Смета затрат и калькуляция себестоимости.
Смета затрат -сводный план всех расходов пр-я на предстоящий период произв.-финанс. деят-ти, определяет общую сумму издержек производства.
Калькуляция себест-ти-исчисление себест-ти всей произведенной продукции, отдельных ее видов и единиц продукции, способ группировки затрат и определения себестоимости изготовленной продукции по статьям затрат, связанных с ее производством и реализацией.
Заверш. этапом процесса калькулирования является исчисление фактической себест-ти единицы произведенной продукции.
42. Экономическое содержание, виды и структура цен.
Цена на продукцию учитывает ур-нь затрат на реализ.продукцию.
Виды цен:
-по видам эк.деят-ти: оптовые(по ним реализ.продукция пр-ем-производителем), розничные(по ним реализ.в рознич.торг.сети), закупочные(разновидность оптовых,по кот.реализ.с/х продукция), тарифы груз.и пас.транспорта, тарифы на услуги населения, цены настроительную продукцию, цены,обслуж.внешнеторг.оборот(зарубеж.продажи), тарифы на энергоносители.
-по степени регулир-я: свободные(кот.уст.на рынке от D и S,не завис.от гос-ва), регулируемые(склад.под воздейст-ем D и S,но гос.может их рег-ть), фиксированные(уст.гос.органами власти), монопольные(уст.пр-ми-монополистами), договорные(уст-ся в договоре).
-по территор.признаку: единые и региональные
-по хар-ру торг.отношений: аукционные(через аукцион), биржевые(в основе D и S на бирже), внешнеторговые(ориентиры-цены на мир.рынке), мировые.
Цена товара сост.из след.эл-тов: 1)себестоимость(расходы пр-я на пр-во и реализ-ю товара), 2)прибыль(часть дохода пр-я(на з/п,сырье)), 3)акцизный сбор(не прямой налог,входящий в цену высокоприбыльных товаров(авто)), 4)НДС, 5)транспорт.расходы, 6)торг.наценка(обеспеч.окупаемость пр-ю).
43. Методы ценообразования в условиях рыночной экономики.
Ценообр-е — уст-е цен, процесс выбора окончат. цены в завис-ти от себест-ти продукции, цен конкурентов, соотношения D и S и других факторов.
Методы:
1.Метод полных издержек, или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют опред. сумму, соответ-ю норме прибыли. Если за основу берется производственная себест-ть, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференц-ей для расчета цен по традиц. товарам, а также для уст-я цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эфф. при расчете цен на товары пониженной конкурентосп-ти.
2. Метод стоимости изготовления. Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабр. увелич-ют на %, соответствующий собственному вкладу пр-я в наращивание ст-ти товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;об отказе или продолжении конкурентной борьбы;об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
3. Метод маржинальных издержек предполагает увелич. переменных затрат в расчете на единицу продукции на %, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообр-я: полное покрытие постоянных затрат и max прибыли.
4. Метод рентабельности инвестиций основан на том, что проект должен обеспечивать рентаб. не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма % за кредит. Единств. метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема пр-ва нового для пр-я товара.
5. Методы маркетинговых оценок. Пр-е старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентосп-ти товара, а не на удовл-е потребности пр-я в финансовых ресурсах для покрытия затрат.
Пользоваться одним только методом в условиях рыночной эк. пр-ю не следует, так как это не всегда позволяет получить запланированную прибыль.
Процесс ценообр-я очень сложен в наст. время. А при постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре грамотный экономист должен знать все влияющие факторы и нюансы установления цены, для расширения и прибыльности пр-ва в любой сфере деят-ти.
44. Методы и стратегии ценообразования.
Ценообр-е — уст-е цен, процесс выбора окончат. цены в завис-ти от себест-ти продукции, цен конкурентов, соотношения D и S и других факторов.
Стратегия ценообр-я позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообр-е всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, ее полезности, значимости и покупательной способности потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию-заменитель. Стратегия: 1. Анализ цен 2. Установление целей и направлений ценообразования 3. Окончательное принятие решения по ценовой стратегии.
Методы:
1.Метод полных издержек, или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют опред. сумму, соответ-ю норме прибыли. Если за основу берется производственная себест-ть, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференц-ей для расчета цен по традиц. товарам, а также для уст-я цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эфф. при расчете цен на товары пониженной конкурентосп-ти.
2. Метод стоимости изготовления. Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабр. увелич-ют на %, соответствующий собственному вкладу пр-я в наращивание ст-ти товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;об отказе или продолжении конкурентной борьбы;об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
3. Метод маржинальных издержек предполагает увелич. переменных затрат в расчете на единицу продукции на %, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообр-я: полное покрытие постоянных затрат и max прибыли.
4. Метод рентабельности инвестиций основан на том, что проект должен обеспечивать рентаб. не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма % за кредит. Единств. метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема пр-ва нового для пр-я товара.
5. Методы маркетинговых оценок. Пр-е старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентосп-ти товара, а не на удовл-е потребности пр-я в финансовых ресурсах для покрытия затрат.
45. Сущность, виды прибыли, механизм формирования и распределения прибыли.
Прибыль-обобщающий финанс.показатель производст.-хоз. деят-ти пр-я,это разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на пр-во или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.
Виды: 1)валовая(разность между чистым доходом от реализации продукции и себест-ю реализ. продукции), 2)от реализации продукции(явл-ся разностью между выручкой от реализации продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и полной себест-ю продукции), 3)балансовая, 4)чистая(которая поступает в распоряжение пр-я после уплаты налога на прибыль).
46. Рентабельность производства, продукции, капитала, методика определения и сферы применения.
Рент.-это показатель эк. эф-ти пр-я в %. Рент. комплексно отражает степень эф-ти исп-я матер., трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэф-т рент-ти рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим.
Рент.пр-ва=вал.прибыль/(среднегод.ст-ть осн.произв.фондов*нормируемые обор.ср-ва)*100% показывает, сколько рублей прибыли пр-е имеет с каждого рубля, затраченного на пр-во и реализ-ю продукции.
Рент.продукции=прибыль от реализ.продукции/себестоимость продукции
Рент.продаж=прибыль от реал-и/выручка от реал-и
Рент.капитала- относит. показатель эф-ти деят-ти, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации
Применяются для сравнения пр-й одной отрасли, индикатор доходности и эф-ти деят-ти компаний.