государственные финансы представляют собой совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функций.
В современном обществе он используется в более широкой трактовке, включая и финансы субъектов хозяйствования: организаций, предприятий, корпораций (финансы предприятий).
Финансы как экономическая категория представляют собой совокупность распределительных денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, возникающих в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.
Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений образуют финансовую систему страны, в которой различают следующие сферы: общегосударственные (централизованные) финансы и финансы субъектов хозяйствования — предприятий, организаций, учреждений (децентрализованные). Отдельные авторы к децентрализованным относят и финансы домашних хозяйств. В свою очередь государственные финансы включают бюджетную систему, целевые внебюджетные фонды и государственный кредит; финансы хозяйствующих субъектов — финансы предприятий материального производства и финансы организаций и учреждений непроизводственной сферы.
Существует третий подход к определению финансовой системы как совокупности рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Структура финансовой системы состоит из финансовых рынков, финансовых институтов и финансовых инструментов.
Финансовые институты включают: финансовые учреждения депозитарного типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды, иные финансовые организации.
Финансовый рынок включает: валютный рынок, рынок капитала, рынок золота, денежный рынок.
Большинство финансовых инструментов представляют ценные бумаги.
Финансовая политика эта намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.
Главным субъектом финансовой политики является государство. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы и законодательно оформляется в нормативных актах.
Основными целями финансовой политики являются мобилизация финансовых ресурсов и наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
К основным задачам финансовой политики относятся следующие:
• соответствие объективным экономическим законам;
• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорениерыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
• уменьшение дефицита государственного бюджета;
• либерализация внешнеэкономической деятельности;
• активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;
• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;
• разработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Через финансовый механизм государство воздействует на все стороны общественного воспроизводства, регулирует развитие социальной сферы, оказывает поддержку малому бизнесу, стимулирует инновационные процессы. Успешной реализации этих процессов способствует современная инфраструктура финансовой системы страны, в которую входят Министерство финансов и территориальные финансовые органы, включая органы государственного казначейства, Министерство по налогам и сборам и территориальные налоговые органы, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк, Комитет государственного контроля, финансовые службы министерств и ведомств, финансовые управления предприятий и др.
Бюджетная система Республики Беларусь, ее характеристика. Содержание и основные принципы бюджетного регулирования.
Бюджетно-финансовая политика государства, представляет собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фондах, а также финансирование мероприятий по обеспечению основных направлений бюджетно-финансовой политики как в целом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление субвенций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюджетном регулировании и др.
В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их экономическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики.
Государственный бюджет занимает центральное место, представляет собой совокупность специфических денежных отношений, опосредующих формирование, распределение и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства, состоит из доходной и расходной части. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система.
Бюджетная система Республики Беларусь — это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые).
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, законах о республиканском бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства, регулирующие бюджетные отношения на местном уровне, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.
Доходы бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления.
Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.
Расходы бюджета, представляют собой денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.
Осуществляя расходы, государство выступает производителем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического развития страны. Государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние на производство и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивают экономический рост.
Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав Граждан; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.