Социалистическая экономика в представлениях большевиков
До революции будущая социалистическая экономика мыслилась большевистскими теоретиками как экономика нерыночного, директивного типа, где отсутствует частная собственность на средства производства, проведено их тотальное обобществление, где все хозяйственные связи основываются не на товарно-денежных отношениях, а на принципе административного продуктораспределения из единого центра.
Продвигаться к этому типу экономики большевики поначалу намеревались постепенно, шаг за шагом преобразовывая отношения собственности. Так, в промышленности в качестве первоочередной меры планировалась национализация синдикатов, а на остальных частных предприятиях — принудительное синдипирование и введение рабочего контроля. Причем сама национализация в соответствии с известным марксистским тезисом мыслилась в форме не столько конфискации (безвозмездного отчуждения в пользу государства), сколько принудительного выкупа средств производства у крупных собственников.
Рабочий контроль и начало национализации. Специальное положение о рабочем контроле СНК и ВЦИК было принято 14 ноября 1917 г. Он распространялся на производство, куплю-продажу готовых продуктов и сырья, а также на финансовую деятельность предприятия. Была отменена коммерческая тайна. Вся деловая переписка предприятия, книги и отчеты поступали в распоряжение органов рабочего контроля.
Многие промышленники встретили рабочий контроль в штыки. Началась массовая остановка заводов и фабрик. С другой стороны, хаос и неразбериха на производстве усиливались из-за некомпетентности рабочих контролеров. В этой ситуации уже с ноября 1917 г. развернулась национализация несиндицированных предприятий. Поначалу она носила импровизационный характер. Центр в основном санкционировал решения местных органов, наказывавших «капиталистов-саботажников» конфискацией заводов и фабрик. Вскоре были приняты декреты о национализации частных банков (14 декабря 1917 г.), железнодорожного транспорта, введена монополия внешней торговли, аннулированы внутренние и иностранные государственные займы, сделанные царским и Временным правительствами. Напористые и бескомпромиссные действия властей в сфере экономики в конце 1917 г. и первые месяцы 1918 г. В. И. Ленин позже образно назвал «красногвардейской атакой на капитал».
В декабре 1917 г. был создан Высший совет народного хозяйства, на который возлагалось управление госсектором экономики. Он подчинялся непосредственно правительству и имел двойную структуру: вертикальную (главки — центральные органы, ведавшие работой различных отраслей промышленности) и горизонтальную (региональные советы народного хозяйства). ВСНХ обладал большими полномочиями: мог конфисковывать, приобретать, опечатывать любое предприятие.
С каждым месяцем масштабы национализации — практически исключительно в форме конфискации — нарастали. В мае 1918 г. было принято решение о национализации отдельных отраслей промышленности, а в июне — всей крупной промышленности. Однако главная задача большевиков смещалась из области лихорадочной «экспроприации экспроприаторов» в область налаживания эффективной работы разросшегося и едва действующего государственного сектора экономики.
«Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата»,— заявил В. И. Ленин в брошюре «Очередные задачи Советской власти», опубликованной в апреле 1918 г. Он призвал организовать «строжайший всенародный учет и контроль за производством и распределением продуктов», ввести хозрасчет для предприятий и принцип материальной заинтересованности для работников, укрепить дисциплину труда, привлечь буржуазных специалистов, использовать новейшие достижения науки и техники. С помощью этих и других мер предполагалось в обозримом будущем добиться высшей по сравнению с капитализмом производительности труда, без чего, по убеждению Ленина, невозможна была прочная победа нового общественного строя.
Тем временем в стране продолжалось падение промышленного производства и реальной зарплаты рабочих. Последняя составляла тогда лишь 20% от уровня 1913 г. Ухудшение материального положения, нехватка продовольствия в городах, а также шаги по укреплению трудовой дисциплины, борьба с массовыми хищениями на производстве, свертывание полустихийного «рабочего контроля», при всех своих недостатках дававшего возможность пролетарской массе участвовать в управлении заводами и фабриками, усиление там власти назначенных сверху администраторов — все это вызывало недовольство в рабочей среде, нередко принимавшее весьма резкие формы. Оно, в частности, нашло выражение в поддержке умеренных социалистов на весенних выборах 1918 г. в городские Советы (эсеры и меньшевики победили на них в 19 из 30 губернских городов и крупных промышленных центров, по которым имеются сведения), в создании на предприятиях в разных районах страны независимых «Собраний уполномоченных от фабрик и заводов», которые стремились стать рабочими органами, альтернативными большевистским Советам и казенным профсоюзам. Компартия отвечала на эти не санкционированные ею проявления рабочей «самодеятельности» роспуском Советов с неугодным составом депутатов, арестом активистов «Собраний уполномоченных».
С конца мая 1918 г., когда резко обострилась внутриполитическая ситуация в республике, начал стремительно раскручиваться новый виток гражданской войны, большевикам вообще пришлось шаг за шагом отказываться от многих важных установок весенней программы В. И. Ленина, особенно в части материального стимулирования труда и развития хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий.
Плановое хозяйство — тип хозяйства,экономический порядок, при котором материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Такой тип экономики существовал в СССР.
...превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом...
Особенности
При плановом (командном) хозяйствовании государственные органы практически полностью планируют ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, регулируют (командными методами) цены на все продукты и величины всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно.
Такая экономическая система отрицает частную собственность на средства производства либо полностью, либо частично, и противопоставляет себя рыночной экономике.
Преимущества
Возможность быстро сконцентрировать все ресурсы для достижения целей, определяемых из центра, что может быть важным в военное время;
Отсутствие инфляции, или инфляция близкая к нулевой;
Низкий уровень безработицы или её отсутствие;
Недостатки
Экономика
Отсутствие рыночных цен исключает возможность рационального планирования капиталовложений. Хаотический характер капиталовложений, в свою очередь, приводит к нерациональной структуре основных фондов. Низкая рентабельость капиталовложений постепенно приводит к разорению экономики страны (См. Распад СССР).
Принципиальная неопределенность будущего делает невозможным планирование инноваций. Техника и технология часто развиваются на основе копирования идей из стран с рыночной экономикой, что, в свою очередь, приводит к перманентному технологическому отставанию (См. Досье Farewell).
Централизация стратегических решений приводит к централизации рисков. В случае ошибочного выбора стратегии наступает общий крах всей системы, а не отдельных ее элементов, как в рыночных экономиках (См. Распад СССР).
Отсутствие конкуренции на рынке труда приводит с снижении мотивации работников (особенно руководств предприятий). Трудовую дисциплину приходится поддерживать административными мерами, вплоть до уголовных наказаний (См. Тунеядство).
Отсутствие механизма банкротства приводит к необоснованному сохранению нерентабельных производств, разоряющих экономику страны (См. Распад СССР).
Управление
Отсутствие личной ответственности управляющих высшего звена за последствия принимаемых решений приводит к кадровому застою.
Выдвижение на управляющие позиции происходит не на основе конкуренции деловых качеств, а по принципу лояльности к системе и включенности в элитные кланы, что в свою очередь, приводит к засорению системы управления некомпетентными кадрами (например так наз. приспособленцами).
Качество жизни
Основные статьи: Товарный дефицит, Дефицит в СССР, Цензура в СССР
Отсутствие конкуренции приводит к резкому снижению ассортимента и качества потребительских товаров и услуг, что резко снижает реальное качество жизни населения.
Административно-командная система и кооперативное движение: общие вопросы
Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.
Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на не демократическую политическую систему, на тоталитарные/авторитарные режимы, противоречит демократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство.[5]
Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.
Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.[6]
Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве. В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость.