Лизинг: сущность, функции и виды. Мех-м лизинговой сделки.
Из многочисленных функций лизинга основными являются четыре:
Финансовая функция выражается в освобождении товаропроизводителя от единовременной оплаты полной стоимости необходимых средств производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.
Производственная функция лизинга заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин.
Функция сбыта — это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта.
Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:
а) взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;
б) лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;
в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.
Потребитель, желающий взять в лизинг какое-либо оборудование, в зависимости от своих потребностей определяет их марки и типы, а затем ведет переговоры с производителем о сроках его поставки, о ценах, то есть оговаривает вопросы, связанные с заключением контракта купли-продажи. Потребитель сообщает производителю о своем желании взять в лизинг указанное оборудование через лизинговую компанию. После достижения договоренности с изготовителем оборудования, потенциальный лизингополучатель обращается в лизинговую компанию.
После достижения договоренности с лизинговой компанией, лизингополучатель подписывает с ней договор лизинга и сообщает об этом сам или через лизинговую компанию изготовителю оборудования.
Лизинговая компания и изготовитель оборудования составляют договор купли-продажи необходимого оборудования.
После его изготовления объекта лизинга, изготовитель предъявляют его лизингополучателю к приемке. Последний подписывает акт приемки, один экземпляр которого, передается лизинговой компании.
Подготовив оборудование к отгрузке, изготовитель выписывает лизинговой компании счет, и выставляет его на оплату, проведя которую лизинговая компания становится собственником объекта лизинга и сохраняет это право в течение всего срока действия лизингового договора. Если во время лизингового срока лизингополучатель объявлен банкротом, объекты лизинга возвращаются лизинговой компании, которая уже сама ищет нового арендатора.
52.Эк. содержание франчайзинга, его преим-ва и недостатки
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов.
Преимущества франчайзинга состоят в следующем:
для франчайзора - это возможность:
• увеличить число торговых предприятий (торговых точек, т.е. мест продажи товаров или услуг) при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;
• увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;
• снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда и т.п.);
• расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него;
для франчайзи - это возможность:
• стать самостоятельным предпринимателем;
• вести свой бизнес под признанным торговым знаком;
• использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;
• совместной рекламы;
• обучения и помощи со стороны франчайзера;
• приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;
• финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.
Недостатки франчайзинга состоят в следующем:
для франчайзора- это:
•сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит;
•возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;
•опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;
•возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;
для франчайзи - это:
•контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;
•опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзиатов;
•опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;
•большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле.