Понятие и сущность диспетчирования
Диспетчеризация— это второй этап оперативно-календарного планирования, в задачу которого входят непрерывный систематический контроль за выполнением планов-графиков изготовления продукции, координация работы связанных между собой звеньев производства (цехов, участков рабочих мест) и ликвидация последствий, возникающих из-за отклонений от установленного регламента работы.
Диспетчеризация должна иметь предупредительный характер, заключающийся в заблаговременном выявлении и своевременном устранении намечающихся отклонений от установленных планов-графиков и текущих заданий. Для успешного проведения производственной диспетчеризации необходимы следующие объективные условия:
1. наличие обоснованно составленных производственных программ, заданий, взаимосвязанных календарных планов-графиков всех производственных и непроизводственных подразделений завода, на основе которых сравниваеся фактический ход производства с нормативным и выявляются отклонения;
2. обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми материалами (документацией, материалами, заготовками, приспособлениями и т.п.);
3. наличие возможности маневрирования резервами производства с тем, чтобы использовать их для предупреждения намечающихся отклонений от графика или для быстрой ликвидации если их не удалось предупредить;
4. возможность изменения и перестройки оперативных заданий и планов графиков по ходу с целью повышения загрузи мощностей и рабочих изготовлением деталей или выполнением работ, не включенных в план текущих суток;
5. оснащенность диспетчерской службы необходимыми техническими средствами.
Методы и содержание оперативного регулирования, так же как и календарного планирования, во многом зависят от типа производства.
В условиях единичного и мелкосерийного производства основными объектами диспетчерского контроля являются сроки выполнения важнейших работ по отдельным заказам и оперативная подготовка к выполнению текущих заданий. В условиях серийного производства основными объектами диспетчерского контроля являются сроки запуска и выпуска партии заготовок, деталей, сборочных единиц, состояние складских заделов и степень комплектной обеспеченности сборочных работ.
В условиях массового производства основными объектами диспетчерского контроля являются соблюдение установленных ритмов работы поточных линий и состояние внутрилинейных и межлинейных заделов.
Организация диспетчерской службы предприятия
На большинстве машиностроительных заводов диспетчерская служба имеет трехступенчатую структуру: 1) производственно-диспетчерский отдел (ПДО) предприятия; 2) производственно- диспетчерское бюро (ГТДБ) цеха; 3) диспетчер (плановик) участка.
Производственно-диспетчерский отдел возглавляет начальник производства, который одновременно является и главным диспетчером завода. В ПДО входят бюро оперативно-календарного планирования основного производства и диспетчерское бюро. Диспетчерское бюро, как правило, возглавляется главным диспетчером, которому подчинены дежурные сменные диспетчеры, осуществляющие текущий контроль и регулирование хода производства.
Дежурный диспетчер завода решает все оперативные вопросы по регулированию производства и маневрированию ресурсами в заводском масштабе и между отдельными цехами, которые не могут ими решаться самостоятельно.
Работу по производственной диспетчеризации в цехах завода возглавляет старший диспетчер, являющийся заместителем начальника ПДБ. Работу по оперативному контролю и регулированию производства в смене осуществляет сменный диспетчер цеха, являющийся оперативным руководителем своей смены.
Основным содержанием работы цехового диспетчерского аппарата является: 1) контроль выполнения графика выпуска продукции цехом и прохождения ведущих и дефицитных деталей; 2) контроль за своевременным запуском в производство заготовок и деталей; 3) контроль за оперативной подготовкой производства и обеспечением всем необходимым; 4) принятие мер по предупреждению и ликвидации различных неполадок в производстве; 5) руководство работой внутрицехового транспорта; 6) ведение диспетчерского журнала, картотек, контрольных графиков работы цеха и составление текущей оперативной отчетности (рапорта в ПДО о выполнении производственной программы за истекшие сутки); 7) уточнение сменно-суточных заданий на следующую смену и сутки.
Помимо общецеховой диспетчеризации существует диспетчерский контроль за работой участков. Диспетчеры (распределители работ) участков подчиняются старшим мастерам и распределяют работы по рабочим местам, составляют сменные задания, осуществляют контроль за исполнением заданий рабочими участка. При отсутствии диспетчеров участков их функции выполняют мастера участков.
55. Сущность и содержание управления предприятием. Субъект и объект управления
Обеспечить его функционирование предприятия чрезвычайно сложно Эти трудности во многом можно преодолеть, если подойти к предприятию как к системе управления.
Если рассматривать систему управления как упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для достижения поставленной цели, то очевидно, что предприятие - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих цехов, участков, рабочих мест и других -подразделений с целью выпуска продукции определенного вида и получения максимальной и стабильной прибыли от ее реализации для удовлетворения общественных потребностей и интересов трудового коллектива предприятия и собственника имущества.
Производственное предприятие как система управления отличается многомерностью структуры, различием природы ее элементов. Предприятие является большой и сложной системой и обладает всеми ее признаками.
Первым признаком является наличие цели, стоящей перед системой. Цель придает смысл существованию предприятия, определенность и направленность действия ее членов.
Вторым признаком можно считать наличие некоторого числа участников, которые, дополняя друг друга объединяя свои усилия, помогая друг другу, обеспечивают реализацию его цели.
Третьим важнейшим признаком является наличие внутреннего координирующего центра (административно-управленческого аппарата). Центр придает предприятию стабильность, устойчивость внутренним и внешним связям.
Четвертый признак предприятия характеризует координации всех его внутренних процессов на основе принципа саморегулирования.
Пятый признак — обособленность предприятия, наличие границ, отделяющих его от внешнего окружения в том числе от других предприятий.
Каждое предприятие следует рассматривать как социально- экономическую систему, состоящую из подсистем, которые можно сгруппировать по различным признакам. В единой системе предприятия выделяются иерархические, функциональные и кибернетические системы, каждая из которых, в свою очередь, может одновременно рассматриваться и как ступень иерархии, и как функциональная, и как кибернетическая система.
Как уже отмечалось, предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производство, цех, участок, рабочее место. При этом каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для нижних ступеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней.
Все ступени иерархии могут подразделяться на подсистемы функционального характера и в качестве кибернетических систем включают объект и субъект управления, другими словами, — управляемую и управляющую подсистемы.
Управляющей подсистемой являются органы управления (административно-управленческий аппарат), а управляемой - коллектив предприятия в процессе его производственно-хозяйственной деятельности (рис. 31.1). Каждая подсистема входит составной частью в систему более высокого уровня, а ее части могут рассматриваться как самостоятельные системы.
Предприятие следует рассматривать и как открытую систему, тесно взаимодействующую с внешней средой, которая во многом определяет область деятельности предприятия, его численность, структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения в коллективе. Предприятие постоянно приспосабливается к среде и по ее состоянию оценивает успешность своих действий.
Другим важным фактором, характеризующим предприятие, является внутренняя среда. Ее образуют совокупность средств производства, применяемые технологии, персонал с его традициями, ценностями, информационные процессы, взаимоотношения в коллективе, политика руководства и т. д.
Управление предприятием представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие органов руководства, администрации предприятия и общественных организаций на производственный коллектив с целью эффективного ведения производства. Оно включает: целеполагание, координацию, регламентацию, организационную структуру, стимулирование, контроль и оценку результатов деятельности.
Основной целью управления предприятием является создание условий для планомерной и бесперебойной его работы. Исходя из этого в процессе управления реализуются две основных задачи: долговременная, нацеленная на приобретение управляемым объектом качественно новых свойств и количественных характеристик в связи с необходимостью нововведений в области техники, технологии, организации, планирования и управления; оперативная, направленная на поддержание сложившейся организации производства и труда и четкую координацию хода производства.