Характеристика рынка сов конкуренции
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:
1. Продукция фирм однородна. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности. Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Неценовая конкуренция отсутствует.
2. Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта.
3. Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения
4. все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм.
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, , и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы. В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.
Эластичность спроса и пр-я
Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора при изменении другого на1%. Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%. Для всех товаров коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
Факторы влияющ на ценовую эл-ть спроса: 1.наличие товаров-замен. 2. Фактор времени. 3. Удельные вес расходов на товары. 4. Необх. Товара для потреб.
Эл-ть. Спроса на 1 товара относит. Цены на др. товар назыв. Перекрест эл-тью. Если Е>то товаря явл взаимозам. Е<0 взаимодоп. Е=0 независимы друг от друга.
Одним из факторов влияющ на спрос явл уровень дохода. ΔQ — изменение величины спроса; ΔP — изменение рыночной цены на товар;
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%. В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает.Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши. Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. . Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен. ΔS — изменение величины предложения; ΔP — изменение рыночной цены на товар;
3 типа эл-ти предлож по цене. 1. Абсолют не эл предлож. =0 . 2. Не эл предлож в краткосроч пероде. 0< <1. 3. Эл предлож. >1.
Факторы опред эл предлож: 1. Наличие незагруж мощностей спрос есть на дан продукцию. 2. Товары и услуги,кот произв не требуют значит вложений. 3. Возможность длит хранен цен. 4. Мин объем затрат,кот необх для расшир производ.5. коненктура рынка. 6. Прериод времени.