Экономика как сфера трудовой, хозяйственной и производственной деятельности.

Понятие об экономике

Экономика как сфера трудовой, хозяйственной и производственной деятельности.

Демпинг – мера, способствующая повышению или понижению на определенный товар.

Экономика как сфера трудовой и хозяйственной деятельности развивалась и развивается в виде экономического кругооборота по следующим фазам: производство, распределение, обмен и потребление.

Фаза производства в экономическом кругообороте является решающей.

Экономика как экономическая система.

Экономическая система – определенный способ жизнедеятельности людей, где решается триада экономических проблем (что производить, как и для кого).

Типы экономических систем:

· Традиционная ЭС (необходимое для семьи, семья, семья/покупатели)

· Командно-административная (госплан, новые технологии – группа А/примитивные станки – группа В, народ)

· Рыночная (смешанная) (что обладает спросом, с наименьшими издержками и применяя передовые технологии, для способных купить)

Кроме этой системы, существуют сторонники классической экономической школы. Экономика рассматривается на основе 5 фармаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Способы производства классической экономической школы: способ производства и производственные силы. Каждому способу производства соответствуют свои производственные отношения.

Сторонники цивилизационного анализа развития общества.

Ряд ученых развитие человеческого общества рассматривали на основе формационного и цивилизационного подходов. Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделяли 5 общественно-экономических формаций: первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. А.Тоинби и его сторонники выедляли следующие типы цивилизации: космогенная, традиционная, индустриальная (доиндустриальня, индустриальная, постиндустриальная), антропогенная.

Этапы развития рынка в России.

1861-1885 годы – переходный период от феодализма к рынку;

· 1885-1913 годы – успешный период рынка в условиях капитализма;

· 1921-1928 годы – успешный период рынка в условиях социализма;

· 1991 – сегодняшние дни – новый этап развития рынка в России.

Коллоквиум по теме «экономические системы». Американская система, Шведская, Французскую, Германскую, Японская, Китайская, индустриальные системы новых индустриальных стран.

Методы экономических исследований.

· Научная абстракция – очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение постоянного, типичного. Результат – категории и понятия, такие как цена, прибыль и т.д.

· Анализ и синтез. Анализ – изучение объекта по частям. Синтез – изучение объекта в целом.

· Индукция и дедукция. Индукция – выведение общих положений из частных фактов, обобщение. Дедукция – обратный процесс. Выведение частных суждений из общих положений.

· Экономическое моделирование. Упрощенное описание экономической реальности с помощью символов, графиков и алгоритмов. При построении моделей игнорируются многочисленные второстепенные детали и выделяются обобщенные параметры.

· Функциональный анализ. Рассмотрение одних экономических явлений и процессов как независимых, а других – как зависимых, производных. Например, при изучении влияния уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматривается как независимая переменная, а инвестиционный спрос – как зависимая.

· Метод графических изображений. Использование для описания экономических процессов и явлений схем, таблиц, диаграмм, графиков, позволяющих наглядно демонстрировать те или иные зависимости.

· Экспериментирование – искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных специально созданных и контролируемых условиях c целью их изучения и изменения.

Теория производственного выбора и капитала

Теория производства

Структура производства.

Производство – результат преобразования ресурсов и факторов производства в экономические блага.

Сфера материального производства (группа А) предполагает производство продуктов в материально-вещественной форме. Сюда входит промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.

Оказание услуг материального характера: транспорт, связь, бытовое обслуживание.

Сфера нематериального производства (группа Б) – оказание услуг нематериального характера: образование, здравоохранение, искусство, печатание книг, работа художников, музыкантов.

Духовная и интеллектуальная деятельность, результатом которого являются нематериальные блага: научные открытия, изобретения, исследования.

В экономике ежегодно во всех странах решают проблему выбора: на что больше потратить расходную часть бюджета страны – на сферу материального производства или на непроизводственную сферу. Модели разных экономических систем эту проблему выбора решают по-разному. В успешных рыночных странах в последние десятилетия на непроизводственную сферу выделяют не менее 10% от ВВП.

Эффективность производства.

Эффект – результат производства в виде продукта.

Эффективность производства – отношение результата производства к затратам труда, то есть ресурсов на его получение. От эффективности зависит благополучность страны.

Эффективность производства на предприятии:

Производительность труда – отношение объема продукции к продолжительности труда.

Производительность труда на одного занятого – отношение объема продукции к затратам живого труда. При росте производительности труда доля живого труда падает, а доля средств производства возрастает. Должны сокращаться используемые ресурсы.

Распространенными показателями эффективного использования факторов производства являются следующие показатели:

Факторы производства Показатели эффективного использования факторов производства Обратные показатели
Рабочая сила    
Средства производства (капитал)    
Предметы труда    
Эффективность использования В случае увеличения В случае уменьшения

С точки зрения участия факторов в создании продукта производства различают следующие виды продукта:

· Общий продукт – суммарный продукт, то есть количество продукции за определенный период времени от использования одного или нескольких факторов производства.

· Средний продукт – объем продукции от использования одной единицы каждого фактора производства.

· Предельный продукт – дополнительный продукт, получаемый от использования дополнительной единицы ресурса (капитала или труда) . Подобно среднему продукту, предельный продукт сначала растет, потом снижается. Показывает предельную производительность ресурсов, то есть прирост выпуска продукции от использования каждой дополнительной единицы ресурса. Дополнительные ресурсы постепенно становятся экономически-невыгодными, то есть общий объем продукции начинает сокращаться, так как вступает в силу закон убывающей отдачи (производительности).

Задача

На одном однородном поле фермер может произвести 300 тонн картофеля или 100 тонн пшеницы. На другом – везде альтернативная стоимость выращивания 1 т. пшеницы равна 2 тоннам картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 400 тонн.

· Какова альтернативная стоимость производства 1 т. Пшеницы на первом поле? (Альтернативная стоимость 1 тонны пшеницы равна 3 тоннам картофеля и наоборот 1 тонна картофеля стоит 1/3 тонны пшеницы)

· Построить КПВ для каждого поля.

· Построить кривую общих производственных возможностей фермера.

В некотором королевстве производят два продукта: масло и пушки. Имеется следующая граница производственных возмодностей.

М
П

· Найти альтернативную стоимость увеличения стоимости пушек с 6 до 7 тысяч в год (уменьшение производства масла на 3 тонны в год)

· Насколько может быть увеличен выпуск масла при производстве 4 тонн масла и 4 тысяч пушек (выпуск масла может быть увеличен до 10 тысяч тонн, что дает прирост производства на 6 тысяч тонн)

· Можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 6,7 пушек и 5,5 масла? (нет, нельзя, поскольку ресурсов для замены одного товара другим не хватает)

· Какова максимальная альтернативная стоимость производства 1 тысячи пушек? Минимальная?

Теория спроса и предложения

· Закон спроса и факторы, влияющие на спрос.

Спрос – платежеспособная потребность, то есть количество товаров и услуг, которую покупатели готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Закон спроса показывает обратно - пропорциональную зависимость объема спроса от цены товара.

Чем выше цена (Р), тем выше объем спроса (Q) и наоборот.

Закон спроса не действует в следующих ситуациях:

o В отношении «товаров Гиффена», то есть товаров, занимающих большую долю в доходах малоимущих потребителей (хлеб, молоко, крупы и т.д.)

o В отношении «товаров Веблена», то есть товаров престижного потребления, когда дорогостоящие товары приобретаются по высокой цене не по его значимости, а по тому, насколько владелец этого товара возвышает свою самооценку среди окружающих.

o При дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями.

o В отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат) и недвижимости, приобретение которых является средством сбережения.

o При переключении спроса, смене некачественных на более качественные товары даже при снижении цен первых.

На спрос действуют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы смещают точки на кривой спроса, то неценовые факторы смещают кривую спроса вправо или влево.

Неценовые факторы спроса:

o Изменение предпочтения потребителей (вкуса, моды)

o Изменение дохода. При росте доходов спрос на качественные товары повышается. При падении – спрос на эти товары падает.

o Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемы, изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемые товары. В случае взаимодополняющих товаров, изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.

o Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос. При этом его характер зависит от возрастного, национального и других состава покупателей.

o Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается, формируется отложенный спрос.

· Закон предложения и факторы, влияющие на предложение.

Предложение – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Закон предложения показывает прямопропорциональную зависимость объема предложения от цены товара: чем выше цена товара, тем больше объем предложения и наоборот. На предложение действуют ценовые и неценовые факторы. Если ценовые факторы смещают точки на кривой предложения, то неценовые факторы смещают кривую предложения вправо или влево.

Неценовые факторы предложения:

o Величина затрат на производство товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. Уровень издержек производства издержек зависит от:

§ Характера применяемой технологии

§ Стоимости ресурсов, используемых в данном производстве

o Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий снижает издержки производства и увеличивают предложение (кривая предложения двигается вправо) и наоборот, увеличение налогов снижает предложение.

o Количество продавцов на рынке. Увеличение числа продавцов данной продукции (производителей) ведет к увеличению объема предложения.

o Цены других товаров. Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении. Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположные изменения объема предложения другого товара.

o Ожидание в отношении изменения цен. Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение.

· Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния (в точке пересечения кривой спроса и предложения)

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденций к росту или снижению.

Равновесный объем – объем спроса и предложения, при равновесной цене. При цене равновесия спрос равен предложению. Если цена товара выше равновесной, возникает перепроизводство товара, так как предложение больше проса. Если цена ниже равновесной, возникает дефицит товаров на рынке, так как спрос больше предложения.

Маршалл изучил ситуацию, когда нарушается равновесие:

· Мгновенное равновесие. Цены очень высокие, растут. Техника и наука не развита, предложение опирается на примитивный ручной труд. Монопольная или коррумпированная экономика

· Краткосрочное. Рост цен не столь высок, но они часто меняются. Производство товара не зависит от науки и техники.

· Долговременное. Долгосрочное равновесие. Отсутствует монопольный сговор, коррупция на рынке.

Эластичность спроса и предложения – реакция покупателей и производителей на изменение цен.

Доклады:

· Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает изменение объема спроса в ответ на изменение объема доходов.

Коэффициент эластичности = изменение спроса/изменение дохода

При положительном коэффициенте – низкая эластичность (товары Гиффина)

При отрицательном коэффициенте – высокая эластичность (товары Веблена)

При нулевом коэффициенте – нейтральная эластичность

· Эластичность спроса по цене

Показывает изменение объема спроса товара при изменении цены или реакцию потребителей на изменение цены товара.

Виды:

§ Эластичный спрос – реакция потребителей очень сильная. E>1

§ Неэластичный спрос – реакция потребителей слабая. E<1 (шампанское, цветы на праздники)

§ Единичная эластичность. E=1 (пиво, говядина)

§ Совершенно абсолютно неэластичный спрос – незаменимые вещи (елка на новый год, инсулин для диабетика). E=0

§ Абсолютная эластичность. E=(бесконечность) (огурцы, помидоры в летний период)

· Перекрестная эластичность спроса

Относительное изменение объема спроса на один товар при изменение цены на другой.

· Эластичность предложения

Реакция производителей на изменение цены на товар.

§ E>1 Эластичное предложение – (шампанское на новый год)

§ E<1 Неэластичное предложение – слабая реакция производителей

§ E=0

§ E=1 При увеличении цены товара на 1% предложение увеличивается на 1%

§ E=беск.

Задача.

На графике представлены линии равных издержек фирмы, которые отражают такие сочетания единиц факторов производства, при которых будет получен один и тот же объем продукции. Используя график и таблицу необходимо найти точку, где производство осуществляется с минимальными издержками.

Ситуация машины Люди (десятки)
0,5
0,7
0,9
1,2
2,7

Построить график изокванты по таблице (10 человек – 1 машина).

Производство осуществляется с наименьшими издержками в точке пересечения изокванты и изокосты, где используется 1,5 единиц капитала и труд в количестве 15 единиц.

Рынок

· Сущность, функции, структура рынка

Рынок возник в процессе развития товарного производства. Условия (условия возникновения товарного производства):

o Частная собственность - «это твое, это мое»

o Разделение труда

o неравенство

Рынок – система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Структура:

o рынок жилья

o труда

o средств производства

o и т.д.

Структура рынка – внутренне строение его отдельных элементов.

Классификация рынка по разным критериям:

o по экономическому назначению

§ рынок товаров и услуг

§ рынок средств производства

§ труда

§ инвестиций

§ финансовый рынок

o по географическому положению

§ местный

§ региональный

§ национальный

§ мировой

o по степени ограничения конкуренции

§ монополистический

§ свободный (государство не регулирует многие отрасли)

§ смешанный (разные формы собственности)

§ регулируемый

§ олигополистический

o по отраслям

§ автомобильный

§ сельскохозяйственный

§ зерновой

§ и т.д.

o по характеру продаж

§ оптовый

§ розничный

§ рынки государственных закупок продукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – фирмы, АО и т.д.

o по месту создания продукта

§ внутренний

§ внешний

Функции рынка:

o информационная. Заключается в том, что рынок дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей – уровни цен, процентный ставки, доходности и т.д.

o регулирующая. Состоит в том, что через рынок осуществляется регулирование ряда проблем – что, как и для кого производить.

o Посредническая. Через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка одновременно является и покупателем и продавцом.

o Стимулирующая. Через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Предприниматели определяют не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты нужно идти, чтобы получить данную продукцию. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

o Ценообразующая. Когда цена товара складывается под влиянием спроса и предложения.

o Контролирующая. Состоит в том, что рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получает прибыль. Если затраты выше цены, фирма понесет убытки. Дифференциация производителей, таким образом, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Положительные стороны рынка:

o Создание конкурентной среды

o Гибкость и высокая приспосабливаемость к меняющимся условиям.

o Независимость производителей и потребителей при заключении сделок и т.п.

o Способность удовлетворять в материальных благах различные потребности в необходимом количестве

Негативные стороны рынка

o Рынок не гарантирует право на труд и доход и воспроизводит существенное неравенство

o Рынок не создает стимул для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение)

o Рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а не удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги

Вывод: во всех передовых странах мира с целью покрытия негативных сторон рынка устанавливается регулируемый рынок.

Наличие рынка предполагает необходимость существования трех субъектов рынка:

o Домохозяйство – экономические единицы, представляющие собой 1 или несколько лиц. Владельцы относительно мелких, средних и крупных капиталов, земли и рабочей силы.

o Бизнес – предприятия, предприниматели, банки и т.д., которые, используя ресурсы, производят продукцию, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.

o Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую или политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком.

· Типы рынка

Конкуренция – состязательность, соперничество между продавцами, производителями, за право получения максимальной прибыли и между покупателями и продавцами при покупке товаров.

Типы конкуренции:

o Ценовая конкуренция осуществляется путем снижения рыночных цен с целью захвата рынка (демпинг).

o Неценовая конкуренция происходит на основе улучшения качества продукции, внедрения передовой техники и технологий, расширения ассортимента продукции, выпуска новых товаров, предоставления послепродажных гарантий.

Выделяют рынок совершенной (свободной) и несовершенной конкуренции.

Характерные черты рынка совершенной конкуренции:

o На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

o Обмен осуществляется однородными и стандартизированными продуктами.

o Покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах.

o Возможность свободного входа и выхода с рынка.

o Ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доли каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Характерные черты рынка несовершенной конкуренции – в этот период нарушаются характерные черты рынка совершенной конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции характеризуется, прежде всего, появлением монополии.

Типы рынка несовершенной конкуренции:

o Чистая монополия – по производству какого-либо товара условия диктует одна фирма

o Дуополия – две фирмы

o Монопсония – диктует условия один потребитель

o Олигополия – ситуация, когда несколько крупных фирм диктуют свои условия на рынке

o Олигопсония – обратная ситуация олигополии

o Монополистическая конкуренция – несколько фирм диктуют свои условия

· Инфраструктура рынка

Свод правовых актов, институтов для развития рынка.

Синдикат, картель – сговор производителей о цене и объемах производства.

Трест, концерн – организационный центр, регулирующий все вопросы производства.

Доклады:

· Антимонопольная политика в США (с Рузвельта), В России

· Инфраструктура рынка

Совокупность посредников на рынке, обеспечивающая развитие рынка.

· Биржевая деятельность

Задачи:

Определить характер взаимосвязи товаров, если известно, что при цене товара А = 18 тыс.р. объем спроса на товар Б составит 300 единиц, а при цене товара А = 20 тыс.р. объем спроса на товар Б снизится до 280 единиц.

Спрос на учебники:

Объем спроса (шт) Цена за один учебник Выручка Ценовая эластичность спроса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Установить, при каких значениях цены, приведенных в таблице имеет место спрос эластичный, единичной эластичности и неэластичный.

При каком значении коэффициента ценовой эластичности спроса величина выручки окажется максимальной

Начертить кривую спроса на учебники

Теория предпринимательства.

ñ Виды и формы огранизации производства

В 1991 году впервые в условиях третьего рынка в России разрешается предпринимательская деятельность. Принимается закон о предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность — самостоятельная и инициативная деятельность физических и юридических лиц с целью получения прибыли (полезная для себя и окружающих).

Виды предпринимательской деятельности:

ñ Производственное предпринимательство, связанное с производством товаров и услуг с целью последующей реализации.

ñ Коммерческаое предпринимательство предполагает торговлю готовыми товарами и услугами по ценам, превышающим цену приобьретения.

ñ Финансовое предпринримательство — особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в ачестве предмета купли-проажи выступают деньги и ценные бумаги (биржевая, банковская деятельность).

ñ Посредническое прелпринимательство связано с нахождением заинтересованных лиц для заключения сделки с целью получения выгоды.

ñ Страховое предпринимательство предполагает страхование и возмещение возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни и здоровью в результате непредвиденных обстоятельств.

По формам собственности предпринимательство бывает:

ñ частная

ñ государственная

ñ муниципальная

По числу собственников предпринимательская деятельность делится на нидивидуальную и кллективную.

По организационно-экономическим формам:

ñ индивидуальное частное — бизнес, владельцем которого является один предприниматель. Заявление в местные органы самоуправления, получение свидетельства о предпринимательской деятельности, регистрация в налоговых органах, получение лицензии.

ñ Семейное

ñ партнерство, товарищество — бизнес, организуемый двумя или более лицами.

◦ Полное товарищество. Все члены товарищества несут неограниченную и полную ответственность по обязательствам предприятия принадлежащим им имуществом. В случае разорения участники теряют не только внесенную сумму или имущество, но и заложенную собственность. Каждый участник имеет 1 голос и все занимаются предпринимательской деятельностью на равных правах. Каждый участник полного товарищества обязан внести определенную сумму денег в складочный капитал в соответствии с учредительным договором. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

◦ Товарищество на вере (коммандитное). Товарищество, в которым наряду с полными товарищами, несущими полную и неограниченную ответственность, ведут предпринимательскую деятельность коммандисты, то есть вкладчики, которые несут риск убытков товарищества в пределах своих вкладов и не принимают участие в предпринимательской деятельности. Коммандисты не принимают участие в управлении, и ведении дел товарищества. Их обязанность — внести вклад в складочный капитал. Командисты имеют право:

▪ получать часть прибыли товарищества, причитающейся на их долю в складочном капитале;

▪ передать свою долю в складочном капитале другому участнику;

▪ знакомиться с годовыми отчетами товарищества;

▪ выйти из товарищества и вернуть свой вклад.

◦ ООО — менее безопасный вид товарищества. Общество, уствной капитал которого разделен на доли определенных размеров. Участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков общества в пределах внесенных ими вкладов. Уставной капитал состоит из вкладов его участников. Высший орган ООО — общее собрание участников. К его компетенции относится:

▪ принятие устава общества;

▪ установление размера уставного капитала;

▪ образование исполнительных органов общества;

▪ утверждение годовых отчетов;

▪ реорганизация или ликвидация общества.

ñ Корпорация — акционерное общество в виде ОАО или ЗАО. Совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как юридическое лицо. Уставной капитал разделен на определенное число акций. Участники АО, как и при ООО, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Уставной капитал АО состоит из номинальной стоимости акций общества. Он определяет минимальный размер имущества общества. Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала не должна превышать 25%. АО может выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала. АО могут иметь дочерние и зависимые общества в виде франчайзинга (Совокупность мелких частных фирм, работающих от имени крупной фирмы на определенной территории и в определенной сфере. Имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретение оборудования и кредитов. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных фирм.), венчурного бизнеса (Фирмы, занимающиеся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития) и т.п.

ñ Бизнес - проект (план)

БП — краткосрочная программа деятельности предприятия, включающая в себя расчет ожидаемых доходов и расходов, а так же конкретные меры по выполнению намеченных целей деятельности.

Производство инновационного товара.

ñ затраты начеловеческий и интеллектуальный капитал (5).

ñ после (6) + графический анализ. Кривые изокванты и изокосты.

ñ После (2) + карта кривых безразличия и бюджетной линии.

Пример.

Предположим, что национальное производство включает два товара А (потребительский товар) и В (инвестиционный товар). В текущем году произведено 200 единиц товара А по цене 2 доллара за единицу и 10 единиц товара В по цене 4 доллара за единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц В должны быть заменены новыми. Рассчитать ВНП, ЧНП, объем потребления и объем валовых инвестиций, объем чистых инвестиций.

Решение:

ВНП = 440$.

ЧНП = 440 – 24 = 416$

Vпотребления = 400$

Vваловых инвестиций = 40$

Vчистых инвестиций = 40$ - 6*4$ = 16$

Методы расчета ВНП.

Производственный метод: ВНП определяется как сумма добавленной стоимости, созданной в различных отраслях. Добавленная стоимость исчисляется как разность между стоимостью выпущенных товаров и услуг и стоимостью промежуточного продукта. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизацию, проценты и прибыль.

Стадии экономического процесса Цена промежуточной продукции ($) Добавленная стоимость ($)
Фирма 1 добывает сырье.
Фирма 2 доставляет сырье на переработку
Фирма 3 перерабатывает сырье
Фирма 4 доставляет конструкционный материал изготовителю конечной продукции
Фирма 5 создает конечную продукцию
Фирма 6 доставляет конечную продукцию оптовому продавцу
Фирма 7 – розничный продавец конечной продукции
Итог:

ВНП как сумма расходов. Включает:

· Личное потребление (расходы хозяйств)

· Валовые инвестиции (расходы, связанные с совершенствованием производства)

· Государственные закупки (Г) (приобретение государственными предприятиями и организациями товаров и услуг, предназначенных для производственного и непроизводственного потребления государством)

· Чистый экспорт (Х)– разница между объемами экспорта и импорта.

ВНП как сумма доходов. Включает:

· Заработная плата наемных работников, отчисления на страхование и социальное обеспечение, фонды медицинского обслуживания и т.п. (W)

· Рента (R) – доходы, получаемые владельцами земельных ресурсов.

· Процент (I) – доход на реальный денежный капитал.

· Прибыль (Р), получаемая владельцами предприятий и корпораций.

· Амортизация (А) – возмещение износа основного капитала.

· Косвенные налоги (N) – налоги, включаемые в цену товара (акцизы, НДС).

Затраты на интеллектуальный и человеческий капитал.

Затраты на человеческий капитал фирмы: затраты на образование, перевкалифткация, повышение квалификации, охрана здоровья, затраты на социальное обеспечение

Интеллектуальный капитал: структурный, потребительский и человеческий капитал. Создание структуры фирмы, затраты на патенты, внедрение техники и технологий, менеджмент. Маркетинговая деятельность, затраты на изучение запросов потребителей.

Понятие об экономике

Экономика как сфера трудовой, хозяйственной и производственной деятельности.

Демпинг – мера, способствующая повышению или понижению на определенный товар.

Экономика как сфера трудовой и хозяйственной деятельности развивалась и развивается в виде экономического кругооборота по следующим фазам: производство, распределение, обмен и потребление.

Фаза производства в экономическом кругообороте является решающей.

Наши рекомендации