Характеристика типов рыночных структур.
Рыночная структура – основные характерные черты рынка, в число которых входят количество и размеры фирм, характер продукции, лёгкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность информации, степень контроля или власти над ценой.
4 типа рыночных структур (моделей рынка):
1. Cовершенную (чистую) конкуренцию;
2. Монополистическую конкуренцию;
3. Олигополию;
4. Чистую монополию.
Характерные черты четырёх типов рыночных структур.
Тип рыночной структуры | Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия входа и выхода | Доступность информации | Контроль над ценой |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная (стандартная) продукция | Очень лёгкие, препятствия отсутствуют | Равный доступ ко всем видам информации | отсутствует |
Монополистическая конкуренция | Много небольших фирм | Разнородная (дифференцированный продукт) | Сравнительно лёгкие | Некоторые ограничения | Некоторый, в довольно узких пределах |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Стандартизированный или дифференцированный | Наличие существенных препятствий | Некоторые ограничения | Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре |
Чистая монополия | Одна фирма | Уникальный, нет близких заменителей | Практически непреодолимые барьеры при входе | Некоторые ограничения | значительный |
Опираясь на таблицу кратко охарактеризуем типы рыночных структур, учитывая, что более подробный анализ каждого типа будет сделан далее отдельно.
В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль (примеры – производство зерна, кукурузы и других с/х продуктов).
На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей (пример – местная электрическая компания).
Третья рыночная структура, носящая название олигополия, представляет собой рынок нескольких фирм, причём, по крайней мере, некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Причём каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых её конкурентами, и должна учитывать эти решения в своём поведении в области ценообразования и определения объёма производства.
Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь и алюминий), или дифференцированы (например, автомобили). Вступить новым фирмам в олигополистическую отрасль достаточно сложно.
Ещё один тип рыночной структуры – монополистическая конкуренция – характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, обувь, парфюмерию и др.).
Монополистическая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что тоже предполагает большое число мелких фирм, а также лёгкость входа и выхода из отрасли. Однако в данном случае продукция различных фирм дифференцирована.
Рассмотренные рыночные структуры распадаются на две группы: реальные типы и идеальные (абстрактные) типы. Олигополия и монополистическая конкуренция описывают множество реально существующих рынков. Совершенная конкуренция и чистая монополия как рыночные структуры не описывают сколько-нибудь большое число реально существующих рынков, а представляют собой скорее абстрактные типы рыночных структур.
Это означает, что весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции. В наибольшей степени отвечают требованиям совершенной конкуренции некоторые рынки сельскохозяйственной продукции (пшеницы), а также некоторые финансовые рынки (рынок ценных бумаг). В то же время крайне трудно найти рынки, представляющие собой чистую монополию.
Идеальные и реальные рыночные структуры играют разную роль в экономической теории. Идеальные (абстрактные) типы обладают тем преимуществом, что позволяют чётко обозначить систему ограничений , с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объёма выпуска продукции и уровня цен, а также определить оптимальный вариант выбора.