Кривая безразличия: свойства, виды.
Кривая безразличия это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющих для потребителя одинаковый уровень полезности.
Свойства кривых безразличия:
1) кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;
2) кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
3) как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;
4) кривые безразличия никогда не пересекаются;
5) наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.
Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя по всем возможным наборам благ.
Кривые безразличия могут иметь разные виды:
а) товары – абсолютные заменители
б) абсолютно дополняемые товары
в) частичное замещение и дополнение товарами друг друга
Вопрос №21
Порядковый подход к анализу полезности и спроса.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход, поскольку он не отвергает ни один закон, положенный в основу количественного подхода. Принципиальная особенность порядкового подхода состоит в том, что он вообще не требует от потребителя измерения уровня полезности благ в каких-либо единицах и ограничивается лишь способностью потребителя упорядочивать различные блага, представленные в виде соответствующих наборов, с позиции их «предпочтительности». Порядковый подход опирается на следующие аксиомы.
Аксиома полной упорядоченности
Эта аксиома исходит из того, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другим всегда может сказать, какой из них для него является предпочтительным или они оба равноценны. В порядковом подходе вместо слова «равноценность» обычно употребляется слово «безразличность».
Аксиома транзитивности
С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение (с точки зрения предпочтения или безразличия) уже не двух, а большего числа наборов благ. Так, если потребитель в результате изучения трех наборов благ А, В, С расставил их следующим образом: А>В и В>С, то можно сказать, что набор А в данном случае для него предпочтительнее набора С (А>С).
Если же, по мнению потребителя, А~В и В~С, то отсюда можно сделать вывод, что для него наборы А и С являются также равноценными (А~С).
Аксиома ненасыщенности
Если два набора благ отличаются друг от друга лишь количеством единиц одного какого-то блага, то потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.