Методика учета затрат на обеспечение качества
Прежде чем рассматривать методику учета затрат на обеспечение качества, необходимо выяснить, что входит в эти затраты. Классификация элементов затрат на обеспечение качества представлена на рисунке 9. Эта классификация позволяет правильно группировать исходные затраты, но сначала надо научиться определять величину исходных затрат, расположенных внизу. Таких, например, как затраты на обучение управлению качеством или затраты на контроль.
Возьмем в качестве примера затраты на обучение управлению качеством. Мы знаем, что эта учеба должна охватывать всех работающих и должна проводиться в рабочее время. Самой большой составляющей этих затрат, очевидно, будет заработная плата, получаемая работниками за время учебы. Величину этих затрат несложно определить, зная, кто и сколько времени в каждой категории работающих проходил обучение. Причем, в этих подсчетах не требуется ювелирной точности. Следующей по величине составляющей затрат на обучение, скорей всего, будет оплата преподавателей, в числе которых могут быть как приглашенные со стороны, так и свои собственные. Далее следует учесть затраты на обучение управлению качеством своих преподавателей на стороне - на семинарах, в высших учебных заведениях и т.п. Наконец, к затратам следует отнести расходы по аренде и содержанию помещений, техники, используемой при обучении.
Такие подсчеты можно проводить раз в квартал или один раз в год. Это зависит от стабильности ситуации. Если, допустим, в 2003 году определили, что затраты на обучение управлению качеством составили по предприятию в целом 800 тыс.руб., а в 2004 году программа обучения и количество обучаемых остались неизменными, то вполне может быть, что не потребуется заново производить все подсчеты, а можно будет воспользоваться прошлогодними. Эти данные нужны для оценки, и поэтому, как уже было сказано ранее, обычная бухгалтерская скрупулезность здесь не требуется. Какой-то жесткой регламентированной схемы расчета, как видим, здесь нет. Надо просто
ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ | ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ |
Предупредительные мероприятия и оценка | Расходы на дефекты | Затраты на сертификацию продукции или системы | Демонстрационные испытания |
Предупредительные мероприятия | Оценка | Дефекты, обнаруженные на производстве | Дефекты, обнаруженные вне производства |
Обеспечение управлению качества | Контроль качества | Окончательный брак | Рекламации и возвраты |
Содержание системы управления качеством | Испытания продукции | Пониженная сортность | Затраты на устранение дефектов | |||
Входной контроль и работа с поставщиками | Исследования | Затраты на исправление дефектов и повторный контроль | Возмещение ущерба, скидки | |||
Контроль над соблюдением технологии и метрологии | Потери от попадания дефектных изделий на последние этапы |
Рис.9 Классификация элементов затрат на обеспечение качества
к каждому исходному элементу затрат, приведенному на рисунке 9, подходить творчески, анализируя его составляющие.
Возьмем такой элемент, как затраты на контроль. Одной из наиболее весомых его составляющих будет заработная плата работников отдела технического контроля за то время, когда они заняты контролем продукции. Оговорка относительно времени необходима потому, что эти работники могут заниматься еще контролем соблюдения технологии. Следующая составляющая будет связана с затратами на амортизацию и содержание оборудования, которое используется при контроле. Чем более современное производство, тем более дорогое оборудование используется для контроля. В некоторых случаях его стоимость достигает 10-20% от стоимости технологического оборудования. Затем необходимо учесть затраты на амортизацию и содержание помещений или части производственной площади, занятой под оборудование и площадки контроля. И, наконец, придется учесть затраты на инструмент, приспособления, вспомогательные материалы, используемые при контроле. Поскольку величина всех этих затрат не меняется существенно с изменением объемов производства, их можно отнести к условно-постоянным и заниматься определением их величины периодически (один раз в квартал, или полугодие, или год и т.д.).
Естественно, возникает вопрос о том, где взять, допустим, величину затрат на содержание и текущий ремонт оборудования, предназначенного для контроля. Ведь в бухгалтерском учете нет такого выделения. Для этого необходимо сначала точно определить, какое оборудование используется для контроля, какова его совокупная стоимость и какую часть от общей стоимости оборудования составляет стоимость контрольного оборудования. Затем можно, уже пользуясь данными бухгалтерского учета, соответствующую долю от всех затрат на содержание и текущий ремонт оборудования отнести к затратам на контроль. Это не очень точный метод, поскольку стоимость оборудования и затраты на его ремонт и содержание могут не находиться в прямопропорциональной зависимости. В условиях какого-то производства может быть использован другой метод. Но мы с самого начала говорили, что особая скрупулезность в этих вопросах не требуется. Здесь важно не ошибиться намного.
Итак, надо относиться творчески к определению величины любых затрат. На каждом предприятии могут и должны быть разработаны свои фирменные методики, общая логика которых должна соответствовать приводимой нами схеме.
Возьмем для примера еще такой элемент, как потери от окончательного брака. Необходим учет всех видов брака с указанием того, на какой стадии технологического процесса та или иная деталь, изделие, материал изъяты из производства. Если изделие забраковано на окончательном контроле, то определить величину потерь несложно, зная себестоимость его изготовления. Потери будут равны себестоимости за вычетом возврата от утилизации изделия. Если изделие забраковано на одной из промежуточных операций, то из себестоимости придется вычесть не только возврат от утилизации, но еще и производственные затраты на тех операциях, которые еще не были совершены. Это достаточно трудоемкая работа. Необходимо выполнить расчет по всем видам брака и составить как бы справочник по каждому виду брака: во что он обходится. А затем уже, имея оперативные данные о величине брака за анализируемый период, определять величину потерь. Если структура брака от месяца к месяцу меняется очень редко, то можно, однажды установив величину потерь при какой-то совокупной величине брака (допустим, 1%), потом корректировать эту величину с учетом изменения совокупности величины брака.
Итак, мы видим, что для определения затрат по обеспечению качества не требуется какой-то дополнительный первичный учет, кроме обычного бухгалтерского и оперативного производственного. Это своего рода систематические исследования по разработанной фирмой методике.
Определив величину исходных затрат, мы группируем их в затраты на предупредительные мероприятия, затраты на оценку и потери от брака и затем определяем долю каждого из этих видов затрат от общих затрат на обеспечение качества. Что дает нам знание общей величины затрат, мы уже рассматривали ранее. А что дает нам знание этих долей?
Чем больше величина доли затрат на предупредительные мероприятия, тем более эффективной является система качества. На большинстве российских предприятий, проводивших анализ затрат на качество, эта доля не превышает 5%. По данным американских исследователей, на их предприятиях эта доля колеблется в пределах 5-12%, что, конечно, несколько лучше, но считать это отличным результатом тоже нельзя. Очень хорошим было бы распределение, при котором затраты на предупредительные работы составляли бы около 20%. Нетрудно догадаться, что чем выше доля затрат на профилактические работы, тем меньше потери от брака и, следовательно, меньше размер общих затрат на обеспечение качества.
Доля затрат на оценку колеблется в пределах 20-40% от общих затрат на обеспечение качества. Здесь тоже можно констатировать прямую зависимость между размером этой доли и эффективностью системы качества.
Естественно, чем меньше доля затрат на брак, тем больше уверенности эффективности системы качества. Вот почему опытный заказчик интересуется не только общей величиной затрат на обеспечение качества, но и всей структурой этих затрат. Именно поэтому стандартом ИСО 9004 : 2000 рекомендована единая систематизация этих компонентов.
Сегодня учет затрат на качество недостаточно внедрен в промышленности не только у нас, но и за рубежом. Далеко не каждое предприятие в США, Германии, Японии имеет такие системы учета. Пока это, скорее, исключение, чем правило. Но постепенно учет начинает внедряться, и тот, кто хочет оказаться конкурентоспособным должен уже сейчас организовывать систематические исследования затрат на качество вообще и на обеспечение качества в частности.