Лизинг: сущность, функции и виды. Мех-м лизинговой сделки.

Из многочисленных функций лизинга основными являются четыре:

Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.

Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин.

Функция сбыта — это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта.

Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:

а) взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

б) лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;

в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.

Потребитель, желающий взять в лизинг какое-либо оборудование, в зависимости от своих потребностей определяет их марки и типы, а затем ведет переговоры с производителем о сроках его поставки, о ценах, то есть оговаривает вопросы, связанные с заключением контракта купли-продажи. Потребитель сообщает производителю о своем желании взять в лизинг указанное оборудование через лизинговую компанию. После достижения договоренности с изготовителем оборудования, потенциальный лизингополучатель обращается в лизинговую компанию.

После достижения договоренности с лизинговой компанией, лизингополучатель подписывает с ней договор лизинга и сообщает об этом сам или через лизинговую компанию изготовителю оборудования.

Лизинговая компания и изготовитель оборудования составляют договор купли-продажи необходимого оборудования.

После его изготовления объекта лизинга, изготовитель предъявляют его лизингополучателю к приемке. Последний подписывает акт приемки, один экземпляр которого, передается лизинговой компании.

Подготовив оборудование к отгрузке, изготовитель выписывает лизинговой компании счет, и выставляет его на оплату, проведя которую лизинговая компания становится собственником объекта лизинга и сохраняет это право в течение всего срока действия лизингового договора. Если во время лизингового срока лизингополучатель объявлен банкротом, объекты лизинга возвращаются лизинговой компании, которая уже сама ищет нового арендатора.

52.Эк. содержание франчайзинга, его преим-ва и недостатки

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов.

Преимущества франчайзинга состоят в следующем:

для франчайзора - это возможность:

• увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;

• увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;

• снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.п.);

• расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него;

для франчайзи - это возможность:

• стать самостоятельным предпринимателем;

• вести свой бизнес под признанным торговым знаком;

• использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;

• совместной рекламы;

• обучения и помощи со стороны франчайзера;

• приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;

• финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.

Недостатки франчайзинга состоят в следующем:

для франчайзора- это:

•сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит;

•возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;

•опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;

•возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;

для франчайзи - это:

•контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;

•опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;

•опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;

•большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле.

Наши рекомендации