Технологии проектирования сетевых приложений
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.П. Комагоров
Технологии проектирования сетевых приложений
Учебное пособие
Издательство ТПУ
Томск 2008
УДК 681.324
Комагоров В. П. Технологии проектирования сетевых приложений. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 103 с.
Учебное пособие содержит сведения о технологиях проектирования корпоративных информационных систем, корпоративных порталов и корпоративных сайтов. В конце каждого раздела пособия приведены методические указания, отражающие ключевые моменты этого раздела.
Пособие подготовлено на кафедре оптимизации систем управления ТПУ в рамках инновационной образовательной программы «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» в части обеспечения магистерской программы «Сети ЭВМ и телекоммуникации».
УДК 681.324
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским
советом Томского политехнического университета
Рецензенты
О.Б. Фофанов – зам. заведующего кафедрой оптимизации систем управления Томского политехнического университета, доцент, кандидат технических наук;
В.Г. Ротарь – научный руководитель НО «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики», доцент, кандидат технических наук;
В.П. Коцубинский доцент кафедры компьютерных систем в управлении и проектировании Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, кандидат технических наук.
© Томский политехнический университет, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности управления предприятием как единой производственной системой потребовало тесного взаимодействия автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). В результате этой интеграции были созданы корпоративные информационные системы (КИС). С развитием КИС и подключением их к сети Интернет появилось новое понятие «Корпоративный портал» и «Корпоративный сайт».
Настоящее учебное пособие разрабатывалось в рамках инновационной образовательной программы «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» в части обеспечения магистерской программы «Сети ЭВМ и телекоммуникации».
Материал в пособии излагается таким образом, что вначале студенты знакомятся с принципами построения и функционирования КИС различного назначения, корпоративных порталов и сайтов, а затем они изучают современные технологии их проектирования. Пособие содержит шесть глав.
В первой главе вводится понятие корпоративных информационных систем и порталов, а также приведена их классификация, которая базируется на материале, изложенном в [1].
Вторая глава содержит описание принципов построения и функционирования корпоративных информационных систем производственного назначения: MRP, MRP II, ERP, CSRP. При изложении этой главы были использованы материалы, содержащиеся в [2 - 10].
Третья глава посвящена системе электронных торгов. Основным источником для описания этой системы явились материалы, изложенные в [5].
В четвертой главе рассмотрены электронные платежные системы с использованием пластиковых карт. Эти материалы заимствованы из [5].
Пятая глава посвящена описанию структуры корпоративных сайтов и порталов. В этой главы были использованы материалы, содержащиеся в [11].
Шестая глава содержит описание технологий проектирования корпоративных систем и порталов ASP.NET/MS SQL Server и Visual Studio Team System. Эти материалы заимствованы из [11 - 16].
В конце каждой главы приведены методические указания, содержащие основные выводы по главе.
Глава 1. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПОРТАЛЫ
Методические указания
При изучении этого раздела необходимо усвоить следующие понятия:
• корпоративная информационная система (КИС) – это интегрированная система управления предприятием;
• корпоративный портал – это КИС, которая построена с применением Интернет-технологий;
• КИС можно разделить на корпоративные сайты и корпоративные порталы;
• корпоративные сайты бывают следующих видов: Интернет-представительство, Интернет-витрина, Промо-сайт, Интернет-магазин, Публичный информационный портал;
• корпоративные порталы в зависимости от выполняемых функций делятся на следующие типы: EIP - Корпоративный информационный портал, EEP - Корпоративный экспертный портал, EAP - Корпоративный портал приложений, ECP - Корпоративный портал совместной работы, EKP - Корпоративный портал управления знаниями;
• корпоративные порталы по назначению делятся на: Корпоративные порталы B2B – взаимосвязи между компаниями, Корпоративные порталы B2E - взаимосвязи внутри компании, Корпоративные порталы B2C – взаимосвязи компании с конечными потребителями;
• к порталам категории B2E относятся все порталы EIP, EEP, EAP, ECP, EKP;
• Корпоративное Интернет-представительство относится к категории B2B;
• Промо-сайт, Интернет-витрина, Интернет-магазин относятся к категории B2C;
• система класса ERP - это автоматизированная система управления всеми сферами деятельности компании;
• система ERP II- это единая информационная система масштаба компании, партнеров, поставщиков и потребителей, включающая в себя все функции как корпоративных сайтов, так и корпоративных порталов.
Методические указания
Этот раздел пособия необходим для понимания общих принципов построения и функционирования корпоративных информационных систем производственного назначения:
• главной задачей MRP-системы является гарантированное обеспечение производства материалами и комплектующими изделиями в планируемый период времени;
• MRP-система позволяет установить оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение и поставку материалов и комплектующих;
• MRP-система представляет собой компьютерную программу, которая на основе описания состояния материалов, программы производства и перечня составляющих конечного продукта позволяет рассчитать план заказов и изменения к плану заказов, а также сформировать отчет об "узких местах" планирования, исполнительный отчет и отчет о прогнозах;
• система MRP II ориентирована на интеграцию всех основных производственных процессов, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства;
• система MRP II позволяет максимизировать прибыль производственных цехов предприятия и минимизировать простои оборудования;
• в основу MRP II положена иерархия планов, включающая в себя стратегическое планирование, бизнес планирование, планирование объема продаж и производства, планирование ресурсов, главный план-график производства, общее планирование мощностей, планирование потребностей в материалах, планирование потребностей в мощностях планирование потребностей в распределении;
• ERP-системы представляют собой набор интегрированных приложений, которые позволяют создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций в масштабе предприятия;
• все операции планирования и анализа подразделяются в ERP на отдельные функциональные модули: планирование ресурсов (финансовых, людских, материальных) для производства товаров или услуг, оперативный контроль за выполнением планов (снабжения, сбыта), выполнением договоров, все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности;
• В ERP-системах есть механизмы управления не только компаниями, функционирующими в одной стране, но и транснациональными корпорациями, включая поддержку нескольких часовых поясов, языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности;
• в системах ERP существуют развитые средства для адаптации системы к конкретным условиям эксплуатации;
• одной из важных задач, решаемых в системе ERP, является минимизация затрат на поставку продукции потребителям географически распределенным предприятием;
• внедрение ERP-системы в компании обеспечит стабильность и унификацию всех процессов управления предприятием, снижение издержек и повышение конкурентоспособности, возможность интеграции в новую Интернет-экономику;
• CSRP-система – это интегрированная электронная информационная система, предназначенная для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя;
• CSRP-система перемещает фокус внимания с планирования производства на планирование заказов покупателей;
• для обработки и анализа результатов маркетинговых исследований в составе CSRP-системы предусмотрена маркетинговая информационная подсистема;
• используемые в CSRP технологии, основанные на сервисе Интернет WWW, обеспечивают удаленный круглосуточный сервис по принципу самообслуживания.
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ
Методические указания
При изучении этого раздела необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• система закупки товаров на конкурсной основе создает условия для конкуренции между поставщиками, в результате чего снижаются цены на продукцию, обеспечиваются выгодные условия поставки или платежа, создаются новые каналы поставки продукции;
• система электронных торгов включает в себя следующие основные подсистемы: информационно-рекламная подсистема, подсистема ведения заявок на участие в торгах, подсистема обмена данными на всех стадиях проведения торгов, подсистема подготовки проведения торгов, подсистема ведения архива конкурсных торгов и заключенных контрактов;
• ядром электронной системы торгов является сервер закупок, на который возлагается роль организатора взаимодействия между участниками торгов (заказчиками и поставщиками) и конкурсной комиссией;
• процесс проведения электронных конкурсных торгов происходит в несколько этапов: приглашение к участию в торгах, разработка и размещение конкурсной документации по проведению торгов, сбор поступающих от поставщиков заявок, непосредственное проведение конкурса, уведомление о результатах конкурса; заключение контракта.
Основные понятия системы взаиморасчетов по пластиковым картам
Для адекватного восприятия системы взаиморасчетов по пластиковым картам следует дать определение некоторым используемым в этой системе понятиям.
Эквайер – организация, возмещающая денежные средства точке обслуживания (например, магазину) за товары и услуги, предоставленные данной точкой клиентам.
Эмитент – организация, осуществляющая эмиссию пластиковых карт клиентам и отвечающая по всем их платежам , совершенным в инфраструктуре данной платежной системы.
Гарант – организация , принимающая на себя риски эквайера , вызванные возможной неплатежеспособностью эмитента. Обеспечением гарантий расчетов могут быть средства эмитента на счетах гаранта, кредитные линии т.д. Как правило, гарантом является сама платежная система взаиморасчетов по пластиковым картам или эмитент.
Лимит гаранта – максимальная дневная сумма платежей, которые может принять эквайер под ответственность данного гаранта. Этот лимит устанавливается эквайером индивидуально для каждого гаранта системы.
Процессинговый центр – специализированный вычислительный центр, обеспечивающий информационное и технологическое взаимодействие между участниками платежной системы. Наряду с коммуникационными центрами и центрами технического обслуживания, процессинговый центр занимается технической поддержкой системы обслуживания по пластиковым картам. Он обеспечивает обработку в реальном масштабе времени поступающих от эквайера либо непосредственно от торговых предприятий запросов на авторизацию и проведение трансакций (фиксированных операций по платежам и выдачам наличных). Для этого центр ведет базу данных, которая содержит данные о банках – членах платежной системы и держателях карт. Процессинговый центр должен иметь возможность одновременного обслуживания достаточно большого числа удаленных точек (банкоматов и POS-терминалов).
Стоп-лист – список не принимаемых к оплате пластиковых карт. Составляется в процессинговом центре на основе следующих причин:
• держатель карты заявил о ее пропаже;
• при инкассации обнаружено расхождение баланса карты и записи в процессинговом центре.
Стоп-лист передается в POS-терминалы при каждой инкассации. Предусмотрена возможность внеочередного пополнения стоп-листа по команде из процессингового центра. Очередные инкассации POS-терминалов (перенос информации о покупках в базу данных процессингового центра) проводятся во время плановых перерывов в работе предприятий торговли и сервиса или в случае переполнения памяти терминала.
Офлайновая трансакция – трансакция, для осуществления которой не требуется одновременного непосредственного информационного контакта всех участников трансакции. Взаимодействие контрагентов по данной трансакции происходит поэтапно с разрывом во времени. Для систем взаиморасчетов по пластиковым картам – трансакция, сформированная автономно на уровне POS-терминала или банкомата с последующим информационным взаимодействием остальных участников платежных систем.
Онлайновая трансакция – трансакция, для осуществления которой требуется непосредственный информационный контакт всех ее участников. Для систем взаиморасчетов по пластиковым картам – это трансакция, формируемая клиентом в POS-терминале или банкомате и требующая одновременного участия всех контрагентов: клиента, эмитента, эквайера и гаранта на уровне системы в целом.
Авторизация – имеет два назначения:
• проверка прав пользователя на осуществление трансакций, проводимая в точке обслуживания, результатом которой будет разрешение или запрещение операций клиента (как правило, совершения акта купли-продажи либо получения наличных) в этой точке;
• выдача разрешения на доступ к ресурсам или службам.
POS-терминалы или торговые терминалы–электронные устройства, предназначенные для обработки трансакций при финансовых расчетах с использованием пластиковых карт с магнитной полосой и смарт-карт. Использование POS-терминалов позволяет автоматизировать операции по обслуживанию карт в традиционной торговой сети и существенно уменьшить время обслуживания. В отличие от банкомата, работающего автономно, POS-терминал обслуживается кассиром.
Методические указания
При изучении этого раздела пособия необходимо усвоить следующее:
• в зависимости от характера лимитов и условий их использования пластиковые карты делятся на следующие виды: дебетовые карточки, кредитные карточки, дебетно-кредитные карточки, корпоративные карточки, револьверные карточки, семейные карточки;
• по способу записи информации карточки делятся: карточки с кодировкой на магнитной полосе (магнитная карта) и карточки с микропроцессором или смарт-карты;
• в системе взаиморасчетов по пластиковым картам существуют определенные используемым в этой системе понятия: эквайер, эмитент, гарант, лимит гаранта, процессинговый центр, стоп-лист, офлайновая и онлайновая трансакции, авторизация, POS-терминалы или торговые терминалы;
• в развитую платежную систему на основе пластиковых карт входят: банки-эмитенты карт, банки-эквайеры, сервисные учреждения, расчетные банки, процессинговые центры;
• для держателя пластиковой карты самое главное – это условия, на которых обслуживается его карточный счет: условия начисления процентов по остатку на карт-счете и взимания процентов за кредитование, условия взимания комиссий за трансакцию, комиссия за выдачу наличных с карт-счета, условия предоставления скидок и банковских премий;
• кредитование в системе взаиморасчетов по пластиковым картам позволяет клиентам приобретать товары в счет будущей заработной платы или других доходов;
• роль страховой Интернет-компании в системе кредитования заключается в том, чтобы обезопасить банк от возможных потерь, связанных с невозвратом кредитов;
• страхование финансовых рисков в системе взаиморасчетов по пластиковым картам осуществляется путем составления «белых списков» эквайера и «черных списков» эмитента;
• существует три варианта организации транспорта трансакций по пластиковым картам компаниями, продающими товары или услуги через Интернет: прием платежей непосредственно продавцом, прием платежей через платежную систему Интернета, прием платежей через биллинговую компанию.
Методические указания
В процессе изучения этого раздела пособия необходимо уяснить следующие моменты:
• существуют следующие корпоративные сайты и порталы: Корпоративное Интернет-представительство, Промо-сайт, Корпоративная Интернет-витрина, Корпоративный Интернет-магазин, Публичный информационный Интернет-портал, Корпоративный портал совместной работы, Корпоративный портал B2B, Корпоративный портал B2E, Корпоративный портал B2C;
• Корпоративное Интернет-представительство – корпоративный сайт, показывающий компанию посетителям, все ее аспекты от руководства компании до конечной продукции и обеспечивающий компании приток новых потребителей и поставщиков;
• Промо сайт – корпоративный сайт осуществляющий презентацию одного определенного товара (услуги, персоны и т.д.) и обеспечивающий повышение спроса на этот товар;
• Корпоративная Интернет-витрина – корпоративный сайт, представляющий посетителям весь спектр продукции компании с ценами, описаниями, тестами и т.д., и поддерживающий офф-лайн реализацию продукции;
• Корпоративный Интернет-магазин – корпоративный сайт, обеспечивающий он-лайн реализацию продукции;
• Публичный информационный Интернет-портал – корпоративный сайт, обеспечивающий продвижение компании (явное или скрытое) на рынке, или реализующий свои рекламные площадки;
• Корпоративный портал совместной работы-необходим при удаленной работе участников (не обязательно сотрудников одной компании), выполняющих совместную работу;
• Корпоративный портал B2B представляет собой внешний портал для организации строго персонифицированного доступа бизнес-партнеров, корпоративных заказчиков и поставщиков, к информации и сервисам компании;
• Корпоративный портал B2E предназначен для предоставления внешним и внутренним пользователям компании возможности персонифицированного доступа к корпоративным ресурсам и обеспечение совместной работы с ними в любое время независимо от места пребывания пользователей.
• Корпоративный портал B2C представляет собой внешний, доступный для конечных потребителей, портал компании, содержащий информацию о выпускаемой продукции и необходимые сервисы для работы с потребителями, т.е. это торговые площадки электронной коммерции.
Систем
Каждая компания является уникальным объединением людей, организационных принципов, технологий, основных фондов, финансов, нацеленных на решение определенного круга задач. В соответствии с этим не существует готовой универсальной корпоративной информационной системы, внедрение которой позволит эффективно управлять ресурсами компании.
Вместе с тем следует отметить, что создание или внедрение даже отдельных модулей готовых систем может потребовать перестройки, в большей или меньшей степени, структуры и методов работы компании.
В любом случае созданию или внедрению корпоративной информационной системы должно предшествовать так называемое предпроектное обследование, позволяющее определить основные черты требуемой системы, оценить возможность и эффективность применения покупной системы или разработать техническое задание на разработку заказной системы.
Цели предпроектного обследования:
• изучение миссии, целей и задач компании, ее места на рынке;
• выявление тенденций развития бизнеса компании;
• изучение организационной структуры и кадрового состава компании;
• изучение бизнес-процессов и принципов документооборота компании;
• выявление текущих проблем компании;
• разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры и бизнес-процессов;
• разработка концепции системы;
• определение возможных проблем при внедрении системы;
• оценка готовности компании, ее руководства и коллектива, к внедрению системы;
• оценка сроков создания системы, стоимости создания и стоимости владения системой;
• разработка технического задания на создание заказной системы или адаптацию покупной системы.
Полное предпроектное обследование компании достаточно длительный и трудоемкий этап. Поэтому во многих случаях следует выполнить предварительное экспресс-обследование с проведением корпоративного семинара по обсуждению результатов, по итогам которого принять решения о характере выполняемых работ по полному предпроектному обследованию компании.
ASP.NET/MS SQL Server
Microsoft SQL Server 2008 – это надежная, эффективная и интеллектуальная платформа управления данными, которая позволяет обеспечивать самые сложные проекты. Это безопасная, масштабируемая платформа, защищающая информацию в приложениях и повышающая её доступность.
Основными особенностями Microsoft SQL Server 2008 является:
Visual Studio Team System
Visual Studio 2005 Team Edition for Software Architects.
Интегрированный инструмент для проектирования приложений, использующих службы, содержит графические конструкторы для архитекторов приложений, менеджеров корпоративных сетей и разработчиков. В его состав входят:
• графические средства проектирования приложений, в том числе использующих Web-службы;
• графические инструменты для концептуального проектирования сетевой инфраструктуры;
• инструменты развертывания, с помощью которых можно проверять создаваемые приложения на соответствие сетевой инфраструктуре.
Приложение для архитекторов ПО включает в себя:
•Дизайнер приложений-осуществляет визуальное проектирование Web-сервисов и SOA, проверку на соответствие с ограничениями дизайна Datacenter.
•Логический ДизайнерDatacenter-а- включает редактор установок и ограничений, визуальное проектирование сетевой инфраструктуры.
•Дизайнер развертывания - позволяет устанавливать взаимосвязи между дизайном приложений и Datacenter.
• Механизм проверок.
Visual Studio 2005 Team Edition for Software Developers.
Содержит средства анализа качества кода и его производительности, что помогает создавать надежные приложения и службы уровня mission-critical:
• комплексные средства тестирования модулей с индикацией «покрытия» кода тестами;
• инструменты анализа производительности кода, помогающие добиться наивысшей скорости работы;
• статические анализаторы кода, диагностирующие проблемы с безопасностью и производительностью на ранних этапах разработки.
Основные функции:
• статический анализ кода -поддержка для “управляемого” (managed) и “родного” (unmanaged) кода;
• профилирование кода - поддержка двух режимов: instrumentation и sampling, анализ выполнения нитей, - анализ размещения и жизненного цикла объектов при “сборке мусора” (Garbage Collector), просмотр стека вызова;
• компонентное (Unit) тестирование;
• определение покрытия кода тестированием(Code Coverage).
Visual Studio 2005 Team Edition for Software Testers
Набор интегрированных инструментов для тестирования приложений и служб, в том числе средств для нагрузочного тестирования, с помощью которых можно проверить производительность приложений до их поставки и установки:
• средства создания тестов для Web-приложений;
• средства разработки нагрузочных тестов и их выполнения;
• встроенные инструменты для обмена результатами нагрузочного тестирования с другими участниками проекта.
Включает в себя управление процессом тестирования(Test case management): планирование, выполнение, анализ результатов. Поддерживает следующие виды тестирования:
• ручное тестирование (Manual);
• компонентное (Unit) тестирование;
• определение покрытия кода тестированием (Code Coverage);
• функциональное (автоматизированное) тестирование;
• нагрузочное тестирование (Load Testing) WEB приложений (HTTP,HTTPS);
• Application Verifier – анализ корректности C++ (unmanaged) кода в процессе выполнения.
Нагрузочное тестирование обеспечивает тестирование Web-служб через протокольный сценарий. Типы нагрузки: постоянная, ступенчатая, настраиваемая. Содержит счетчики производительности и осуществляет управление сценариями тестирования.
Visual Studio 2005 Team Edition for Database Professionals
Набор интегрированных инструментов для управления изменениями в БД. Обеспечивает выполнение следующих функций:
1. Разработку на основе проекта (Project Based Development):
• проект оффлайн;
• интеграция с Team Foundation Server (TFS).
2. Автоматическая поддержка изменений:
• рефакторинг имен;
• сравнение схем и данных;
• управление версиями.
3. Модульное тестирование БД:
• инфраструктура проекта типа «Тест»;
• генерация данных (по гистограммам из живой БД).
4. Построение и внедрение проекта.
Visual Studio 2005 Team Foundation Server
Сервер для организации работы в коллективах и эффективного обмена информацией по программным проектам. Участники проекта, в том числе и внешние, получают возможность анализировать ход и качество выполнения проекта. Для доступа к серверу необходима клиентская лицензия. Структура Team Foundation приведена на рис. 36.
Рис. 36. Структура Team Foundation
Возможности Team Foundation:
1. Контроль задач:
• интеграция в процесс разработки;
• возможность описать свой процесс;
• ссылки на все артефакты;
• нотификация.
2. Система управления кода:
• интегрирована в среду разработки;
• масштабируема и надежна;
• параллельная разработка;
• нотификация.
3. Автоматизация сборки:
• ежедневный билд;
• отчеты.
4. Метрики:
• автоматическая сборка данных;
• OLAP.
5. Портал проекта:
• единая точка входа;
• доступ через Web-интерфейс;
• основана на WSS.
Новая версия пакета платформы Microsoft Microsoft Visual Studio 2008 и .NET Framework 3.5.NET Framework позволяет разрабатывать приложения и устанавливает компоненты, необходимые для работы этих приложений. Эта платформа не является принципиально новой, какой была платформа 2.0, ядро сохранено, но платформа 3.5 имеет намного более широкие функциональные возможности.
Microsoft .NET Framework 3.5 соединяет в себе новые технологии разработки приложений, имеющих оригинальный графический интерфейс, использующих различные технологии обмена данными и способных поддерживать большое количество различных процессов. В новой версии Microsoft .NET Framework 3.5 появилась полная поддержка Visual Studio 2008, появились новые библиотеки классов для разработки различных приложений (BCL), появились новые функции для разработки веб-компонентов на основе AJAX, JSON, REST, POX, RSS, ATOM, внесено много других нововведений и улучшений.
Visual Studio 2008 и .NET Framework 3.5 позволяют разработчикам всех уровней быстро создавать распределенные веб-приложения и приложения с прекрасными, полнофункциональными интерфейсами для Windows Vista, Windows Server 2008, Microsoft Office 2007, мобильных устройств и сети Интернет. Кроме этого, Microsoft объявила о планах создания программы лицензирования доступа к исходному коду в рамках инициативы VSIP для своих стратегических партнеров. Данная программа позволит партнерам использовать исходный код Visual Studio 2008 для отладки создаваемых расширений, что упростит процесс интеграции продуктов партнеров с Visual Studio 2008.
Компания Microsoft также анонсировала новые инструменты для разработчиков разного уровня, которые позволяют при создании новейших приложений полностью использовать все возможности инструментов Microsoft:
Microsoft Sync Framework расширяет возможности Visual Studio 2008 и позволяет устанавливать соединения с использованием любого сетевого протокола и хранилища данных.
Новое приложение Popfly Explorer обладает веб-инструментарием, который позволяет разработчикам и пользователям Popfly легко добавлять гаджеты Silverlight на свои веб-страницы и публиковать сайты в формате HTML, непосредственно в системе Popfly.
Новые решения входят в состав Microsoft Application Platform, который включает инструменты, необходимые организациям для создания и внедрения всех видов корпоративных систем, включая и корпоративные сайты, и корпоративные порталы. Выход данных решений является важным этапом перед глобальным запуском Windows Server 2008, Visual Studio 2008 и SQL Server 2008.
Методические указания
Этот раздел пособия содержит следующие ключевые моменты:
• созданию или внедрению корпоративной информационной системы должно предшествовать так называемое предпроектное обследование, позволяющее определить основные черты требуемой системы, оценить возможность и эффективность применения покупной системы или разработать техническое задание на разработку заказной системы;
• проектирование корпоративного портала - это разработка структуры и создание системы, объединяющей все информационные ресурсы и бизнес-процессы (системы класса ERP и CSRP) компании на базе самых современных информационных технологий;
• при проектировании нового корпоративного сайта предпочтение следует отдать двум способам: создание корпоративных сайтов из набора базовых настраиваемых модулей или создание корпоративных сайтов из расширяемого набора базовых модулей;
• при проектировании корпоративных порталов и сайтов предпочтение следует отдать двум технологиям: технология на платформе ASP.NET/MS SQL Server и технология на платформе Visual Studio Team System.
ЛИТЕРАТУРА
- Корпоративный сайт компании «Корпоративные системы Интернет» IIE Systems, 2006.
http://corpsite.ru/Encyclopedia/CorpSys/
- Г. Верников. Основы систем класса MRP-MRPII. CITForum, 1999.
http://www.citforum.ru/cfin/mrp/mrpmine.shtml/
- Логистика. Отраслевой портал. Основы логистики, 2004.
http://www.logistics.ru/21/6/index.htm
- Г. Верников. Описание стандарта MRPII. CITForum, 1999.
http://www.citforum.ru/cfin/mrp/mrp2.shtml
- А.В. Юрасов. Электронная коммерция: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
- А. Дадали. Системы ERP. Компания Interface Ltd, 2002.
http://www.interface.ru/fset.asp?Url=/erp/sistemka.htm
- М.И. Рейтман. Транспортная задача. Журнал «Квант», № 7, 1974. с. 13-20.
http://www.ega-math.narod.ru/Quant/Reitman.htm
- М. Ковин. Описание систем MRP, MRP II, ERP, ERP II, CRM, SCM, CSRP, B2C, B2B.
http://pravilapokera.narod.ru/ERP.html
- Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга: Учебно- методическое пособие. М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус",
1999. - 192 с.
http://www.aup.ru/books/m59/
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», № 5, 2000.
http://www.cfin.ru/press/marketing/2000-5/14.shtml
11. Альманах программиста, том 1: Microsoft ADO.NET, ASP.NET, Microsoft SQL Server, доступ к данным из приложений/Сост. Ю.Е. Купцевич. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2003. – 400 с.
12. Си Шарп: Создание приложений для Windows/ В.В, Лабор. – Мн.: Харвест, 2003. – 384 с.
13. Полный справочник по С#./ Шилдт, Герберт: Пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. – 752 с.
14. Электроная документация по SQL Server, 2005.
www.itcontent.ru/tag/sql_server_2005
15.Электроная документация по VSTS.
www.microsoft.com/Rus/Msdn/vs/team.mspx
16. Электроная документация по VSTS.
http://msdn.microsoft.com/teamsystem/
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.П. Комагоров
Технологии проектирования сетевых приложений
Учебное пособие
Издательство ТПУ
Томск 2008
УДК 681.324
Комагоров В. П. Технологии проектирования сетевых приложений. Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 103 с.
Учебное пособие содержит сведения о технологиях проектирования корпоративных информационных систем, корпоративных порталов и корпоративных сайтов. В конце каждого раздела пособия приведены методические указания, отражающие ключевые моменты этого раздела.
Пособие подготовлено на кафедре оптимизации систем управления ТПУ в рамках инновационной образовательной программы «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» в части обеспечения магистерской программы «Сети ЭВМ и телекоммуникации».
УДК 681.324
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским
советом Томского политехнического университета
Рецензенты
О.Б. Фофанов – зам. заведующего кафедрой оптимизации систем управления Томского политехнического университета, доцент, кандидат технических наук;
В.Г. Ротарь – научный руководитель НО «Некоммерческий фонд развития региональной энергетики», доцент, кандидат технических наук;
В.П. Коцубинский доцент кафедры компьютерных систем в управлении и проектировании Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, кандидат технических наук.
© Томский политехнический университет, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности управления предприятием как единой производственной системой потребовало тесного взаимодействия автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). В результате этой интеграции были созданы корпоративные информационные системы (КИС). С развитием КИС и подключением их к сети Интернет появилось новое понятие «Корпоративный портал» и «Корпоративный сайт».
Настоящее учебное пособие разрабатывалось в рамках инновационной образовательной программы «Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» в части обеспечения магистерской программы «Сети ЭВМ и телекоммуникации».
Материал в пособии излагается таким образом, что вначале студенты знакомятся с принципами построения и функционирования КИС различного назначения, корпоративных порталов и сайтов, а затем они изучают современные технологии их проектирования. Пособие содержит шесть глав.
В первой главе вводится понятие корпоративных информационных систем и порталов, а также приведена их классификация, которая базируется на материале, изложенном в [1].
Вторая глава содержит описание принципов построения и функционирования корпоративных информационных систем производственного назначения: MRP, MRP II, ERP, CSRP. При изложении этой главы были использованы материалы, содержащиеся в [2 - 10].
Третья глава посвящена системе электронных торгов. Основным источником для описания этой системы явились материалы, изложенные в [5].
В четвертой главе рассмотрены электронные платежные системы с использованием пластиковых карт. Эти материалы заимствованы из [5].
Пятая глава посвящена описанию структуры корпоративных сайтов и порталов. В этой главы были использованы материалы, содержащиеся в [11].
Шестая глава содержит описание техно