Торговля (потребительский рынок)
С начала 2011 года наблюдается активное восстановление потребительского спроса, что характерно как для услуг розничной торговли, так и для сферы платных услуг населению. Так, оборот розничной торговли за семь месяцев увеличился на 5,3%, что соответствует аналогичному периоду 2010 года, объем платных услуг населению вырос на 3% (январь-июль 2010 г. – на 0,8 процента).
Важными факторами, влияющими на состояние потребительского рынка, являются как структура потребительских предпочтений населения, его спроса на товары и услуги, так и экономическая ситуация в стране в целом, под воздействием которой формируются реальные располагаемые доходы населения и инфляционные ожидания.
Рост объема оборота розничной торговли и платных услуг населению в 2011 году основывался, прежде всего, на превышении роста потребительских расходов (январь-июль 2011 г. к январю-июлю 2010 г. рост на 16,6%) над реальными располагаемыми денежными доходами населения (снижение на 1%) за счет снижения сбережений, которые только по итогам семи месяцев 2011 г. сократились на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Существенную лепту в развитие потребительского рынка также внес рост потребительского кредитования (по состоянию на 1 июля 2011 г. кредиты, предоставленные физическим лицам, выросли с начала года на 11,5 процента).
Подтверждением положительных тенденций в сфере потребительского рынка являются данные исследований, выраженные в индексе потребительской уверенности, отражающем совокупные потребительские ожидания населения. Повышение уровня указанного индекса во II квартале текущего года сопровождалось положительными изменениями по всем его компонентам в среднем на 4-5 п.п. по сравнению с показателями I квартала 2011 года. Это относится к оценке ожидаемых и произошедших изменений экономической ситуации в России, изменений в материальном положении населения, формирования благоприятных условий для крупных покупок и сбережений.
Розничная торговля
Сложившиеся изменения в потребительских ожиданиях населения повлияли как на ассортиментный объем продаж продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле, так и на замедление динамики оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по сравнению с показателями предыдущего года.
За январь-июль 2011 г. объем оборота непродовольственных товаров увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 9,7%, что на 4,4 п.п. выше прироста 2010 года (январь-июль 2010 г. рост на 5,3%), тогда как оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями вырос на 1%, что на 4,3 п.п. ниже января-июля 2010 года.
Вместе с тем наличие у населения предметов длительного пользования на 100 семей, по последней информации, свидетельствует о значительном отставании от развитых стран мира. Так, например, по автомобилям легковым Россия отстает от США более чем в 2 раза, от Японии – в 3 раза, от Белоруссии – в 2 раза; по телевизорам отстает от США более чем в 1,5 раза, от Японии – почти в 2 раза.
Несмотря на рост потребления в России на душу населения отдельных продуктов питания, таких как мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, растительного масла, овощей, фруктов, Россия значительно отстает по их потреблению от развитых стран мира: по мясу и мясопродуктам от США более чем в 2 раза, от Франции, Австрии – в 1.5 раза, по фруктам – от США, Нидерландов, Германии более чем в 2 раза и т.д.
В 2011 году продолжается тенденция восстановления спроса населения в потреблении услуг общественного питания. За январь-июль оборот общественного питания увеличился на 4,1%, тогда как за аналогичный период 2010 года прирост составлял 1,2 процента.
В среднесрочной перспективе динамика и изменение структуры оборота розничной торговли будут характеризоваться неоднозначными тенденциями. Основными драйверами позитивных перемен в розничной торговле станут снижение инфляционного давления, расширение кредитования банками покупок населением товаров длительного пользования, увеличение выпуска отечественными предприятиями конкурентоспособной продукции, отвечающей по потребительским свойствам требованиям населения. Однако замедление роста доходов населения будет несколько сдерживать динамику роста оборота розничной торговли.
В 2012-2014 гг. продолжатся изменения в ресурсном наполнении рынка. Несмотря на ожидаемый рост конкурентоспособности отечественных товаров, потребительский спрос будет сохранять интерес и к импортным товарам, и доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли в ближайшей перспективе будет оставаться на достаточно высоком уровне – 42-44 %. В прогнозный период ожидается снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли продовольственных товаров, однако в целом она будет оставаться на уровне 30-35%.
Одновременно изменения в предпочтениях населения по использованию денежных доходов, насыщение рынка товарами как отечественного, так и импортного производства, дальнейшее развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, поддержка развития малого и среднего бизнеса будут способствовать росту потребительского спроса со стороны домашних хозяйств.
В результате розничный товарооборот в прогнозный период будет демонстрировать позитивную динамику по всем вариантам прогноза.
В 2014 году оборот розничной торговли превысит докризисный уровень на 24,4%, оборот общественного питания – на 11 процентов.