Организация обслуживания рабочих мест

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства.

Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению рабочих мест основных рабочих материалами, инструментом комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного труда. Обслуживание рабочих мест включает следующие функции:

производственно-подготовительную — комплектование предметов труда, выдачу производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

инструментальную - обеспечение инструментом и приспо-соблениями, заточку и ремонт инструмента;

наладочную - наладку, переналадку и подналадку оборудования и технологической оснастки;

контрольную - контроль качества продукции и соблюдение технологического режима;

транспортно-складскую — приемку, учет, хранение и выдачу материалов, деталей, доставку к рабочим местам предметов и средств труда и т.д;

поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования — профилактическое обслуживание оборудования и все виды ремонтов;

энергетическую — обеспечение рабочего места всеми видами энергии: электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.;

ремонтно-строительную - текущий ремонт производственных помещений, строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и т.д;

хозяйственно-бытовую - систематическую уборку производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной.

Все эти функции могут выполняться по различным системам:

1. Централизованная. 2. Децентрализованная. 3.Смешанная.

При централизованной системе на предприятиях создаются специальные службы, которые обслуживают все подразделения.

При децентрализованной системе функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, работающими в данном подразделении.

При смешанной системе одни функции обслуживания выполняются централизовано, а другие – децентрализовано.

Обслуживание рабочих мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.

Дежурное – выполнение обслуживающих функций по вызову рабочего.

Планово-предупредительное – на основе плановых графиков и расписаний.

Стандартное – в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям, планам или картам.

41. Сущность, содержание и функции нормирования Труда. Виды норм труда и их характеристика

Нормирование труда – вид деятельности по управлению производством путем установления меры затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки продукции в единицу времени, заданного объема работ или обслуживания средств производства в определенных организационно-технических условиях.

Направления применения нормировки труда:

1. Проектирование норм труда, система обслуживания рабочего места.

2. Нормы труда используются для осуществления организационных расчетов на предприятиях (расчет объема производства, численности рабочих, , КПН и т.д.).

3. Нормирование труда используется для рационализации трудовых процессов.

4. Нормы труда являются основным элементом организации заработной платы.

По форме выражения затрат труда различают нормы:

1. Норма времени – величина рабочего времени, устанавливаемая для выполнения единицы работы работником соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.

2. Норма выработки – установленный объем работы, который работник или их группа соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

3. Норма численности – установленная численность работников определенной профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения объема работ в определенных организационно-технических условиях.

4. Норма обслуживания – количество производственных объектов, которое работник или их группа соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

5. Нормированное задание – состав и объем работ, который должен быть выполнен одним или группой работников за определенный период времени.

Все нормы затрат делятся на две группы: технически обоснованные нормы и опытно-статистические нормы.

Техническое обоснование норм - экономически целесообразное расчленение технологического процесса на операции. Организационное обоснование -экономически целесообразное в разграничение основных и вспомогательных операций между основными и вспомогательными рабочими. Экономическое обоснование - определение целесообразности пропорций в затратах живого и прошлого труда. Социальное обоснование норм - обеспечение достаточной содержательности и творческого характера труда. Физиологическое обоснование - физиологически допустимые темпы работ, физические усилия, напряженность нервной системы.

Опытно-статистические нормы устанавливаются на основании опыта мастера и нормировщика или на основании статистических данных.

По степени укрупнения различают следующие нормы:

- дифференцированные, т.е. установленные на операцию путем суммирования продолжительности выполнения всех входящих в операцию элементов;

- укрупненные нормы – устанавливаются на операцию в целом;

- типовые нормы – устанавливаются применительно к типовому технологическому процессу на операцию в целом.

- комплексные нормы – для коллектива, отражают конечный укрупненный измеритель комплекса взаимосвязанных работ.

Наши рекомендации