Понятие, сущность и значение финансовой системы в регулировании социально-экономического развития страны.

До начала XX в. термин «финансы» употреблялся в узком смысле — как государствен­ные финансы.

Государственные финансы представляют собой совокуп­ность регламентированных государством перераспределитель­ных денежных отношений, связанных с формированием и ис­пользованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения его функ­ций.

В современном обществе он ис­пользуется в более широкой трактовке, включая и финансы субъектов хозяйствования: организаций, предприятий, корпо­раций (финансы предприятий).

Финансы как экономическая категория представляют собой совокупность распределительных денеж­ных отношений, связанных с формированием и использовани­ем денежных фондов, возникающих в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.

Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отно­шений образуют финансовую систему страны, в которой раз­личают следующие сферы: общегосударственные (централи­зованные) финансы и финансы субъектов хозяйствования — предприятий, организаций, учреждений (децентрализован­ные). Отдельные авторы к децентрализованным относят и фи­нансы домашних хозяйств. В свою очередь государственные финансы включают бюджетную систему, целевые внебюджет­ные фонды и государственный кредит; финансы хозяйству­ющих субъектов — финансы предприятий материального про­изводства и финансы организаций и учреждений непроизвод­ственной сферы.

Существует третий подход к определению финансовой системы как совокупности рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Структура финансовой системы состоит из финансовых рынков, финансовых институтов и финансовых инструментов.

Финансовые институты включают: финансовые учреждения депозитарного типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды, иные финансовые организации.

Финансовый рынок включает: валютный рынок, рынок капитала, рынок золота, денежный рынок.

Большинство финансовых инструментов представляют ценные бумаги.

Финансовая политика эта намеченная государством на определен­ном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Финансовая политика реализуется через финансовый механизм, его рычаги и стимулы и законодательно оформляется в нормативных актах.

Основными целями финансовой политики являются мобилиза­ция финансовых ресурсов и наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

К основным задачам финансовой политики относятся следующие:

• соответствие объективным экономическим законам;

• финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускоре­ниерыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;

• отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определе­ние их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

• концентрация финансовых ресурсов на важнейших направле­ниях экономического и социального развития;

• обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;

• уменьшение дефицита государственного бюджета;

• либерализация внешнеэкономической деятельности;

• активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики;

• унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран;

• разработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

Через финансовый меха­низм государство воздействует на все стороны общественного воспроизводства, регулирует развитие социальной сферы, ока­зывает поддержку малому бизнесу, стимулирует инновацион­ные процессы. Успешной реализации этих процессов способ­ствует современная инфраструктура финансовой системы страны, в которую входят Министерство финансов и террито­риальные финансовые органы, включая органы государствен­ного казначейства, Министерство по налогам и сборам и тер­риториальные налоговые органы, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк, Комитет государственного контроля, финансовые службы мини­стерств и ведомств, финансовые управления предприятий и др.

Бюджетная система Республики Беларусь, ее характеристика. Содержание и основные принципы бюджетного регулирования.

Бюджет­но-финансовая политика государства, представляет со­бой совокупность принимаемых решений и мероприятий по ис­пользованию финансовых отношений для выполнения государ­ством своих функций. В роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фон­дах, а также финансирование мероприятий по обеспечению ос­новных направлений бюджетно-финансовой политики как в це­лом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление суб­венций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюд­жетном регулировании и др.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отрас­лей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их эконо­мическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансо­вой политики.

Государственный бюджет занимает центральное место, представляет собой совокупность специфических де­нежных отношений, опосредующих формирование, распреде­ление и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства, состоит из доходной и расходной части. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система.

Бюджетная система Республики Беларусь — это регу­лируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, го­родские, сельские и поселковые).

Консолидирован­ный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь, законах о республиканском бюджете Респуб­лики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Нормы бюджетного законодательства, регулирующие бюджетные от­ношения на местном уровне, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009 г. и стал основой бюджетного законодательства.

Дохо­ды бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления.

Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономиче­ского развития, стратегическими целями и методами их дости­жения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных нало­гов, степень налогообложения доходов граждан, размер нена­логовых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.

Расходы бюджета, представляют собой денежные средства, направляемые на фи­нансирование задач и функций государства. Назначение бюджетных расходов — обеспечение расходных обязательств органов власти всех уровней.

Осуществляя расходы, государство выступает производите­лем особых товаров (работ, услуг) по защите конституционных прав граждан, а также регулированию экономического разви­тия страны. Государственные расходы в основном направлены на внутренний рынок, оказывая влияние на производство и на расширение совокупного внутреннего спроса и обеспечивают экономический рост.

Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав Граждан; действующих в республике финансовых нормах и Нормативах.

Наши рекомендации