Направления социального развития коллектива

По своему составу и структуре трудовые коллективы неодно­родны. Под структурой трудового коллективапонимается сово­купность его элементов и отношений между этими элементами. В качестве элемента структуры коллектива выступает социальная группа — совокупность людей, обладающих общностью како­го-либо социального признака, например, общностью профессий, уровня образования, общностью интересов и ориентации, пол, возраст и другие.

В зависимости от целей, которые преследуются при изучении, анализе, социальном планировании, можно выделить различные виды социальных структур предприятия:

• производственно-функциональная (целевая) структура.Она состоит из групп, представленных производственными под­ разделениями, где преобладают формальные, служебно-деловые отношения между членами социальных групп;

• общественно-организационная структура —формирует­ся общественными организациями предприятия (профсоюзная, творческие организации, советы трудовых коллективов, советы бригадиров и др.);

социально-психологическая структураколлектива представляет собой неформальную структуру, которая формируется на основе личных симпатий, привязанностей, обищих ценностных ориентации, увлечений, интересов;

• профессионально-квалификационная структура —соотношение работников в зависимости от состава профессио­нальных и квалификационных групп, характеризующихся об­щностью социальных качеств, а именно типом отношения к труду, направленностью интересов, стимулов, ориентации, уровнем ма­териальной обеспеченности т.п.;

• социально-демографическая структураколлектива пред­ставляет собой состав и соотношение социальных групп, обусловленных полом, возрастом, семейным положением. Каждая из этих групп отличается присущей ей ценностно-ориентационными и поведенческими особенностями. Учитывая сложность структур тру­дового коллектива, своеобразие форм их социального поведения и проявления межличностных отношений, специалисты-экономисты (экономисты по труду), социологи, руководителе всех иерархи­ческих уровней должны тщательно изучать особенности социальных групп, присущие им интересы, ориентации и типы поведения, их влияние на общеколлективную деятельность. Доскональное знание особенностей трудового коллектива позволит учесть все особенности при совершенствовании организации труда.

Планирование социальной инфраструктуры коллектива предприятия.




Планирование мероприятий по улучшению условий труда и охраны здоровья работников.

В разделе плана социального развития коллектива “Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия”особое внимание уделяется мероприя­тиям по совершенствованию производственной среды, которая ока­зывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-пси­хологический климат в коллективе. Улучшение условий труда и ох­раны здоровья работников создает предпосылки для более благопри­ятного протекания социальных процессов в сфере труда, таких, как мотивация, адаптация, сплочение коллектива и др. При разработке этого раздела плана особое внимание уделяется: улучшению социаль­но-гигиенических условий труда на рабочих местах (улучшение мик­роклимата, снижение уровня шума, вибрации, запыленности, загазо­ванности), улучшение уровня освещенности и других показателей са­нитарно-гигиенических условий труда по всему их комплексу; оптимизации физиологических и психологических факторов труда, под которыми понимается установление оптимальных режимов тру­да и отдыха, создание нормальных условий регламентированного от­дыха, обеспечение здорового социально-психологического климата в коллективе, снижение производственного травматизма, а также уси­лению профилактики и снижению профессиональной и общей забо­леваемости работников; улучшению медицинского обслуживания на предприятии. В качестве показателей по этому разделу используются чис­ленность рабочих, в том числе женщин, с нормальными, тяжелы­ми и вредными условиями труда; показатели санитарно-гигиени­ческих условий труда; число случаев заболеваемости и человеко-дней нетрудоспособности на 100 работающих; уровень травматиз­ма и профессиональных заболеваний; количество рабочих, заня­тых в ночное время; показатели, характеризующие состояние и ма­териально-техническую базу здравпунктов, поликлиник; затраты предприятия на улучшение условий труда и охраны здоровья ра­ботников.




75.Аттестация рабочих мест как основа планирования мероприятий по улучшению условий труда.

Планирование мероприятий по совершенствованию культурно-бытовых потребностей работников.

В разделе плана социального развития коллектива “Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищ­ных и культурно-бытовых условий работников предприятия” предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в Уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.

Улучшение жилищных и бытовых условий осуществляется на основе изучения потребностей коллектива и учета возможностей их удовлетворения путем включения в план строительства жилья (в том числе в форме долевого участия в строительстве государ­ственного жилого фонда, расширения кооперативного и индиви­дуального строительства), детских дошкольных учреждений; раз­витие и строительство объектов коммунально-бытового обслужи­вания (комплексные приемные пункты бытовых услуг, прачечные самообслуживания и т.п.).

Развитие материальной базы социально-культурных меропри­ятий и отдыха также одно из важнейших направлений планирова­ния социального развития коллектива. При планировании по это­му направлению предусматривается строительство и расширение культурно-просветительных учреждений, летних оздоровитель­ных лагерей для детей, спортивных баз и баз отдыха и т.п.

При планировании совершенствования оплаты труда, улучше­ния жилищных и культурно-бытовых условий работников пред­приятий используются такие показатели, как среднемесячная зара­ботная плата по категориям персонала; средний размер премий по категориям персонала и источникам премированиям; размер фон­да экономического стимулирования и направления его использо­вания; средняя обеспеченность работающих и членов их семей жи­лой площадью; численность работников, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, количество мест в дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и степень обеспеченности ими работников предприятия; обеспеченность путевками в сана­тории, дома отдыха, профилактории; объем производства продук­ции (по видам) в подсобном хозяйстве; число посадочных мест в столовых на 1000 человек работающих; затраты на.реализацию мероприятий по данному разделу.

77.Источники финансирования развития плана социального развития предприятия.

78.Финансовый план.

Технически финансовый план составляется в последнюю очередь, но анализируя бизнес-план, потенциальные инвесторы, партнеры и руководители предприятия, прежде всего будут смотреть именно этот раздел. Составление ФП представляет собой завершающую стадию процесса планирования.

При составлении любых ФП следует придерживаться следующих правил.

1. При прогнозе доходов придерживаться правила «пессимистичной оценки» или иначе – «плохой погоды», которое состоит в том, что при наличии двух и более возможных вариантов суммы по той или иной статье доходов выбирается меньшее значение, а в случае с расходами – строго наоборот, выбирается большее значение.

2. Любая цифра, содержащаяся в финансовом плане, должна быть обоснована. Если речь идет о производственных расходах то таким обоснованием может служить информация, содержащаяся в плане производства, либо в дополнительных технико-экономических расчетах. Если речь идет об административных и управленческих расходах, то необходимо либо в самом плане, либо в приложениях к нему пояснить логику расчета, которой вы руководствуетесь. Вполне понятно, что в каждом плане существует масса цифр и показателей, которые прогнозируются на основе интуиции или из прошлого опыта, поскольку не существует достаточно достоверной информации. В таком случае, необходимо указать принцип принятия решения (по экспертной оценке, по аналогии с предыдущими периодами, в зависимости от принятых правительственных документах и т.д. и т.п.).

Существуют три основных документа, позволяющих планировать, анализировать и контролировать инвестиционный проект: «Отчет о прибылях и убытках (IncomeStatement)», «Баланс (BalanceSheet)» и «План денежных потоков (CashFlow)».

Отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия (здесь и далее под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции или услуг) за определенные периоды времени (месяц, квартал, год).

В соответствие с международной практикой, формирование отчета о прибылях и убытках, осуществляется на основании метода начислений. Суть метода начислений состоит в том, что доходы учитываются способом, который в Российском учете получил название «по отгрузке», а расходы признаются в момент их возникновения, независимо от того, когда они будут оплачены.

Для составления бизнес-планов UNIDO рекомендуется применять стандарт IAS (Internationalaccountingstandard), который регламентирует процесс составления отчета о прибылях и убытках.

Для построения таблицы «Огчет о прибылях и убытках» потребуются следующие данные.

1. Из плана продаж — выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам. При этом в таблице «Отчет о прибылях и убытках» отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении.

2. Из плана издержек — сумма переменных издержек, с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год).

Из плана издержек — сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что отчет о прибылях и убытках включает в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.

Имеются только два способа повышения эффективности деятельности предприятия (увеличения значения в нижней строке таблицы, то есть чистой прибыли): продавать дороже и больше и/или производить дешевле. Это очень простое правило является на­иболее важным в процессе анализа и управления проектом. Какие бы действия не предпринимало руководство предприятия по повышению его эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий.

Отчет о прибылях и убытках

  Наименование статьи 2009 год 2010 год 2011 год
+ Выручка от реализации продукции (объем продаж) 1 000 1 300 1 700
- Потери
- Объем продаж с учетом потерь 1 274 1 666
- Переменные издержки
= Валовая прибыль 1 156
- Операционные издержки
- Торгово-адмминистративные издержки
= Прибыль
- Налоги 20% 84,8 119,2
= Чистая прибыль 339,2 476,8

Балансовая ведомость.

Балансовая ведомость, отражает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени, например - 31 декабря 2008 года. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени.

Баланс состоит из двух сторон: актива (слева) и пассива (справа), суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой.

Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности. Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, это равенство означает, что то, чем предприятие владеет, оно должно или кредиторам, или его владельцам. Формирование баланса также осуществляется в соответствии с правилами СААР.

Пример баланс предприятия В.

Активы млн. руб. Пассивы млн. руб.
Оборотные средстватекущие активы 1 000 Краткосрочные обязательства (заем)
Основные средства фиксированные активы Долгосрочные обязательства (заем) 1 000
Другие (нематериальные) активы Собственный капитал (акционерный капитал) 2 100
Сумма активов Сумма пассивов

План денежных потоков.

План денежных потоков (Кэш-Фло) –переводится как «поток наличности», или «денежный поток». Цель составления – планиро-ваниефактич-х поступлений ДС на расч. счет и фактических платежей с учетом реальных сроков по 3 видам деят-ти: операц. (производ-ой), инвестиц-й и финансовой.

Остаток ДС на расч.счете п/п формируется за счет притока ДС (доходов от реализации прод-ции и усл, АО, доходов от реализации активов п/п, взносов в уставный фонд и займов) и оттока ДС (затрат на произ-во продукции и услуг, общих издержек п/п, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат). Все поступления и платежи отображаются в периоды времени, соответствующие фактич.датамосущ-я этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализованные продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. Все поступления и платежи д.б. выражены в рублях по курсу, соответствующему дате фактического осуществления платежа.

«Отчет о ДДС», основанный на методе «Кэш-Фло», демонстрирует движение ДС и отражает деят-тьп/п в динамике от пер-да к пер-ду.

Деят-тьп/п делится на 3 обл.:операц.(производ.);инвестиц.;фин-я.

В «Отчете о приб. и убыт.» м-но определить, как п/п выполняет осн. ф-цию — производить и реализовывать продукцию или услуги, и какой V прибыли можно получить в рез-те этой деят-ти. В отл. от этого «Отчет о ДДС» содержит 2 доп-ых раздела - «Кэш-Фло» от «инвестиц.деят-ти» и «Кэш-Фло» от «фин-ой деят-ти», из кот. можно выяснить V и сроки инвестиций, форму финансир-я п/п.

В разделе «Кэш-Фло от инвестиц.деят-ти» отображаются платежи за приобретенные активы, а источником поступлений служат поступления от реализации активов, кот. не используются в произ-ве. Также указ-ся и балансовая ст-ть имеющихся в собствен-ностип/п, активов на дату начала проекта. Затраты на приобретение активов в будущие периоды деят-тид.б указаны в рублях с учетом инфляции основных фондов.

В «Кэш-Фло от финдеят-ти» в кач-ве поступлений учит-ся: вклады владельцев п/п, АК, долгосроч и краткоср займы, % по вкладам. В качестве выплат — погашение займов, дивиденды.

Сумма «Кэш-Фло» каждого из разделов «Плана денежных потоков» будет составлять остаток ликвидных средств в соот­ветствующий период, при этом Кэш-баланс на конец расчетного периода будет равен сумме Кэш-баланса предыдущего периода с остатком ликвидных средств текущего периода времени.


Наши рекомендации