Проблемы экстерналий в рыночной экономике
Проблемы экстерналий в рыночной экономике
Ассиметричность инф-одна из причин несостоятельности рынка,рын механизм не всегда может решить проблему эффект распр ресурсов,он порождает внеш эффекты(экстерналии).внеш эффекты-воздействие сделки на 3и лица,не учтенные в договоре.это воздействие проявл в виде издержек или выгод.если внеш эффекты отрицательны,то пред. Издержки отдельного пр-ля меньше пред. Общественных издержек.в случае положит внеш эффектов пред полезность товара меньше общественной полезности. Интернализация-различие м-у общими и частными выгодами и издержками.чтобы интернализовать положит внеш эффект гос-во исп стимулир субсидии.проблема экстерналий должна быть урегулирована.р.коуз связал ее с институциональными особенностями(сист прав собственности).спецификация прав собственности позволяет интернализовать внеш эффекты и сделать излишним вмешательство гос-ва. Теорема коуза:внеш эф могуть быть интернализованы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Это может быть выполнено при условии 1)число участников не может быть больше 2.2)сумма сделки не велика
Внеш эф возникают в случае неопределенности прав собственности на ресурсы,если они определены,проблема внеш эф решается путем добровольных переговоров о взаимовыг купли-продажи.задача гос-ва установить правила игры при обмене правами собственности на ресурсы.условие для теоремы:если эффективно работает рын механизм,это обеспечит возможность выявить объем спроса,рын цену.пигу:гос-во с помощью налог политики должно интернализировать внеш эффекты
А.маршалл теория равновесной цены
Если цена спроса Р1d ревышает цену пр-я Р1s,производители увеличивают пр-е с Q до
Qе и потребители расширят спрос,пока цена не установится на уровне цены равновесия Ре.если Р2d окажется ниже Р2s то производители начнут сокращать пр-е товара,а потребители сократят спрос до объема соотв равновесной цене.равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и пр-я.
Паутинообразная модель рынка
Показывает затухающие колебания,в результате которых и формируется равновесие.показывает взаимодействие спроса и предложения при переходе от одного временного периода к другому.различают модели с затухающими,усиливающими и равномерными колебаниями.
пр-е с опозданием реагирует на цены спроса,что выз цен колебания.объем спроса ориентир на цену текущего периода.объем пр-я текущего периода произв-ли планируют в предыдущем по тем ценам,которые сложились на тот период,те текущая цена сохр и в след периоде.произв-ли предлагают товар по цене ниже равновесных параметром рынка.цена повышается и уст на уровне Р1.эта высокая цена приведет к увелич выпуска товара в след периоде до Q1 но в след периоде объем спроса ориентированный на Р1 окажется меньше пр-я.избыток товара собьет цену до Р2. Р0-Р2 меньше Ре и Р1,соотв в периоде Т2 объем пр-я при Р2 снизится до Q2,постепенно пр-е найдет спрос в объеме Qе при Ре,на рынке уст равновесие
Спрос и пр-е на рынке труда
Рынок труда- это рынок где реализ один ресурс-труд. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг. Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает. Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. Предложение труда зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается
.
Рост заработной платы с W1 до W2 приводит к увеличению числа рабочих часов с t1 до t2. Здесь эффект замещения. Кривая SL явл восходящей. рост заработной платы с W2 до W3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего времени. эффект замещения равен эффекту дохода. Кривая SL явл вертикальной линией. Повышение заработной платы с W3 до w4 ведет к сок раб дня с t2 до t3. эффект дохода действует сильнее эффекта замещения. Кривая sL явл нисходящей. на рисунке "Кривая индивидуального предложения труда". в целом же рыночная кривая предложения любого вида труда имеет тенденцию к возрастанию (рисунок справа). Кривая рыночного предложения труда будет плавно подниматься, при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы получить больше рабочих.
1 2
Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (1). Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон(2)
Риск,способы его снижения
В условиях неопределенности люди ,осущ хоз деят, идут на риск. Риск-это ситуация,когда нельзя точно предсказать точнный результат. Отнош людей к риску: нейтр, любит,противники. Действ закона убыв полезности. Выйгрыш-радость. Люди должны оценивать выше то чем владеют,тем что им не пренад. Многие избегают риска.
Способы снижения: 1.Страхование- это процедура кот позволяет обменять риск больших потерь на меньшие. 2. Объед риска. 3. Распред риска- способ страхования кот прим, когода компания не может взять обязат по страхованию полностью. 4. Диверсификация- способ когда эконом субъекты испол свои финн средста в разных сферах.
Сущность капитала
Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.
Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал, или производственные фонды. Последние можно назвать капитальными благами. К капитальным благам относятся, во-первых, жилые здания; во-вторых, производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура; в-третьих, товарно-материальные запасы.
Капитал в широком смысле можно определить как ценность, приносящую поток дохода. С этой точки зрения, капиталом можно назвать и производственные фонды предприятия, и землю, и ценные бумаги, и депозит в коммерческом банке, и «человеческий капитал» (накопленные профессиональные знания) и т. п. Все перечисленные блага приносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат процентов по депозитам, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты и т. д. Таким образом, можно говорить о трех сегментах рынка капитала: во-первых, о рынке капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды; во-вторых, о рынке услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы напрокат за определенную плату. Для покупки и продажи капитальных благ субъектам требуются денежные средства. Следовательно, в-третьих, можно выделить еще один сегмент рынка капитала – рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом.
Эластичность спроса и пр-я
Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора при изменении другого на1%. Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%. Для всех товаров коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
Факторы влияющ на ценовую эл-ть спроса: 1.наличие товаров-замен. 2. Фактор времени. 3. Удельные вес расходов на товары. 4. Необх. Товара для потреб.
Эл-ть. Спроса на 1 товара относит. Цены на др. товар назыв. Перекрест эл-тью. Если Е>то товаря явл взаимозам. Е<0 взаимодоп. Е=0 независимы друг от друга.
Одним из факторов влияющ на спрос явл уровень дохода. ΔQ — изменение величины спроса; ΔP — изменение рыночной цены на товар;
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%. В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает.Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши. Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).
Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. . Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен. ΔS — изменение величины предложения; ΔP — изменение рыночной цены на товар;
3 типа эл-ти предлож по цене. 1. Абсолют не эл предлож. =0 . 2. Не эл предлож в краткосроч пероде. 0< <1. 3. Эл предлож. >1.
Факторы опред эл предлож: 1. Наличие незагруж мощностей спрос есть на дан продукцию. 2. Товары и услуги,кот произв не требуют значит вложений. 3. Возможность длит хранен цен. 4. Мин объем затрат,кот необх для расшир производ.5. коненктура рынка. 6. Прериод времени.
Потребность и блага
Товар-предмет,удовл. Потребности человека. Он обладает 2мя свойствами: потребительная стоимость.стоимостьтовар-результат труда.
конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребности делятся на:
1)первичные удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.)
2)вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.)
3)неэластичные(не могут быть заменены)
4)эластичные(могут быть заменены)
5)индивидуальные
6)коллективные
Потребности безграничны. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами. Среди благ выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые.
В результате безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, обществу приходится решать, какие товары производить, а от каких в определенных условиях придется отказаться. Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов, с тем, чтобы достичь максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества.
5.Экономическое содержание собственности.права собственности как «правила игры» в хоз системах
Эконом содержание собственности вкл 2 понятия:субъект(собственник) и объект (имущество).
Владелец распор собственностью.производственные отношения не возникают.они появятся когда владелец захочет использовать свое имущество(организует пр-во)он реализует отношение собственности в эконом смысле.собств реализуется в пр-ве.м-у собственником,ср-в пр-ва и рабочей силой возникают производ отношения.собственность-присвоение,отношения по поводу присвоения вещи.общая и частная.различаются уровнем обобществления и способом присвоения.
Права собственности реализуются как поведенческие нормы, регулирующие отношения между людьми по поводу редких благ. Это своего рода “правила игры”, согласно которым протекает экономическая жизнь в обществе. Именно права собственности – или то, что, по мнению людей, является существующими правилами игры, определяют, каким образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса. Они предотвращают социальные конфликты, делают экономическую среду более упорядоченной, организованной и предсказуемой.
В хоз практике применяются права собственности,эконом субъекты используют «пучок прав»
Необходимым усл. Явл спецификация прав собственности.это значит создать условия для преобретения прав собственности теми кто ценит их выше и способен извлечь большую пользу.
Л.Вальрас
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает. Таким образом, в точке Е на рынке устанавливается равновесие, так как здесь нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения и нет стимулов к изменению цены.
Абстрактный Аукционист, имея информацию обо всем рынке товаров, объявляет цены, повышая их на товары избыточного спроса и снижая на избыточное предложение. По этим равновесным ценам и происходит прямой обмен товарами, а отсутствие трансакционных издержек и фактора времени делает участие денег в таком товарообмене бессмысленным. Модель Вальраса имитирует механизм подстраивания производства под спрос и отрицательную роль трансакционных издержек, действующих в реальных условиях.
Товар,экономическое благо
2 точки зрения на товар: классики,неоклассики
1)товар-это продукт труда,удовл потребности человека
Товар имеет два основных свойства, две основные черты – потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Стоимость товара проявляется через внешнюю форму ее выражения — меновую стоимость.
Меновая стоимость товара – это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар.
Товары обмениваются как эквиваленты по затратам труда.
2)товар-предмет,удовл человеч потребности.
Теория пред полезности,а не трудовая теория стоимости
Если товар преобретается на рынкеэто не значит что кто то расценивает затраты труда как общественную необходимость.потому что он обладает полезностью для покупателя.покупатель ценит этот товар,ценность не может быть св-ом товара. Один и тот же товар с одинаковой потребительской стоимостью может иметь совсем разную степень полезности для различных потребителей.
Экономические блага — это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.
Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена.
Издержки пр-ва,их виды
Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства.есть частные и общие издержки.частные имеют отношение к отдельной фирме.если речь идет об обществ изд то возникают внешние эффекты(экстерналии)
Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения. Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов. Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержкиосновная часть затрат фирмы-явные издержки.плата поставщикам факторов пр-ва.вместе с тем фирма использует ресурсы,которые принадлежат ей самой(неявные издержки)
Возвратные и невозвратные издержки. В узком смысле слова невозвратные издержки — это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования.
Общие (валовые) издержки — это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара. Постоянные издержки — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства. Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы. Постоянные издержки — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.
23.2 вида монополий и ренты.DR,механизм ее образования
В с/х различают 2 вида монополий и ренты.
Монополия на землю,как на объект хоз-ва (причина DR)
Усл-я образования DR: разность в плодородии,разная удаленность объектов сбыта
Монополия частной собственности на землю (абсолютная рента AR)
Усл-я образования:неодинаковый органический состав капитала земледелия по сравнению с промышленностью
Рента-плата арендатора владельцу земли,за использование собственности.величина ренты определяется спросом на землю.DR: DR1(естест плодородие почвы) DR2(эконом плодородие)
Диф доп доход(DR)-в лучших климатических условиях. DR1 лучшее плодородие
Источник ренты-сверхприбыль,созд наемными рабочими
DR2добавочные вложения труда,капитала в землю.
DRобр в пром-те,строительстве
При исключительно редких усл-ях образ монопольная рента.
DR1связ с естеств плодородием почвы,поэтому изымается в интересах общества,не связ с трудом
DR2 часть ее присваевает
DRобр. В крестьянских,фермерских хоз-вах
Реализация позволяет получить добавочную прибыль
Проблемы экстерналий в рыночной экономике
Ассиметричность инф-одна из причин несостоятельности рынка,рын механизм не всегда может решить проблему эффект распр ресурсов,он порождает внеш эффекты(экстерналии).внеш эффекты-воздействие сделки на 3и лица,не учтенные в договоре.это воздействие проявл в виде издержек или выгод.если внеш эффекты отрицательны,то пред. Издержки отдельного пр-ля меньше пред. Общественных издержек.в случае положит внеш эффектов пред полезность товара меньше общественной полезности. Интернализация-различие м-у общими и частными выгодами и издержками.чтобы интернализовать положит внеш эффект гос-во исп стимулир субсидии.проблема экстерналий должна быть урегулирована.р.коуз связал ее с институциональными особенностями(сист прав собственности).спецификация прав собственности позволяет интернализовать внеш эффекты и сделать излишним вмешательство гос-ва. Теорема коуза:внеш эф могуть быть интернализованы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Это может быть выполнено при условии 1)число участников не может быть больше 2.2)сумма сделки не велика
Внеш эф возникают в случае неопределенности прав собственности на ресурсы,если они определены,проблема внеш эф решается путем добровольных переговоров о взаимовыг купли-продажи.задача гос-ва установить правила игры при обмене правами собственности на ресурсы.условие для теоремы:если эффективно работает рын механизм,это обеспечит возможность выявить объем спроса,рын цену.пигу:гос-во с помощью налог политики должно интернализировать внеш эффекты