Определение предмета экономической теории. Структура современной экономической теории.
Билет 1
Определение предмета экономической теории. Структура современной экономической теории.
Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.
Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.
В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: кейнсианство (макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег), неокейнсианство (экономическая теория, представляющая собой модификацию кейнсианства в направлении еще более активного, прямого и систематического воздействия государства на экономику, прежде всего в форме максимального стимулирования эффективного спроса потребителей), монетаризм (экономическая теория, рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры), новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику (междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии. Основная задача направления: объяснение выбора при принятии решений, распределении риска и вознаграждения), австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.
Будучи системой, эта наука имеет свою структуру, в которой выделяются 4 основных блока: общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика (или интерэкономика).
· Первый из них – общая экономическая теория – раскрывает общую теорию экономической системы, ее структуры, критерии типологии, дает характеристику основных ее типов, видов и моделей, определяет общие предпосылки, условия, элементы и сферы экономики, их особенности и эффективность, тенденции развития.
· Микроэкономика – часть экономической теории, которая исследует экономическое поведение отдельных производителей – предприятий, фирм, а также экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.
· Макроэкономика – часть экономической теории, исследующая функционирование национальной экономики на основе формирующихся микропропорций, изучающая экономику как целостность, как совокупность и взаимосвязанность всех экономических процессов, происходящих в обществе.
· Мировая экономика (интерэкономика) изучает глобальные экономические взаимосвязи – между странами, регионами, международными объединениями.
Билет 2
Билет 3
Билет 4
Билет 5
Билет 6
Общая характеристика рынка
1.Рынок — это система экономических связей, базирующаяся на меновых отношениях, т.е. на платности и возмездное приобретаемых товаров и услуг. В свою очередь отношения обмена являются производными от товарного производства, которое, в свою очередь, предопределяется наличием разделения труда и обособленных собственников средств производства и продуктов труда.
2. По своему назначениювся произведенная продукция распадается на предметы потребления и на средства производства. Первые предназначены для удовлетворения непосредственных потребностей людей, вторые — для использования в процессе производства с целью решения задачи по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Поэтому товарный рынок распадается на рынок товаров потребительского назначения и рынок товаров производственного назначения, т.е. рынок средств производства, или инвестиционных товаров.
3. Другим крупным рынком является рынок ресурсов, в который включаются рынок труда, рынок капитала (ссудного и фиктивного) и рынок земли. На рынке труда товаром выступает рабочая сила. Ее ценой является заработная плата. На рынке капиталов агентами выступают владельцы финансового капитала и предприниматели реального сектора экономики. В качестве регулирующей цены на этом рынке используется процент (процентная ставка). На рынке земли в отношения обмена вступают собственники земли и арендаторы как покупатели. Ценой товара «земля» является рента.
4. Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура — система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям. К ней относится розничная и оптовая торговля, торговая и фондовая биржи, биржи труда, банковская система.
5. Свободный, или совершенный рынок характеризуется атмосферой полной свободы, непринужденности, абсолютным равенством всех участников рыночных отношений. Основными его признаками являются открытость рынка для входа и выхода из него, отсутствие элементов монополизма и контроля над ценами, абсолютная мобильность ресурсов, свободный доступ к исчерпывающей информации о рыночной ситуации. Hа таком рынке царит свободная, или частная конкуренция.
6. Конкуренция бывает внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая конкуренция характеризуется соперничеством контрагентов на рынке определенного товара. Объектом конкуренции выступает масса получаемой прибыли. Межотраслевая конкуренция возникает между представителями различных отраслей. Объектом конкуренции является норма прибыли, которая указывает на уровень доходности вложения капитала в ту или иную отрасль.
7. Несмотря на достоинства рыночной системы, существуют проблемы, решение которых невозможно или маловероятно с помощью рынка. С целью разрешения таких проблем государство вынуждено либо брать на себя это бремя, либо создавать условия для их разрешения.
Билет 7
Билет 8
Билет 9.
Билет 10.
Билет 11.
Билет 12.
Билет 13.
Билет 14.
Билет 15.
Билет 16.
Билет 17.
Билет 18.
Билет №19
Билет №20
Вопрос №21
Аксиома транзитивности
С помощью этой аксиомы осуществляется упорядочение (с точки зрения предпочтения или безразличия) уже не двух, а большего числа наборов благ. Так, если потребитель в результате изучения трех наборов благ А, В, С расставил их следующим образом: А>В и В>С, то можно сказать, что набор А в данном случае для него предпочтительнее набора С (А>С).
Если же, по мнению потребителя, А~В и В~С, то отсюда можно сделать вывод, что для него наборы А и С являются также равноценными (А~С).
Аксиома ненасыщенности
Если два набора благ отличаются друг от друга лишь количеством единиц одного какого-то блага, то потребитель всегда предпочтет тот набор, в котором этого блага больше.
Вопрос №22
Вопрос №23
Вопрос №24
Вопрос №25
Эластичностью.
Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
Ер= ΔQ
ΔP
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Области практического использования эластичности спроса и предложения:
Анализ реакции потребителя на изменения цен. Подготовка производства к изменению спроса. Определение ценовой политики фирм. Проведение маркетинговой политики. Разработка структуры налогов. Проведение экспортно- импортной политики. Государственное регулирование экономики.
Эластичность спроса по цене важна для:
Потребителя, ибо она позволяет более разумно распоряжаться своими доходами, ориентироваться в политике цен на различные категории товаров и услуг, формировать семейный бюджет, совершенствовать свой образовательный уровень и профессиональное мастерство.
Производителя, так как, устанавливая цену на свой товар, определяя систему надбавок или скидок к цене, он должен учитывать те изменения, которые происходят или могут произойти на рынке и вызвать изменения в расходах на издержки производства и размер рынка.
Эластичность спроса по доходам потребителя:
При прогнозировании развития различных отраслей экономики, ибо под воздействием роста дохода меняется спрос на предметы первой необходимости, товары длительного пользования и предметы развлечений.
Эластичность спроса и предложенияочень значима при проведении налоговой политики, ибо в зависимости от эластичности спроса и предложения налоговое бремя будет по - разному распределяться между производителями и потребителями.
Изучая спрос и мотивы потребителей – важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Это позволяет обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Вопрос №26
Вопрос №27
Предельные издержки
Предприниматель хочет знать не только минимум издержек на единицу продукции, но и на весь объем производства. Для этого необходимо рассчитать предельные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции.
(18.5) |
где МС – предельные издержки; ΔTC – изменение общих издержек; ΔQ – изменение выпуска продукции.
Расчет предельных издержек в сопоставлении со средними общими и переменными издержками позволяет предпринимателю определить объем производства, при котором его издержки будут минимальны.
Фирма, увеличивая объем производства, идет на дополнительные (предельные) издержки ради дополнительной выгоды, дополнительного (предельного) дохода.
Предельный доход – это дополнительный доход, возникающий при увеличении производства на единицу продукции.
Предельный доход тесно связан с валовым доходом фирмы, является его приростом.
Валовой доход зависит от уровня цен и объемов производства, т. е.
TR= P х Q, (18.6)
где TR – валовой доход; P – цена товара; Q – объем производства товара.
Тогда предельный доход:
(18.7) |
где MR– предельный доход.
Основное положение современной экономики об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный
Вопрос №28
Издержки производства, их экономическое содержание. Внешние и внутренние издержки
Издержки производства– полные издержки, затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им.
Плата поставщику, осуществляемые предприятием, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые предприятием, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данным предприятием и для определенного варианта производства являются экономическими издержками.
Существуют издержки, которые зависят от объема производства,они делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки - это те, которые не зависят от объема производства. К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, административно- управленческие расходы и т.д. Эти затраты должны быть оплачены в случае остановки предприятия.
Переменные издержки- это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, заработную плату и т.п. По мере роста объема производства они возрастают.
Деление издержек на переменные и постоянные условно и зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного периода все издержки являются переменными, ибо за больший срок все оборудование может быть заменено (куплен новый или продан старый завод и т.п.).
Сумма постоянных и переменных издержек образуют валовые, или общие издержки (ТС).
Для измерения издержек на производстве единицы продукции используются категории средних общих (АТС), средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC).
Средние издержкиважны для определения прибыльности фирмы: если цена равна средним издержкам, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует.
Если цена меньше средних издержек, то фирма несет убытки и может обанкротиться.
Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.
Средние общие издержки равны частному от деления общих на количество произведенной продукции.
ТС(постоянные + переменные издер.)
АТС= Qкол-во
Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество постоянной продукции:
AFC= TFC
Q
Средние переменные издержки образуются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции:
AVC= TVC
Q
В зависимости от метода оценки затрат различаютбухгалтерские и альтернативные издержки.
С точки зрения поступления средств издержки делятся на внутренние (явные и неявные) ивнешние.
Внешние издержки –это денежныезатраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, т.е. поставщиков, не входящих в состав предприятия.
Внутренние издержки-это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.
Например, часть выращенного урожая зерна фирма использует на засев своих земельных площадей. Такое зерно фирма использует своих внутренних нужд и его не оплачивает.
С целью определить максимальный выпуск продукции, на который может пойти фирма, рассчитывают предельные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска:
∆ТС
МС=∆Q
Они важны для определения стратегии фирмы. Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки равны приросту переменных издержек, т.е. сырья, рабочей силы и т.д.
Вопрос №29
Вопрос №30
Вопрос №31
Закон убывающей отдачи
Закон убывающей доходности — экономический закон, гласящий, что сверх определённых значений факторов производства (земля, труд, капитал) увеличение одного из этих факторов не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, то есть доход растёт медленнее, чем фактор.Закон убывающей доходности определяет взаимосвязи между затратами в производстве и выпуском продукции. Иначе говоря, закон убывающей доходности отражает связь между выпуском дополнительной продукции и изменением одного фактора производства при неизменном объёме других факторов. Иными словами, это один из фундаментальных экономических принципов, состоящий в том, что в коммерческом предприятии, производительность которого зависит от нескольких независимых ресурсов (например, трудовых, финансовых, земельных и т.п.), затраты на наращивание одного из ресурсов при фиксированном количестве остальных будет с определенного момента приносить все меньшую и меньшую отдачу. То есть закон убывающей доходности утверждает, что между ресурсами существует взаимосвязь, требующая их соразмерного наращивания при развитии предприятия. Непропорциональный рост вложений в один из ресурсов приводит к снижению отдачи от затрат из-за того, что возможность эффективного использования этого избыточного ресурса сдерживается нехваткой других дефицитных ресурсов. Аналоги закона убывающей доходности справедливы также для многих технических систем. Например, наращивание быстродействия процессора свыше некоторого предела будет лишь незначительно увеличивать мощность компьютера в целом, если одновременно не увеличивать объем памяти и производительность дисковой подсистемы.
Вопрос №32
АТС
Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество постоянной продукции:
AFC= TFC
Q
Средние переменные издержки образуются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции:
AVC= TVC
Q
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска:
∆ТС
МС=∆Q
Они важны для определения стратегии фирмы. Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки равны приросту переменных издержек, т.е. сырья, рабочей силы и т.д.
Билет №33.
Билет №34.
Билет №35.
Билет №36.
Билет №37.
Билет №38
Билет №39
Билет №40
Билет №41.
Неценовая конкуренция
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий.
Первая группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности:
— внедрение новых товаров (дифференциация товаров);
— внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара).
Второй вид дифференциации применится когда:
— организация стремиться расширить перечень потребительских свойств товаров;
— организация старается расширить перечень рыночных сегментов производимых товаров;
— организация намерена добиться признания на относительно небольшом секторе рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров;
— внедрение новых форм продажного и послепродажного сервиса, чтобы привлечь новые категории потребителей, побудить к более частому использованию товаров и разовой покупке большего количества товаров.
Вторая группа – методы стимулирования сбыта. Это кратковременные меры денежного или материального характера, поощряющие покупку товара.
Стимулирование сбыта имеет многоцелевую направленность. Выбор цели зависит от объекта предстоящего воздействия – потребителя или торгового посредника.
Цели стимулирования сводятся к увеличению числа покупателей или увеличению количества товара, купленного одним и тем же покупателем. К средствам стимулирования продаж для покупателей относятся: образцы на пробу, премии, лотереи, скидки с цены, торговая скидка, купоны, распродажи, игры и конкурсы, клубы потребителей, «этикеточные мероприятия». Торговый посредник, являясь естественным звеном между производителем и потребителем, представляет собой специфический объект стимулирования, выполняющий в данном случае регулирующие функции. При этом цели стимулирования могут быть направлены на то, чтобы:
— придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;
— увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;
— повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и т. д.
Средствами стимулирования сбыта для торговых посредников являются: премии и подарки, торговые премии, компенсации затрат на рекламу, призы, выставки продажи, сувениры, торговые брошюры.
Организации следует постоянно сопоставлять и анализировать альтернативные варианты продажи своего товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих на рынке изменений.
Третья группа– методы рекламы и связей с общественностью.
Реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и предназначена формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Телевизионная реклама самая массовая и самая дорогая форма рекламы. В настоящее время в России и одна рекламная кампания не будет считаться завершенной без рекламы на телевидении.
Радиореклама является незаменимой частью нашей повседневной жизни. Однако ее основная трудность состоит в том, что довольно трудно выделить из этой аудитории потенциальных покупателей и заставить их слушать именно ту программу, в рамках которой идет реклама. Воздействовать на чувства можно с помощью соответствующих мелодий, шумов и голосов, рисующих захватывающие мысленные образы.
Успех рекламы в газетах и журналах определяется правильным выбором издания, хорошим текстом, броским оформлением текста, хорошим размещением текста на полосе издания, правильным выбором времени публикации и повторяемостью. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящее издание необходимо составить перечень всех газет и прочих периодических изданий, способных достигать желаемой группы потенциальных покупателей.
Основной функцией наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, размещенной в других средствах массовой информации.
В наружной рекламе главную роль играет фактор повторяемости, поэтому бюджет должен быть составлен из расчета необходимости закупки специально отобранных мест, которые регулярно попадают в поле зрения большого количества людей.
Билет №42.
Модель олигополистического ценообразования: ломаная кривая спроса.
«Ломаная» (или «изгибающаяся») кривая спроса — теория олигополии, характеризующая поведение фирм на рынке в том случае, если они не заключают соглашений при установлении цен. В основе модели лежит предположение о возможной реакции фирм на изменение цен конкурентами. Олигопо-лист будет иметь «ломаную» кривую спроса, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цены, но не поддерживать ее повышение.
Равновесие «ломаной» кривой спроса весьма стабильно. Небольшие или средние колебания в издержках не повлекут соответствующего изменения цены или объема выпускаемой продукции. Оптимальным является стабильный уровень в том случае, если он обеспечивает для нескольких фирм удовлетворительные итоговые прибыли.
Недостаток анализируемой модели олигополии состоит прежде всего в том, что «ломаная» кривая спроса объясняет негибкость цены, но не ее первоначальный уровень. Следует также учитывать, что негибкость цен при олигополии, особенно в сторону повышения, опровергается отдельными эмпирическими исследованиями.
Модель ломаной кривой спроса предполагает управление ценообразованием в условиях олигополии, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тайном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого рыночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста — инициатора изменения цен является ступенчатой или ломаной. Кривая предельного дохода в подобном случае имеет вертикальный разрыв.
Билет №43.
Модель олигополистического ценообразования: лидерство в ценах.
Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики:
· устанавливает цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить ее олигополистическую структуру;
· цену корректирует не часто (лишь при условии значительного изменения спроса или издержек);
· о надвигающемся пересмотре цен сообщает в отраслевых печатных изданиях.
Обычно различают два основных типа ценового лидерства – лидерство фирмы с существенно более низкими затратами, чем у конкурентов и лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат.
Билет №44.
Билет №45.
Билет №46.
Билет №47.
Билет №48.
Билет №49.
Билет №50.
Билет №52.
Билет №53.
Билет №54.
Ссудный процент.
54) Процент ссудный (от лат. procentum — за сто), плата, получаемая кредитором от заёмщика за пользование отданными в ссуду деньгами. В докапиталистических формациях, когда кредит выступал в форме ростовщического, источником П. был прибавочный и частично необходимый труд мелких производителей или рабов (см. Ростовщический капитал). При капитализме П. составляет лишь часть произведённой прибавочной стоимости, или прибыли. Прибыль на капитал делится на П., присваиваемый ссудным капиталистом, и предпринимательский доход, присваиваемый функционирующим капиталистом.
На поверхности явлений П. выступает как плод самого капитала, что маскирует капиталистическую эксплуатацию. Он принимает форму цены капитала, как товара, при потреблении которого стоимость и потребительная стоимость не только сохраняются, но и увеличиваются, в то время как потребительная стоимость др. товаров в конце концов потребляется.
Ссудный процент существует в различных видах, классифицировать которые можно по ряду признаков. Различия между отдельными видами ссудного процента определяются следующими признаками:
• учреждение, взимающее ссудный процент;
• размер ссудного процента;
• порядок и форма взимания (выплаты);
• источник выплаты (себестоимость, прибыль) и пр.
Классификация видов ссудного процента
© п/п | Классификационные признаки | Виды ссудного процента |
По формам кредита | Коммерческий процент | |
Банковский процент | ||
Потребительский процент | ||
Процент по государственному кредиту | ||
По видам кредитных учреждений | Учетный процент центрального банка | |
Банковский процент | ||
Ломбардный процент | ||
По видам инвестиций | Процент по кредитам в оборотные средства | |
Процент по инвестициям в основные фонды | ||
Процент по инвестициям в ценные бумаги | ||
По срокам кредитования | Процент по краткосрочным ссудам | |
Процент по долгосрочным ссудам | ||
Процент по среднесрочным ссудам | ||
По видам операций кредитных учреждений | Депозитный процент | |
Процент по ссудам | ||
Процент по межбанковским кредитам |
Основными формами ссудного процента являются:
• учетный (взимаемый центральным банком при кредитовании коммерческих банков посредством покупки (переучета) векселей);
• депозитный (выплачиваемый кредитными учреждениями лицам, разместившим у них депозиты);
• процент по ссудам (плата за пользование кредитом).
Механизм использования ссудного процента, с одной стороны, определяется сущностью процента как экономической категории товарного производства и, с другой - зависит от целей проводимой процентной политики. Причем как показывает практика, на отдельных этапах развития общества возможен приоритет субъективной направленности процентной политики в противовес его природе. Ярким примером этого может служить ссудный процесс в условиях социалистического способа хозяйствования.
Современный механизм использования ссудного процента характеризуется следующим:
• Уровень процента, порядок его начисления и взимания определяется договором между участниками кредитной сделки с учетом спроса и предложения кредитных ресурсов (за исключением учетного процента).
• Административное управление судным процентом со стороны центрального банка сменяется использованием экономических методов регулирования его уровня.
В современных условиях процессы развития рыночных отношений в экономике определяют повышение роли ссудного процента.
Билет №55.
Билет №56.
Билет №57.
Экономическая рента.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА — разница между той ценой, которую фирмы или иные экономические субъекты готовы заплатить за необходимый им фактор производства на конкурентном рынке, и минимальной существующей ценой этого производственного фактора. Экономическая рента обычно не равна нулю. Экономическая рента - это выигрыш (излишек) по сравнению с альтернативной стоимостью предложения ресурсов.
Можно выделить следующие виды экономической ренты:
чистая экономическая рента — получается независимо от качества ресурса, только в силу его ограниченности;
дифференциальная рента — связана с качеством ресурса (в сельском хозяйстве — с продуктивностью земельных участков);
инфрамаржинальная рента — связана с меньшими альтернативными издержками у получателя ренты, чем у других.
Излишек производителя (см.), который получает фирма на долговременном этапе, включает экономическую ренту. Часто, однако, излишек производителя и излишек потребителя рассматриваются как примеры Э. р.
Билет 1
Определение предмета экономической теории. Структура современной экономической теории.
Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений.
Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.
Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр.
В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: кейнсианство (макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики. Суть учения Кейнса состоит в том, что для процветания экономики все должны тратить как можно больше денег. Государство должно стимулировать совокупный спрос даже путем роста бюджетного дефицита, долгов и выпуска необеспеченных денег), неокейнсианство (экономическая теория, представляющая собой модификацию кейнсианства в направлении еще более активного, прямого и систематического воздействия государства на экономику, прежде всего в форме максимального стимулирования эффективного спроса потребителей), монетаризм (экономическая теория, рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры), новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику (междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии. Основная задача направления: объяснение выбора при принятии решений, распределении риска и вознаграждения), австрийскую школу, новую политическую экономию, экономику и право.
Будучи системой, эта наука имеет свою структуру, в которой выделяются 4 основных блока: общая экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика (или интерэкономика).
· Первый из них – общая экономическая теория – раскрывает общую теорию экономической системы, ее структуры, критерии типологии, дает характеристику основных ее типов, видов и моделей, определяет общие предпосылки, условия, элементы и сферы экономики, их особенности и эффективность, тенденции развития.
· Микроэкономика – часть экономической теории, которая исследует экономическое поведение отдельных производителей – предприятий, фирм, а также экономические закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда.
· Макроэкономика – часть экономической теории, исследующая функционирование национальной экономики на основе формирующихся микропропорций, изучающая экономику как целостность, как совокупность и взаимосвязанность всех экономических процессов, происходящих в обществе.
· Мировая экономика (интерэкономика) изучает глобальные экономические взаимосвязи – между странами, регионами, международными объединениями.
Билет 2