Направления социального развития коллектива
По своему составу и структуре трудовые коллективы неоднородны. Под структурой трудового коллективапонимается совокупность его элементов и отношений между этими элементами. В качестве элемента структуры коллектива выступает социальная группа — совокупность людей, обладающих общностью какого-либо социального признака, например, общностью профессий, уровня образования, общностью интересов и ориентации, пол, возраст и другие.
В зависимости от целей, которые преследуются при изучении, анализе, социальном планировании, можно выделить различные виды социальных структур предприятия:
• производственно-функциональная (целевая) структура.Она состоит из групп, представленных производственными под разделениями, где преобладают формальные, служебно-деловые отношения между членами социальных групп;
• общественно-организационная структура —формируется общественными организациями предприятия (профсоюзная, творческие организации, советы трудовых коллективов, советы бригадиров и др.);
социально-психологическая структураколлектива представляет собой неформальную структуру, которая формируется на основе личных симпатий, привязанностей, обищих ценностных ориентации, увлечений, интересов;
• профессионально-квалификационная структура —соотношение работников в зависимости от состава профессиональных и квалификационных групп, характеризующихся общностью социальных качеств, а именно типом отношения к труду, направленностью интересов, стимулов, ориентации, уровнем материальной обеспеченности т.п.;
• социально-демографическая структураколлектива представляет собой состав и соотношение социальных групп, обусловленных полом, возрастом, семейным положением. Каждая из этих групп отличается присущей ей ценностно-ориентационными и поведенческими особенностями. Учитывая сложность структур трудового коллектива, своеобразие форм их социального поведения и проявления межличностных отношений, специалисты-экономисты (экономисты по труду), социологи, руководителе всех иерархических уровней должны тщательно изучать особенности социальных групп, присущие им интересы, ориентации и типы поведения, их влияние на общеколлективную деятельность. Доскональное знание особенностей трудового коллектива позволит учесть все особенности при совершенствовании организации труда.
Планирование социальной инфраструктуры коллектива предприятия.
Планирование мероприятий по улучшению условий труда и охраны здоровья работников.
В разделе плана социального развития коллектива “Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия”особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников создает предпосылки для более благоприятного протекания социальных процессов в сфере труда, таких, как мотивация, адаптация, сплочение коллектива и др. При разработке этого раздела плана особое внимание уделяется: улучшению социально-гигиенических условий труда на рабочих местах (улучшение микроклимата, снижение уровня шума, вибрации, запыленности, загазованности), улучшение уровня освещенности и других показателей санитарно-гигиенических условий труда по всему их комплексу; оптимизации физиологических и психологических факторов труда, под которыми понимается установление оптимальных режимов труда и отдыха, создание нормальных условий регламентированного отдыха, обеспечение здорового социально-психологического климата в коллективе, снижение производственного травматизма, а также усилению профилактики и снижению профессиональной и общей заболеваемости работников; улучшению медицинского обслуживания на предприятии. В качестве показателей по этому разделу используются численность рабочих, в том числе женщин, с нормальными, тяжелыми и вредными условиями труда; показатели санитарно-гигиенических условий труда; число случаев заболеваемости и человеко-дней нетрудоспособности на 100 работающих; уровень травматизма и профессиональных заболеваний; количество рабочих, занятых в ночное время; показатели, характеризующие состояние и материально-техническую базу здравпунктов, поликлиник; затраты предприятия на улучшение условий труда и охраны здоровья работников.
75.Аттестация рабочих мест как основа планирования мероприятий по улучшению условий труда.
Планирование мероприятий по совершенствованию культурно-бытовых потребностей работников.
В разделе плана социального развития коллектива “Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия” предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в Уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.
Улучшение жилищных и бытовых условий осуществляется на основе изучения потребностей коллектива и учета возможностей их удовлетворения путем включения в план строительства жилья (в том числе в форме долевого участия в строительстве государственного жилого фонда, расширения кооперативного и индивидуального строительства), детских дошкольных учреждений; развитие и строительство объектов коммунально-бытового обслуживания (комплексные приемные пункты бытовых услуг, прачечные самообслуживания и т.п.).
Развитие материальной базы социально-культурных мероприятий и отдыха также одно из важнейших направлений планирования социального развития коллектива. При планировании по этому направлению предусматривается строительство и расширение культурно-просветительных учреждений, летних оздоровительных лагерей для детей, спортивных баз и баз отдыха и т.п.
При планировании совершенствования оплаты труда, улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятий используются такие показатели, как среднемесячная заработная плата по категориям персонала; средний размер премий по категориям персонала и источникам премированиям; размер фонда экономического стимулирования и направления его использования; средняя обеспеченность работающих и членов их семей жилой площадью; численность работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, количество мест в дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и степень обеспеченности ими работников предприятия; обеспеченность путевками в санатории, дома отдыха, профилактории; объем производства продукции (по видам) в подсобном хозяйстве; число посадочных мест в столовых на 1000 человек работающих; затраты на.реализацию мероприятий по данному разделу.
77.Источники финансирования развития плана социального развития предприятия.
78.Финансовый план.
Технически финансовый план составляется в последнюю очередь, но анализируя бизнес-план, потенциальные инвесторы, партнеры и руководители предприятия, прежде всего будут смотреть именно этот раздел. Составление ФП представляет собой завершающую стадию процесса планирования.
При составлении любых ФП следует придерживаться следующих правил.
1. При прогнозе доходов придерживаться правила «пессимистичной оценки» или иначе – «плохой погоды», которое состоит в том, что при наличии двух и более возможных вариантов суммы по той или иной статье доходов выбирается меньшее значение, а в случае с расходами – строго наоборот, выбирается большее значение.
2. Любая цифра, содержащаяся в финансовом плане, должна быть обоснована. Если речь идет о производственных расходах то таким обоснованием может служить информация, содержащаяся в плане производства, либо в дополнительных технико-экономических расчетах. Если речь идет об административных и управленческих расходах, то необходимо либо в самом плане, либо в приложениях к нему пояснить логику расчета, которой вы руководствуетесь. Вполне понятно, что в каждом плане существует масса цифр и показателей, которые прогнозируются на основе интуиции или из прошлого опыта, поскольку не существует достаточно достоверной информации. В таком случае, необходимо указать принцип принятия решения (по экспертной оценке, по аналогии с предыдущими периодами, в зависимости от принятых правительственных документах и т.д. и т.п.).
Существуют три основных документа, позволяющих планировать, анализировать и контролировать инвестиционный проект: «Отчет о прибылях и убытках (IncomeStatement)», «Баланс (BalanceSheet)» и «План денежных потоков (CashFlow)».
Отчет о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия (здесь и далее под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции или услуг) за определенные периоды времени (месяц, квартал, год).
В соответствие с международной практикой, формирование отчета о прибылях и убытках, осуществляется на основании метода начислений. Суть метода начислений состоит в том, что доходы учитываются способом, который в Российском учете получил название «по отгрузке», а расходы признаются в момент их возникновения, независимо от того, когда они будут оплачены.
Для составления бизнес-планов UNIDO рекомендуется применять стандарт IAS (Internationalaccountingstandard), который регламентирует процесс составления отчета о прибылях и убытках.
Для построения таблицы «Огчет о прибылях и убытках» потребуются следующие данные.
1. Из плана продаж — выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам. При этом в таблице «Отчет о прибылях и убытках» отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении.
2. Из плана издержек — сумма переменных издержек, с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год).
Из плана издержек — сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что отчет о прибылях и убытках включает в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.
Имеются только два способа повышения эффективности деятельности предприятия (увеличения значения в нижней строке таблицы, то есть чистой прибыли): продавать дороже и больше и/или производить дешевле. Это очень простое правило является наиболее важным в процессе анализа и управления проектом. Какие бы действия не предпринимало руководство предприятия по повышению его эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий.
Отчет о прибылях и убытках
Наименование статьи | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
+ | Выручка от реализации продукции (объем продаж) | 1 000 | 1 300 | 1 700 |
- | Потери | |||
- | Объем продаж с учетом потерь | 1 274 | 1 666 | |
- | Переменные издержки | |||
= | Валовая прибыль | 1 156 | ||
- | Операционные издержки | |||
- | Торгово-адмминистративные издержки | |||
= | Прибыль | |||
- | Налоги 20% | 84,8 | 119,2 | |
= | Чистая прибыль | 339,2 | 476,8 |
Балансовая ведомость.
Балансовая ведомость, отражает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени, например - 31 декабря 2008 года. Балансовая ведомость показывает, насколько устойчиво финансовое положение (платежеспособность и ликвидность) предприятия, реализующего проект в конкретный момент времени.
Баланс состоит из двух сторон: актива (слева) и пассива (справа), суммарные значения которых всегда должны быть равны между собой.
Актив представляет собой перечень того, что имеет предприятие в собственности. Пассив показывает, кому и сколько предприятие должно. Другими словами, это равенство означает, что то, чем предприятие владеет, оно должно или кредиторам, или его владельцам. Формирование баланса также осуществляется в соответствии с правилами СААР.
Пример баланс предприятия В.
Активы | млн. руб. | Пассивы | млн. руб. |
Оборотные средстватекущие активы | 1 000 | Краткосрочные обязательства (заем) | |
Основные средства фиксированные активы | Долгосрочные обязательства (заем) | 1 000 | |
Другие (нематериальные) активы | Собственный капитал (акционерный капитал) | 2 100 | |
Сумма активов | Сумма пассивов |
План денежных потоков.
План денежных потоков (Кэш-Фло) –переводится как «поток наличности», или «денежный поток». Цель составления – планиро-ваниефактич-х поступлений ДС на расч. счет и фактических платежей с учетом реальных сроков по 3 видам деят-ти: операц. (производ-ой), инвестиц-й и финансовой.
Остаток ДС на расч.счете п/п формируется за счет притока ДС (доходов от реализации прод-ции и усл, АО, доходов от реализации активов п/п, взносов в уставный фонд и займов) и оттока ДС (затрат на произ-во продукции и услуг, общих издержек п/п, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат). Все поступления и платежи отображаются в периоды времени, соответствующие фактич.датамосущ-я этих платежей, с учетом времени задержки оплаты за реализованные продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. Все поступления и платежи д.б. выражены в рублях по курсу, соответствующему дате фактического осуществления платежа.
«Отчет о ДДС», основанный на методе «Кэш-Фло», демонстрирует движение ДС и отражает деят-тьп/п в динамике от пер-да к пер-ду.
Деят-тьп/п делится на 3 обл.:операц.(производ.);инвестиц.;фин-я.
В «Отчете о приб. и убыт.» м-но определить, как п/п выполняет осн. ф-цию — производить и реализовывать продукцию или услуги, и какой V прибыли можно получить в рез-те этой деят-ти. В отл. от этого «Отчет о ДДС» содержит 2 доп-ых раздела - «Кэш-Фло» от «инвестиц.деят-ти» и «Кэш-Фло» от «фин-ой деят-ти», из кот. можно выяснить V и сроки инвестиций, форму финансир-я п/п.
В разделе «Кэш-Фло от инвестиц.деят-ти» отображаются платежи за приобретенные активы, а источником поступлений служат поступления от реализации активов, кот. не используются в произ-ве. Также указ-ся и балансовая ст-ть имеющихся в собствен-ностип/п, активов на дату начала проекта. Затраты на приобретение активов в будущие периоды деят-тид.б указаны в рублях с учетом инфляции основных фондов.
В «Кэш-Фло от финдеят-ти» в кач-ве поступлений учит-ся: вклады владельцев п/п, АК, долгосроч и краткоср займы, % по вкладам. В качестве выплат — погашение займов, дивиденды.
Сумма «Кэш-Фло» каждого из разделов «Плана денежных потоков» будет составлять остаток ликвидных средств в соответствующий период, при этом Кэш-баланс на конец расчетного периода будет равен сумме Кэш-баланса предыдущего периода с остатком ликвидных средств текущего периода времени.