Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике

Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосо­стоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни.

Поэтому сущность социальной политики государства заклю­чается в обеспечении благоприятных условий жизни людей.

Рынок не может обеспечить всем членам общества необходи­мый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику.

Существует два направления социальной политики:

1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благо­
приятными условиями для труда и развития бизнеса:

а) поощрение малого бизнеса;

б) регулирование трудовых отношений;

в) поддержание высокой занятости населения;

2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для
всех членов общества:

а) перераспределение доходов в обществе;

б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий
для малообеспеченных семей, начисление пенсий;

в) предоставление общего образования и необходимой ме­
дицинской помощи.

Показателем эффективности социальной политики высту­пают качество и уровень жизни населения.

Качество жизни— это показатель материального, социально­го, физического и культурного благополучия населения.

Уровень жизни— обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества.

Система показателей уровня и качества жизни, которая реко­мендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров:

1) рождаемость, смертность и другие демографические харак­теристики населения;

2) санитарно-гигиенические условия жизни;

3) потребление продовольственных товаров;

4) жилищные условия;

5) образование и культура;

6) условия труда и занятость;

7) доходы и расходы населения;

8) стоимость жизни и потребительские цены;

9) транспортные средства; 10)организация отдыха; 11)социальное обеспечение; 12)свобода человека. Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп

населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации насе­ления по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов.

В уровне доходов существует дифференциация. Для ее опре­деления используется кривая Лоренца (рис. 17).

Доходы, проблемы социальной политики государства в рыночной экономике - student2.ru

Используя эту кривую, мож­но сравнивать доходы различных групп населения. Она показы­вает разрыв между абсолютным равенством и фактическим нера­венством.

Для расчета конкретного уров­
ня неравенства в распределении
доходов поступают следующим
образом: площадь, образованную
Рис.17. Кривая Лоренца линиями равномерного и нерав-

номерного распределения доходов, относят к площади треуголь­ника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джи­ни. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэф­фициенте, равном единице, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства».

Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, полу­чении образования, приобретении товаров первой необходимо­сти и т. д.

Доходы— сумма денежных средств, получаемых за определен­ный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов:

1) заработную плату;

2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента);

3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).

Проблема доходов выступает прежде всего как проблема сово­купного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников.

Существуют 3 основных показателя доходов:

1) номинальный доход— это общее количество денег, которое
получает человек за определенный период времени. Структура
номинального дохода включает в себя такие элементы, как:

а) факторные доходы (полученные от использования соб­
ственных факторов производства — заработная плата, рен­
та, процент на капитал, прибыль);

б) выплаты и льготы по линии государственных социаль­
ных программ (трансфертные платежи);

в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по
вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.);

2) располагаемый доход— это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей;

3) реальный доход— это то количество товаров и услуг, кото­рые можно купить на сумму располагаемого дохода. Выделяют 4 принципа распределения доходов населения:

1) уравнительное распределение— предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характе­рен для первобытного общества);

2) рыночное распределение— предполагает, что каждый вла­делец факторов производства получает различные доходы;

3) распределение по накопленному имуществу— предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и пе­репродает по наследству какую-либо собственность;

4) привилегированное распределение— предполагает льготное
распределение для определенного круга лиц.
Следовательно, социальная стабильность есть следствие вы­
сокого уровня благосостояния населения.

В экономической теории известно два подхода к государствен­ной политике доходов:

1) социальный— общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства — оказывать помощь ма­лоимущим, безработным, инвалидам и т. д.;

2) рыночный— задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной

экономической активности, а не гарантирование определенно­го уровня доходов.

В качестве инструмента социальной политики государство ис­пользует систему социальной защиты населения.

Социальная защита— это система мер по обеспечению устой­чивости общественно нормального материального и социально­го положения граждан.

Существуют различные модели в области социальной защи­щенности. Наиболее распространенной является модель 3-каналь-ной социальной помощи, при которой осуществляется поддерж­ка граждан по 3 направлениям:

1) государственное социальное страхование — основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидно­сти, по утере кормильца, на медицинскую помощь;

2) государственное вспомоществование осуществляется в де­нежной и натуральной форме определенным категориям граждан — престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.;

3) частная система социального страхования предусматри­вает возможность добровольных отчислений граждан (напри­мер, работодателей) для осуществления дополнительных га­рантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицин­ского страхования граждан, их семей и т. д.). В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым

ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться:

1) индексация доходов— метод компенсирования доходов
граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое
приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бы­
вает следующих видов:

а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери);

б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда
ее называют компенсацией;

2) адаптация— повышение фиксированных выплат по мере
роста стоимости жизни.

Государство должно проводить социальную политику, направлен­ную на выравнивание доходов населения и достижение социальной

стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры:

1) проведение соответствующей фискальной политики, взи­мания налогов с прибыли и личных доходов;

2) осуществление трансфертных платежей социально незащи­щенным слоям населения;

3) установление предельных цен на товары первой необходи­мости, а также ставок минимальной заработной платы;

4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уро­вень жизни населения.


Наши рекомендации