Понятие и сущность диспетчирования

Диспетчеризация— это второй этап оперативно-календарного планирования, в задачу которого входят непрерывный система­тический контроль за выполнением планов-графиков изготовле­ния продукции, координация работы связанных между собой звеньев производства (цехов, участков рабочих мест) и ликвида­ция последствий, возникающих из-за отклонений от установлен­ного регламента работы.

Диспетчеризация должна иметь предупредительный харак­тер, заключающийся в заблаговременном выявлении и своевре­менном устранении намечающихся отклонений от установлен­ных планов-графиков и текущих заданий. Для успешного прове­дения производственной диспетчеризации необходимы следую­щие объективные условия:

1. наличие обоснованно составленных производственных программ, заданий, взаимосвязанных календарных планов-гра­фиков всех производственных и непроизводственных подразде­лений завода, на основе которых сравниваеся фактический ход производства с нормативным и выявляются отклонения;

2. обеспечение всех подразделений предприятия необходимы­ми материалами (документацией, материалами, заготовками, приспособлениями и т.п.);

3. наличие возможности маневрирования резервами произ­водства с тем, чтобы использовать их для предупреждения наме­чающихся отклонений от графика или для быстрой ликвидации если их не удалось предупредить;

4. возможность изменения и перестройки оперативных зада­ний и планов графиков по ходу с целью повышения загрузи мощностей и рабочих изготовлением деталей или выполнением работ, не включенных в план текущих суток;

5. оснащенность диспетчерской службы необходимыми тех­ническими средствами.

Методы и содержание оперативного регулирования, так же как и календарного планирования, во многом зависят от типа производства.

В условиях единичного и мелкосерийного производства основ­ными объектами диспетчерского контроля являются сроки вы­полнения важнейших работ по отдельным заказам и оперативная подготовка к выполнению текущих заданий. В условиях серийного производства основными объектами диспетчерского контроля являются сроки запуска и выпуска пар­тии заготовок, деталей, сборочных единиц, состояние складских заделов и степень комплектной обеспеченности сборочных работ.

В условиях массового производства основными объектами диспетчерского контроля являются соблюдение установленных ритмов работы поточных линий и состояние внутрилинейных и межлинейных заделов.

Организация диспетчерской службы предприятия

На большинстве машиностроительных заводов диспетчерская служба имеет трехступенчатую структуру: 1) производственно-диспетчерский отдел (ПДО) предприятия; 2) производственно- диспетчерское бюро (ГТДБ) цеха; 3) диспетчер (плановик) уча­стка.

Производственно-диспетчерский отдел возглавляет началь­ник производства, который одновременно является и главным диспетчером завода. В ПДО входят бюро оперативно-календарного планирования основного производ­ства и диспетчерское бюро. Диспетчерское бюро, как правило, возглавляется главным диспетчером, которому подчинены де­журные сменные диспетчеры, осуществляющие текущий конт­роль и регулирование хода производства.

Дежурный диспетчер заво­да решает все оперативные вопросы по регулированию произ­водства и маневрированию ресурсами в заводском масштабе и между отдельными цехами, которые не могут ими решаться са­мостоятельно.

Работу по производственной диспетчеризации в цехах завода возглавляет старший диспетчер, являющийся заместителем на­чальника ПДБ. Работу по оперативному контролю и регулирова­нию производства в смене осуществляет сменный диспетчер це­ха, являющийся оперативным руководителем своей смены.

Основным содержанием работы цехового диспетчерского ап­парата является: 1) контроль выполнения графика выпуска про­дукции цехом и прохождения ведущих и дефицитных деталей; 2) контроль за своевременным запуском в производство заготовок и деталей; 3) контроль за оперативной подготовкой производства и обеспечением всем необходимым; 4) принятие мер по предуп­реждению и ликвидации различных неполадок в производстве; 5) руководство работой внутрицехового транспорта; 6) ведение дис­петчерского журнала, картотек, контрольных графиков работы цеха и составление текущей оперативной отчетности (рапорта в ПДО о выполнении производственной программы за истекшие сутки); 7) уточнение сменно-суточных заданий на следующую смену и сутки.

Помимо общецеховой диспетчеризации существует диспет­черский контроль за работой участков. Диспетчеры (распредели­тели работ) участков подчиняются старшим мастерам и распреде­ляют работы по рабочим местам, составляют сменные задания, осуществляют контроль за исполнением заданий рабочими участка. При отсутствии диспетчеров участков их функции вы­полняют мастера участков.

55. Сущность и содержание управления предприятием. Субъект и объект управления

Обеспечить его функционирова­ние предприятия чрезвычайно сложно Эти трудности во многом можно преодолеть, если подойти к предп­риятию как к системе управления.

Если рассматривать систему управления как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для достижения поставленной цели, то очевидно, что предприя­тие - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих цехов, участков, рабочих мест и других -подразделений с целью выпуска продукции определенного вида и получения максимальной и ста­бильной прибыли от ее реализации для удовлетворения общест­венных потребностей и интересов трудового коллектива пред­приятия и собственника имущества.

Производственное предприятие как система управления от­личается многомерностью структуры, различием природы ее элементов. Предпри­ятие является большой и сложной системой и обладает всеми ее признаками.

Первым признаком является наличие це­ли, стоящей перед системой. Цель придает смысл существова­нию предприятия, определенность и направленность действия ее членов.

Вторым признаком можно считать наличие некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга объединяя свои уси­лия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию его цели.

Третьим важнейшим признаком является наличие внутреннего координирующего центра (административно-управленческого ап­парата). Центр придает предприятию стабильность, устойчивость внутренним и внешним связям.

Четвертый признак предприятия характеризует координации всех его внутренних процессов на основе принципа саморегулиро­вания.

Пятый признак — обособленность предприятия, наличие гра­ниц, отделяющих его от внешнего окружения в том числе от дру­гих предприятий.

Каждое предприятие следует рассматривать как социально- экономическую систему, состоящую из подсистем, которые мож­но сгруппировать по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные и ки­бернетические системы, каждая из которых, в свою очередь, может одновременно рассматриваться и как ступень иерархии, и как функциональная, и как кибернетическая система.

Как уже отмечалось, предприятие является сложной иерархи­ческой системой, в которой в качестве ступеней иерархии высту­пают производство, цех, участок, рабочее место. При этом каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для нижних ступеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней.

Все ступени иерархии могут подразделяться на подсистемы функционального характера и в качестве кибернетических систем включают объект и субъект управления, другими словами, — уп­равляемую и управляющую подсистемы.

 
  Понятие и сущность диспетчирования - student2.ru

Управляющей подсистемой являются органы управления (административно-управленческий аппарат), а управляемой - коллектив предприятия в процессе его производственно-хозяй­ственной деятельности (рис. 31.1). Каждая подсистема входит составной частью в систему более высокого уровня, а ее части мо­гут рассматриваться как самостоятельные системы.

Предприятие следует рассматривать и как открытую систему, тесно взаимодействующую с внешней средой, которая во многом определяет область деятельности предприятия, его численность, структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотноше­ния в коллективе. Предприятие постоянно приспосабливается к среде и по ее состоянию оценивает успешность своих действий.

Другим важным фактором, характеризующим предприятие, является внутренняя среда. Ее образуют совокупность средств производства, применяемые технологии, персонал с его традици­ями, ценностями, информационные процессы, взаимоотноше­ния в коллективе, политика руководства и т. д.

Управление предприятием представляет собой целенаправлен­ное, упорядочивающее воздействие органов руководства, админист­рации предприятия и общественных организаций на производствен­ный коллектив с целью эффективного ведения производства. Оно включает: целеполагание, координацию, регламентацию, орга­низационную структуру, стимулирование, контроль и оценку ре­зультатов деятельности.

Основной целью управления предприятием является созда­ние условий для планомерной и бесперебойной его работы. Ис­ходя из этого в процессе управления реализуются две основных задачи: долговременная, нацеленная на приобретение управляе­мым объектом качественно новых свойств и количественных характеристик в связи с необходимостью нововведений в области техники, технологии, организации, планирования и управления; оперативная, направленная на поддержание сложившейся орга­низации производства и труда и четкую координацию хода про­изводства.

Наши рекомендации