Система технического регулирования в РФ

27 декабря 2002 г. был принят Федеральный Закон № 184-ФЗ«О техническом регулировании» (далее - Закон). Однако вступление данного Закона в силу отложено до истечения шестимесячного срока со дня его официального опубликования, состоявшегося 30 декабря 2002 г.

Принятие Закона обусловлено существенным реформированием системы установления обязательных требований к продукции и процессам ее производства, а также действующего в настоящее время порядка стандартизации и сертификации продукции, работ, услуг.

В первую очередь Закон призван приблизить российские нормативы, предъявляемые к качеству продукции и процессам производства, к действующим международным стандартам, в частности стандартам Всемирной торговой организации. Изменения также связаны с тем, что существующие в нынешнее время нормативы качества продукции и услуг не образуют единой системы, а контроль за их исполнением осуществляется различными государственными органами, подчас дублирующими друг друга.

Законом регулируются отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также в области установления и применения таких требований на добровольной основе.

Положения Закона касаются деятельности самого широкого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступающих изготовителями и продавцами продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги либо являющихся органами по сертификации.

Законом выделены две основные категории регламентирующих актов в области технического регулирования. [4]

К первой категории относятся технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. организации. Изменения также связаны с тем, что существующие характеристики продукции, процессов производства, выполнения работ и оказания услуг, которые применяются в добровольном порядке.

Остановимся подробнее на порядке принятия и сфере применения каждого из указанных документов, а также общих правилах подтверждения соответствия продукции.

Технические регламенты

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают обязательные к применению и исполнению требования к объектам технического регулирования: продукции (в том числе зданий, строений и сооружений), процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технические регламенты могут приниматься международными договорами РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. При этом принятые в установленном порядке технические регламенты вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их официального опубликования (п. 10 ст.7 Закона).

Законом определяется общий порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов. Особенностью процесса разработки и принятия технических регламентов является то, что любое заинтересованное лицо (производитель продукции, продавец и др.) может выступить разработчиком проекта регламента. Помимо этого, согласно ст.9 Закона заинтересованные лица, как организации, так и граждане, могут участвовать в процессе разработки и принятия технических регламентов посредством публичного обсуждения, опубликованного в печатном издании либо информационной системе общего пользования проекта регламента, представления письменных замечаний к проекту, а также проведении экспертизы проектов регламентов.

Допускается особый порядок разработки и принятия технических регламентов. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, животных и растений, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без соблюдения общего порядка (п. 1 ст. 10 Закона). Правительство РФ также вправе издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу федерального закона о соответствующем регламенте (п.3 ст. 10 Закона).

Как установлено ст.7 Закона, содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть переработаны только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент.

Закон различает два вида технических регламентов: общие, принимаемые в отношении любых видов продукции, и специальные, устанавливающие требования только к отдельным видам объектов технического регулирования, Особенностью процесса разработки и принятия технического риска причинения вреда, учтенной общими техническими - регламентами (ст.8 Закона). Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, электромагнитной совместимости, а также пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.7 ст.6 Закона период реформирования системы технического регулирования в РФ, в течение которого должны быть приняты технические регламенты, составляет семь со дня вступления в силу Закона. При этом действующие в настоящее время обязательные требования к продукции, процессам производства и пр., в отношении которых технические регламенты не будут приняты в установленный срок, прекращают свое действие.

Наши рекомендации