Свобода предпринимательства и свобода выбора.
Свобода предпринимательства и свобода выбора.
Свобода предпринимательства и выбора означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по выбору самого предприятия.
Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.
Свобода предпринимательства и выбора означает, что:
o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать ресурсы по своему усмотрению;
o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;
o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, которой они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.
Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.
В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:
o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей или минимизацию убытков;
o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов;
o наемные работники хотят получать больший доход;
o потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене.
Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес.
Личный интерес формирует поведение различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного интереса в производстве товаров и услуг.
Специализация производства.
Люди давно усвоили, что самообеспеченность и изолированное натуральное хозяйство, в котором производится весь набор необходимых продуктов, неэффективны. Человек, берущийся за любую работу, может быть мастером на все руки, но в производительности труда он явно не преуспеет. Вот почему в обществах издрёвле развивается разделение труда между производителями, то есть обособление различных его видов в форме специализации деятельности (от лат. specialis - особый - species - род, вид, разновидность).
Специализация производства – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.
Специализация производства, следовательно, - это такая его организация, при которой производители сосредоточиваются на выпуске определённых видов продукции. Отсюда ясно, что разделение труда одновременно предполагает и производственную кооперацию, или кооперирование (от лат. cooperalio - сотрудничество), то есть хозяйственные связи между специализированными предприятиями, взаимообмен продукцией, которую они выпускают. У специализации, естественно, есть как плюсы, так и минусы.
Преимущества специализации:
♦ более рациональное использование факторов производства. Отдавая всё свое время какому-то одному делу, люди легче овладевают необходимым мастерством и быстрее в нём совершенствуются.
В специализированном производстве гораздо меньше простоев оборудования, нет неизбежных потерь времени, связанных со сменой одного вида работы другим. Наконец, при региональном и международном разделении труда эффективнее используются географические, природно-климатические, хозяйственные и другие особенности отдельных регионов и стран.
♦ возможность механизации производства. Дело в том, что специализация предельно упрощает технологические операции. Ведь даже сегодня нет такого универсального станка, который бы превратил, скажем, ствол дерева в шкаф. Если же разбить эту работу на небольшие отдельные специализированные операции, то применение машин, конвейеров, автоматики становится вполне возможным.
♦ рост эффективности производства. В результате механизации мощно растёт производительность труда, расширяется выпуск продукции, обеспечиваются его массовость и удешевление.
Недостатки специализации:
♦ монотонность и нудность специализированного труда. Здесь работник - часто механический исполнитель заданных машиной движений. Он "привязан" к относительно узкому роду деятельности, и в случае безработицы ему труднее найти другое рабочее место. Особенно изматывающее действует на людей жёсткая "встроенность" в конвейерные технологии.
♦ производители зависят друг от друга. Сбои в одном звене сразу сказываются на всей цепочке. Поэтому следует избегать чрезмерно узкой специализации.
♦ однообразие выпускаемой продукции.
И всё же плюсы разделения труда явно перевешивают его минусы. Именно массовость и относительная дешевизна изделий специализированного производства (особенно таких, как телевизоры, холодильники, стиральные машины, компьютеры и пр.) делают их доступными для широких слоёв населения.
Свобода предпринимательства и свобода выбора.
Свобода предпринимательства и выбора означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по выбору самого предприятия.
Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.
Свобода предпринимательства и выбора означает, что:
o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать ресурсы по своему усмотрению;
o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;
o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, которой они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.
Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.
В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:
o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей или минимизацию убытков;
o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов;
o наемные работники хотят получать больший доход;
o потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене.
Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес.
Личный интерес формирует поведение различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного интереса в производстве товаров и услуг.
Специализация производства.
Люди давно усвоили, что самообеспеченность и изолированное натуральное хозяйство, в котором производится весь набор необходимых продуктов, неэффективны. Человек, берущийся за любую работу, может быть мастером на все руки, но в производительности труда он явно не преуспеет. Вот почему в обществах издрёвле развивается разделение труда между производителями, то есть обособление различных его видов в форме специализации деятельности (от лат. specialis - особый - species - род, вид, разновидность).
Специализация производства – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.
Специализация производства, следовательно, - это такая его организация, при которой производители сосредоточиваются на выпуске определённых видов продукции. Отсюда ясно, что разделение труда одновременно предполагает и производственную кооперацию, или кооперирование (от лат. cooperalio - сотрудничество), то есть хозяйственные связи между специализированными предприятиями, взаимообмен продукцией, которую они выпускают. У специализации, естественно, есть как плюсы, так и минусы.
Преимущества специализации:
♦ более рациональное использование факторов производства. Отдавая всё свое время какому-то одному делу, люди легче овладевают необходимым мастерством и быстрее в нём совершенствуются.
В специализированном производстве гораздо меньше простоев оборудования, нет неизбежных потерь времени, связанных со сменой одного вида работы другим. Наконец, при региональном и международном разделении труда эффективнее используются географические, природно-климатические, хозяйственные и другие особенности отдельных регионов и стран.
♦ возможность механизации производства. Дело в том, что специализация предельно упрощает технологические операции. Ведь даже сегодня нет такого универсального станка, который бы превратил, скажем, ствол дерева в шкаф. Если же разбить эту работу на небольшие отдельные специализированные операции, то применение машин, конвейеров, автоматики становится вполне возможным.
♦ рост эффективности производства. В результате механизации мощно растёт производительность труда, расширяется выпуск продукции, обеспечиваются его массовость и удешевление.
Недостатки специализации:
♦ монотонность и нудность специализированного труда. Здесь работник - часто механический исполнитель заданных машиной движений. Он "привязан" к относительно узкому роду деятельности, и в случае безработицы ему труднее найти другое рабочее место. Особенно изматывающее действует на людей жёсткая "встроенность" в конвейерные технологии.
♦ производители зависят друг от друга. Сбои в одном звене сразу сказываются на всей цепочке. Поэтому следует избегать чрезмерно узкой специализации.
♦ однообразие выпускаемой продукции.
И всё же плюсы разделения труда явно перевешивают его минусы. Именно массовость и относительная дешевизна изделий специализированного производства (особенно таких, как телевизоры, холодильники, стиральные машины, компьютеры и пр.) делают их доступными для широких слоёв населения.