Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.
Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.
Микроэкономика (Ми)- составная часть эконом. науки, которая изучает эконом. взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. деят-ти. Ми рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый эконом. субъект действует в условиях рыночной эконом., принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Ми изучает: 1)поведение субъектов хоз. деят-ти, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. 2)как субъекты хоз. дея-ти делают оптимальный выбор при использовании различных ресурсов и использовании различных товаров. 3)процессы ценообразования на различных рынках. 4)как можно минимизировать издержки и максимизировать прибыль. 5)как эконом. политика гос-ва влияет на поведение субъектов хоз. дея-ти, а также на функционирование отдельных отраслей и рынков. Широко используются: - функциональный анализ, - аналитические таблицы, - моделирование , - графики, - схемы. Предмет Ми: - эконом. отношения, связанные с ограниченным использованием ресурсов, -принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях выбора. Методы Ми: - позитивная Ми, - нормативная, - предельный анализ, -равновесный, - моделирование, -факторный анализ, -анализ в статике и динамике.
Аксиомы ординалистского подхода в анализе оценки потребителем полезности потребляемых благ.
Функция полезности и кривые безразличия.
Блага-окружающие нас предметы, которые служат для удовлетворения потребностей. Полезность-способность блага удовлетворять потребности.
На рынке потреб-ль приобрет. набор тов-в, в к-й мож. входить больш. число благ. Аксиомы:1.Потреб-ль предпочтет большее кол-во благ меньшему при прочих равных условиях.2.Потреб-ль способен сравнивать и оценивать потребительские блага.3.Транзитивность потребит. предпочтений (если для потребителя 1-й набор полезнее 2-го, а 2-й полезнее 3-го,то 1-й набор полезнее 3-го).Пусть потреб-ль выбирает набор, в к-м 2 блага: товар А(Q1 - кол-во);товар В -Q2. Тогда набор Q1Q2 имеет опред. полезность (U), тогда U=f(Q1,Q2)-функция полезности. Набор благ А и В обеспеч. потребит. равную полезность.Кривая безразличия -кривая, любая точка к-й определяет набор благ, обеспечивающий потребителю одинаковую общую полезность. Имеет отрицат. наклон. Она показывает, от какого кол-ва блага А надо отказаться, чтобы при увеличении на 1 дополнит. ед. блага В полезность комбинации этих благ оста-лась той же. Двигаясь по кривой безразл. сверху вниз предельн. норма субституции убывает. Карта кривых безразличия –множество кривых безразличия одного и того же набора благ, обладающих разной полезностью.
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
Авторами разработки модели явл. Английские экономисты Р. Холл, С. Хитч и американец П. Суизи. Модель основывается на отражающем практику ценообразования в олигополистических отраслях предположении, что конкуренты готовы поддержать любое снижение цены одной из фирм, но игнорируют ее повышение. Модель ломаной кривой спроса объясняет негибкость цен при олигополии.
Олигополия и эффективность.
Идеалом эффективности для общ-ва считается ситуация, когда цены реализации товара фирмами совпадают с уровнем предельных издержек последних, а в долгосрочном периоде пр-во осуществляется с самыми низкими из возможных средними издержками. Монополия, которая стремится к максимуму прибыли, ограничивая объемы продаж и повышая цены на рынке, не обеспечивает максимизации общей эффективности. Чем более низкая цена на товар устанавливается О-стами и чем больший объем выпуска товаров наблюдается, тем выше эффективность данной рыночной структуры с общественной точки зрения. Самая низкая эффективность О бывает при кооперативной игре, т.е. сговоре фирм, когда они действуют практически как единая монополия. Самая высокая эффективность достигается при поведении олигополистов, соответствующем модели Бертрана, т.е. при некооперативной игре с одновременным установление цен. Важной составляющей эффективности явл. Наличие положительных внешних эффектов в отрасли, важнейшим из которых явл. Научно- технический прогресс. Если фирмы финансируют научные изыскания, тем самым содействуя развитию всего общ-ва, это явл. Признаком эффективности.
Модель лидерства по ценам.
Ценовое лидерство – ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии (ценовым лидером), поддерживается всеми или большинством компаний на рынке (т.е. тоже принцип картеля – явный). В этом случае проблема координации цен исчезает: каждая фирма просто назначает ту цену, которую требует за свой товар лидер. Лидерство в ценах особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь).Следуя за лидером в повышении цены, все олигополисты получают возрастающую экономическую прибыль при незначительном сокращении индивидуального, а значит и всего отраслевого выпуска. В этом случае характер эластичности спроса на продукцию олигополиста полностью совпадает с характером спроса на продукцию всей отрасли. Это совпадение происходит потому, что все фирмы синхронно изменяют цены вместе с ценой лидера.Модель ассиметричной дуополии Штекельберга (лидерства по объему выпуска)- описывает некооперативную количественную последовательную игру дуополистов. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. Основные предпосылки
· отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену;
· фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса;
· существует так называемая фирма-лидер, на объём производства, которой ориентируются остальные фирмы.
57. Модель олигополии,осн. на некоопер. стратеги. (Модель Курно,Модель Бертана).
Смысл модели Курно : каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой. Чтобы понять, как работает эта модель, давайте посмотрим на решение об объеме выпуска Фирмы 1. Предположим, что Фирма 1 считает, что Фирма 2 не будет производить ничего. В этом случае кривая спроса Фирмы 1 окажется и рыночной кривой спроса. На рис. она обозначена как D1(0) — это кривая спроса для Фирмы 1, если допустить, что Фирма 2 ничего не производит. Рисунок также показывает соответствующую кривую предельного дохода МR1(0). Мы предполагаем, что предельные издержки производства Фирмы 1 МС1, постоянны. Как показано на рисунке, объем выпуска, при котором прибыль Фирмы 1 максимальна, составляет 50 единиц - это точка, в которой МR1(0) пересекается с МС1. Так что, если Фирма 2 не производит ничего, Фирме 1 стоит производить 50 единиц продукции. В модели Бертрана предполагается, что олигополисты производят однородную продукцию с постоянными предельными издержками, одинаковыми для всех производителей. Модель Бертрана имеет два разумных исхода:
1.кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;2.конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек. В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования".
Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.
Микроэкономика (Ми)- составная часть эконом. науки, которая изучает эконом. взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. деят-ти. Ми рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый эконом. субъект действует в условиях рыночной эконом., принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Ми изучает: 1)поведение субъектов хоз. деят-ти, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. 2)как субъекты хоз. дея-ти делают оптимальный выбор при использовании различных ресурсов и использовании различных товаров. 3)процессы ценообразования на различных рынках. 4)как можно минимизировать издержки и максимизировать прибыль. 5)как эконом. политика гос-ва влияет на поведение субъектов хоз. дея-ти, а также на функционирование отдельных отраслей и рынков. Широко используются: - функциональный анализ, - аналитические таблицы, - моделирование , - графики, - схемы. Предмет Ми: - эконом. отношения, связанные с ограниченным использованием ресурсов, -принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях выбора. Методы Ми: - позитивная Ми, - нормативная, - предельный анализ, -равновесный, - моделирование, -факторный анализ, -анализ в статике и динамике.