Этап: Прогнозирование величины продаж

Методы прогнозирования величины продаж:

1. Метод экспортных оценок

Экспертным путем определяется 3 вида прогноза прогноза: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.

On = (O + 4B + П) / 6

On – ожидаемый объем продаж O – оптимисВ – наиб П – пессимистический

Этот метод сопряжен со значительным риском, поэтому рассчитывается доверительный интервал:

Д = On (+ -) (О-П)/ 3 (делим на 3, т.к. используем 3 вида прогнозов)

2. Экономико-статистические методы:

2.1 Метод регрессионного и корреляционного анализа.

Объем продаж определяется на основе его зависимости от других факторов, поэтому надо выявить такие влияющие факторы и установить зависимости, которые могут носить как линейный, так и нелинейный характер.

2.2. Метод скользящей средней величины продаж

Определяется скользящая средняя (путем деления фактического объема продаж за период на продолжительность периода). При сравнении с этой средней фактического объема продаж надо учитывать также сезонность.

2.3. Метод взвешенной скользящей средней. При расчете средней величины продаж вводятся весовые коэффициенты, отражающие степень влияния различных факторов на объем продаж. Этот метод также называется методом экспоненциального сглаживания.

2.4. Метод «следящего сигнала». Позволяет учесть ошибку прогноза, которая рассчитывается путем деления абсолютной суммы отклонений на среднее отклонение.

Всех потребителей можно разделить на 2 группы:

1. Конечные (покупают товар для личного пользования)

2. Предприятия –потребители (покупают товар для дальнейшей переработки или продажи)

В зависимости от того, на какую группу ориентируется предприятие, будет отличаться подход к прогнозированию продаж.

Если предприятие ориентируется на вторую группу, то объем продаж определяется на основе конечного использования продукции предприятия (нужно изучить перспективы развития данной отрасли и смежных отраслей).

Если предприятие ориентируется на первую группу, используется метод доли рынка: при прогнозировании объемов продаж используются данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка.

On = Ep * Иp (Д/100)

Ер – емкость целевого рынка в отчетном году (в штуках)

Ир – среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошлый период

Д – планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогнозном периоде (в %)

Основные факторы, влияющие на Ир и Д:

- тенденция изменения доходов населения

- колебания деловой активности

- сезонные изменения спроса

- изменения в технологии производства

- цикличность появления на рынке новых товаров-конкурентов.


ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Определение и структура производственной программы (план производства).

Производственная программа –план, определяющий необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Формируется на основе:- государственный заказ (получаемый на конкурсной основе);

- заказы от потребителей;- потребительский спрос.

Структура производственной программы (включает 2 раздела):

1. План производства продукции в натуральном или условно-натуральном выражении. В условно-натуральном – если предприятие производит одинаковую по назначению продукцию с разными потребительскими свойствами или если производится один вид продукции, но она различается по модификациям различных габаритов и трудоемкости, используются разные производственные мощности. Ограничение: натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях.

2. План производства в стоимостном выражении. Включает расчет таких показателей, как реализованная продукция, товарная продукция, валовая продукция, чистая продукция, условно-чистая продукция.

Плановый объем реализованной продукции (Пр):

Пр = n i=1 ( ПТi +(-) ΔОпсi + (-) ΔОпоi)n –количество видов продукции;ПТi –объем товарной продукции i-ого вида в оптовых ценах предприятия;ΔОпсi –изменения остатков готовой продукции i-ого вида на складе на начало и конец планового периода;ΔОпоi– изменения остатков отгруженной, но не оплаченной потребителями продукции на начало и конец планового периода.

Валовой доход предприятия (Дв):

Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия в плановом периоде.

Дв = n i=1 Двi Двi = Цi * Опi

Двi –валовой доход от реализации i-ого вида продукции;Цi –цена единицы i-ого вида продукции;

Опi –планируемый объем продаж i-ого вида продукции.

Здесь не учитываются изменения остатков на складе и изменения дебиторской задолженности.

Плановый объем товарной продукции (Пт):

Пт = n i=1 (Апi * Цi) + m j=1 Уj

n –количество видов товарной продукции;

m – количество видов работ промышленного характера;

Апi –план выпуска i-ого вида продукции в натуральном выражении;

Цi –цена i-ого вида продукции;

Уj –объем услуг и работ промышленного характера j-ого вида.

Показатель характеризует планируемый объем готовой продукции.

Плановый объем валовой продукции (Пв):

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в т.ч. незавершенной производство.

Пв = Пт + (Нк – Нн) + (Ик – Ин)

Нн, Нк – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на начало и конец планового периода;

Ин, Ик –остатки инструментов и приспособлений собственного производства на начало и конец планового периода.

Плановый объем чистой продукции (Пч):

Пч = Пр – МЗ – Оа = ЗП + Пб

МЗ –материальные затраты, включенные в себестоимость;

Оа – амортиза;ЗП – з пл с начислениями;Пб– прибыль от реализации.

Чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость на предприятии (в терминах производственного менеджмента это не валовой доход, так как валовой доход характеризует реализованную продукцию).

Плановый объем условно-чистой продукции (Пу):

(без вычета амортизации, так как амортизация тоже является частью денежного потока, хотя это и статья затрат). Пу = Пр – МЗ = ЗП + Пб + Оа

Методика планирования производственной программы (ПП).

Производственная программа составляется на год, с разбивкой производственных заданий по кварталам и месяцам. ПП не только позволяет определить общий объем выпускаемой продукции, но также является основой расчета планов производства для структурных подразделений. Она согласовывает планируемый объем продаж и производственную мощность предприятия.

Этапы алгоритма формирования ПП:

1. Анализ выполнения плана производства (по прошлому периоду);

2. Анализ портфеля заказов (на будущий период);

3. Расчет производственной мощности (ПМ);

4. Планирование выпуска продукции.

1. Анализ выполнения плана производства включает:

А) Исследование динамики товарной и валовой продукции за прошлые периоды, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста.

Оценка выполнения плана по ассортименту может выполняться следующими методами:

- Метод наименьшего процента – выявляются позиции ассортимента, которые имеют наименьшие % выполнения плана;

- Метод оценки по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства;

- Метод среднего процента – общий фактический объем выпуска делится на общий плановый; это деление производится по отдельным ассортиментным позициям. В итоге оценки выполнения плана по ассортименту выявляются причины отклонения факта от плана.

Б) Анализ ритмичности производства.

Ритмичность производства – показатель, характеризующий равномерность выпуска продукции во времени, предусмотренной планом производства.

Коэффициент ритмичности (Кр): Кр = n i=1 Азi / n i=1 Апi

n –длительность расчетного периода;

Апi –плановый выпуск продукции за i-ый период в натуральном или стоимостном выражении;

Азi –фактический выпуск продукции, зачтенной в выполнение плана (не бракованной).

Чем ритмичнее работает предприятие, тем больше будет коэффициент ритмичности и меньше будет коэффициент аритмичности (коэф-нт аритмичности – обратная величина Кр).

Оценка ритмичности позволяет провести оценку упущенных возможностей предприятия в связи с неритмичной работой: n i=1 Апi - n i=1 Азi

В) Оценка качества продукции. Включает:

1. Обобщающие показатели качества (безотносительно к конкретным видам продукции):

- Удельный вес новой продукции в общем выпуске;

- Удельный вес сертифицированной продукции;

- Удельный вес конкурентоспособной продукции.

1. Единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, технологичность, надежность, эстетичность и т.д.);

2. Косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, расходы на рекламацию и т.д.)

Показатели оцениваются в динамике, выявляются причины изменений показателей.

Анализ портфеля заказов.

Портфель заказов составляется на основе заявок покупателей, анализируется ассортимент продукции (см. предыдущую тему).

Наши рекомендации