Классификация затрат на обеспечение качества

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.

Дидро

Успех хозяйственной деятельности предприятия, занимающегося производством и предоставлением услуг, зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Менеджеры считают существенным для успеха реализации продукции цену и сроки по­ставки, одновременно уделяя внимание ценности продукции, ее способности удовлетворять соответствующие потребности.

Потребители рассматривают увеличение ценности как нечто более важное, чем уменьшение цены. Добросовестный изготовитель может получить заказ на выполнение работ или предоставление услуг в условиях конкуренции. Определяющим в принятии поло-

жительного решения потребителем о повторном формировании заказа является только качество продукции или услуги.

Существует мнение о том, что удовлетворение ожиданий по­требителя в области качества приводит к увеличению затрат из­готовителя, что в свою очередь снижает прибыль и как следствие возникает необходимость в увеличении цены продукции и услуг. Данное мнение основывается на двух предположениях:

— повышение качества продукта, поставляемого потребителю, предполагает проведение ряда мероприятий связанных с повы­шением компетентности персонала предприятия-изготовителя, выбором поставщиков сырья и материалов соответствующего ка­чества, обеспечением необходимым технологическим оборудова­нием, поддержанием точности и стабильности выполнения техно­логических операций, проведением необходимых видов испытаний;

— повышение качества продукции подразумевает повышение ее сортности.

Если хотя бы одно из этих предположений верно, то затраты возрастут. Программа "улучшение качества", если она разработана обоснованно и содержательно, скорее приведет к снижению, чем увеличению затрат. Такой подход к рассмотрению экономических аспектов обеспечения качества позволяет затраты на обеспечение качества продукции и услуг рассматривать как инструмент управ­ления качеством.

На большинстве предприятий, занимающихся проектирова­нием, разработкой, производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества состав­ляют значительные суммы, которые в действительности не снижа­ют величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены и представлены руко­водству подобно другим затратам.

В условиях отсутствия на предприятии системы менеджмента качества у руководителей предприятий нет возможности получать структурированную и содержательную информацию о затратах на обеспечение качества. Наличие системы качества на предприятии предполагает обязательное выделение процесса сбора и анализа Данных о качестве, в том числе и о затратах на его обеспечение, регистрацию затрат на обеспечение качества.





Классификация затрат на обеспечение качества - student2.ru Классификация затрат на обеспечение качества - student2.ru Для формирования и внедрения процедуры сбора и анализа затрат на обеспечение качества необходимо выяснить:

—какие из всей совокупности затрат отнести к затратам, свя­занным с обеспечением качества;

—каким образом данные затраты возникают;

—неизбежны ли затраты на качество;

—какова взаимосвязь между затратами на качество и дости­жением заданного уровня качества;

—какую долю составляют затраты на качество от всей сово­купности затрат предприятия в процессе его хозяйственной дея­тельности;

—каков экономический эффект от внедрения процедуры сбо­ра, учета и анализа затрат на обеспечение качества?

Для ответа на данные вопросы необходимо сосредоточить внимание на затратах, связанных с обеспечением того, что качество продукции или услуги реально будет соответствовать ожиданиям потребителя, т. е. на затратах, связанных с выполнением этих ожи­даний. При таком рассмотрении представляется возможным струк­турировать затраты на обеспечение качества:

—затраты на предупредительные мероприятия, затраты, свя­занные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полно­стью предотвращает возможность появления дефектов;

—затраты на контроль, затраты на определение и подтверж­дение достижения заданного уровня качества;

—внутренние затраты на дефект, затраты, понесенные внутриорганизации, когда заданный уровень качества не достигнут;

—внешние затраты на дефект, затраты, понесенные вне ор­ганизации, когда заданный уровень качества не достигнут.

Совокупные затраты на обеспечение качества представляют сумму выше приведенных затрат.

Графическая иллюстрация структуры затрат на o6et.»> качества приведена на рис. 18.

Сбор, классификация и анализ затрат на обеспечение каче­ства — внутренняя ироцслуралюбого предприятия. Характеристика структуры затрат на обеспечение качества предусматривает сле­дующие обязательные признаки:


    Общие затраты на качество    
             
             
  Затраты на обеспечение соотвегствис   на у нссо   не 9НЙ  
  атраты странен ответет  
                     
                     
Предупре­дительные мероприятия   Контрольные мероприятия   Внешние потери   Внутренние потери
                               

Рис. 18. Структура затрат на обеспечение качество

внутри предприятия понимание структуры затрат на обеспе­чение качества и их содержание должно быть единым;

категории затрат, выделенные на предприятии, должны быть строго определены;

идентификация затрат не должна позволять их повторяемость и подмену.

Составляющие затрат на обеспечение качества

/. Затраты на предупредительные мероприятия

1.1. Управление качеством:

— затраты на изучение существующих и потенциальных ожи­даний потребителя и их преобразование в технические характери­стики продукции и характеристики услуг;

— затраты на планирование поддержания и развития системы менеджмента качества.

1.2. Управление процессом обеспечения качества основными
структурными подразделениями:

— затраты на выбор и обоснование средств управления про­
цессом;





Классификация затрат на обеспечение качества - student2.ru Классификация затрат на обеспечение качества - student2.ru Классификация затрат на обеспечение качества - student2.ru затраты на изучение потенциальных возможностей процесса-

—затраты на осуществление технической поддержки персо­нала подразделений, непосредственно задействованных в создании и производстве продукции, в применении (осуществлении) и под­держании процедур и планов по качеству;

—затраты на организацию и проведение контроля точности и стабильности технологических процессов.

1.3. Управление процессом обеспечения качества подразделениями
вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств:

— затраты, связанные с деятельностью по обеспечению каче­
ства, выполняемой персоналом подразделений вспомогательных
производств и обслуживающих хозяйств.

1.4. Управление контрольным, испытательным оборудованием
и средствами измерения:

—затраты, связанные с приобретением и разработкой всего контрольного, испытательного оборудования и средств измерения;

—затраты, связанные с обслуживанием и аттестацией всего контрольного, испытательного оборудования и поверкой, кали­бровкой средств измерения.

В ходе управления контрольным, испытательным оборудова­нием и средствами измерения не должны учитываться затраты, связанные со стоимостью их изготовления (амортизации),

1.5. Управление обеспечением качества в процессе закупок:

— затраты на выбор и оценку состоятельности потенциальных
поставщиков и качество покупных сырья, материалов, комплек­
тующих изделий до заключения контрактов на поставки.

/. 6. Организация и проведение аудитов системы менеджмента качества:

—затраты на планирование, организацию и проведение вну­тренних аудитов системы менеджмента качества;

—затраты на планирование, организацию и проведение внеш­них (сертификационных, инспекционных) аудитов системы ме­неджмента качества, а также аудитов системы менеджмента каче­ства потребителем, его агентом или другим, по его поручению, органом.

/. 7. Планирование, организация и управление корректирующими и предупреждающими действиями:

—затраты, связанные с разработкой и выполнением програм­мы по поддержанию и улучшению системы менеджмента качества, управление корректирующими и предупреждающими действиями;

—затраты, связанные с проведением мониторинга и измерения результативности процессов и качество продукции, составлением отчетов, в том числе отчетов о результатах анализа затрат на обе­спечение качества продукции и услуг.

1.8. Управление компетентностью персонала предприятия:

— затраты на разработку, внедрение, развитие и реализацию
программ обучения, повышения квалификации персонала всех
категорий вопросам управления качеством продукции и услуг.

1.9. Прочие затраты:

— заработная плата административно-управленческого аппа­
рата, организационные расходы и т. п., которые непосредственно
связаны с предупредительными мероприятиями.

Наши рекомендации