Процедура подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия объектов технического регулирования, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 Закона).
На основании ст.20 Закона подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации на основании договора между заинтересованным лицом и органом по сертификации.
Объектами добровольной сертификации являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, маркируются знаком соответствия системы добровольной сертификации, порядок применения которого устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации (ст.22 Закона).
Закон предусматривает возможность создания юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) собственной системы добровольной сертификации, которая по усмотрению указанных лиц может быть зарегистрирована в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
· принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия);
· обязательной сертификации.
Согласно ст.23 Закона обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Как установлено п.1 ст.23 Закона, объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Однако следует заметить, что ни Закон, ни иные нормативно-правовые акты не позволяют определить конкретное содержание приведенной формулировки «продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации» и виды продукции, которые могут быть к ней отнесены. На наш взгляд, к подобной продукции следует относить продукцию, не предназначенную для реализации на территории России и поставляемую на экспорт. Полагаем также, что при принятии отдельных технических регламентов упомянутая формулировка «продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации» получит более точное определение. [6]
Следует обратить внимание на исключение из объектов обязательного подтверждения соответствия (декларирования и сертификации) услуг, тогда как в соответствии с действующим в настоящее время законодательством (Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг») услуги подлежат обязательной сертификации и декларированию.
Декларирование соответствия продукции осуществляется путем принятия заинтересованным лицом декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, полученных с участием третьих лиц (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией) в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (ст.24 Закона). Техническим регламентом определяется также круг заявителей, которые вправе от своего имени подавать в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии, форма декларации, срок ее действия и другие вопросы.
Основные требования к содержанию декларации установлены п.5 ст.24 Закона. Оформленная заявителем декларация о соответствии представляется на регистрацию в орган по техническому регулированию, который обязан зарегистрировать ее в течение трех дней. Необходимо отметить, что соответствующий орган по техническому регулированию не может отказать в приеме и регистрации поданной заявителем декларации. В то же время проверка содержащихся в данной декларации сведений осуществляется в порядке проведения органом по техническому регулированию контрольных мероприятий в соответствии со ст.34 Закона.
Обязательная сертификация продукции осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом (ст.26 Закона).
В заключение отметим, что с вступлением в силу Закона утрачивает силу Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151 -1 «О сертификации продукции и услуг».
В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о действии ранее выданных сертификатов соответствия, полученных организациями знаков соответствия, а также принятых деклараций о соответствии. Как установлено п.8 ст.46 Закона, документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу данного Закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.
Кроме того, прекращение действия Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» не означает вывода о возможности несоблюдения требований об обязательной сертификации выпускаемой организациями продукции в случае, если соответствующие технические регламенты не будут приняты до вступления в силу Закона.
Как установлено п.1 ст.4б Закона, со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению. Следовательно, выпускаемая после вступления в силу Закона продукция должна отвечать требованиям об обязательной сертификации и декларированию, содержащимся в ранее принятых нормативных актах.
Вместе с тем условием обязательного исполнения требований ранее принятых нормативных правовых актов выступает их соответствие целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Подобную формулировку вряд ли можно признать удачной из-за неконкретного содержания. Однако, на наш взгляд, существенного значения это не имеет, поскольку на практике требование о соответствии указанным выше целям может быть предъявлено в отношении любой продукции. [5]
Таким образом, следует вывод о том, что после прекращения действия Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и до принятия новых технических регламентов организации должны исполнять требования об обязательной сертификации продукции, установленные действующими в настоящее время нормативными правовыми актами.
2.4. Государственное регулирование и программы по строительной отрасли г.Вологды. Действующее законодательство о льготах и привилегиях для инвесторов
В целях стимулирования инвестиционной активности в регионе и привлечения инвестиций принят Закон Вологодской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Вологодской области», в котором определены условия, общие принципы и гарантии инвестиционной деятельности на территории области.
В области создана и функционирует областная инвестиционная законодательная нормативно-правовая база, в соответствии с которой инвесторам предоставляются гарантии и льготы.
Важным фактором, стимулирующим привлечение инвестиций в развитие, модернизацию и реконструкцию предприятий, является предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством области. В Вологодской области, кроме указанного закона, действуют законы: «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»; «О налоге на имущество предприятий»; «О транспортном налоге». [7]