Характеристика систем обслуживания рабочих мест по типам производства и условий их эффективного применения.

В различных типах производства существует несколько разновидностей организационных систем обслуживания. Они характеризуются различной экономичностью и разным уровнем регламентации процессов обслуживания. Существует три основных системы обслуживания: Система дежурного обслуживания (СДО); Система планово-предупредительных обслуживания (ППО); Система стандартного или регламентированного обслуживания (ССО). Система дежурного обслуживания (СДО) характеризуется отсутствием заранее составленных графиков (регламентов). СДО осуществляется по мере возникновения потребности. Необходимость обслуживания устанавливается либо вспомогательными рабочими, либо основными работниками, которые подают сигналы вспомогательным. Достоинство СДО в том, что здесь имеется незначительная численность вспомогательных рабочих. Основной недостаток заключается в том, что ее применение может приводить к потери рабочего времени у основного рабочего даже в тех случаях, когда обслуживающий работник не занят другой работой, вызывающей дополнительную потерю времени основного рабочего. Если необходимый вспомогательный работник вызван в данный момент на другой объект, то потеря времени у основного рабочего существенно возрастает. Дежурная система обслуживания применяется в единичном и мелкосерийном производстве, и она действует эффективно в том случае, если основной рабочий не отлучается со своего РМ и использует соответствующие средства связи.

Система планово-предупредительного обслуживания (ППО) носит профилактический характер, который выражается предварительным комплектованием рабочей документацией, приспособлениями, заготовками, проведение профилактического ремонта и наладок оборудования. Все необходимые компоненты доставляются непосредственно на РМ рабочими экспедиторами. ППО заключается в том, что все или большинство функций обслуживания осуществляются по заранее разработанным планам-графикам. В данной системе обслуживания участвуют высококвалифицированные вспомогательные рабочие с учетом их профессионально - квалификационного разделения труда. Например, электросиловую технику

(8)Это достигается благодаря конструкторской и технологической унификации. Конструкторская унификация показывает количество однородных деталей или узлов, применяемых для новых изделий примененных из ранее освоенных изделий. Как правило, на вновь осваеваемых изделиях можно использовать 50-60% деталей и узлов однотипных предыдущих изделий. Конструкторская унификация предусматривает снижение допустимого количества типо-размеров крепежных деталей, а также допустимых диаметров отверстий, длин валов и др. Она создает предпосылки для технологической унификации. Технологическая унификация предусматривает уменьшение разнообразия применяемых технологий, оснастки и инструментов. Результатом технологической унификации является сокращение длительности производственного цикла, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

(9) Характеристика систем обслуживания рабочих мест по типам производства и условий их эффективного применения. - student2.ru – номенклатура деталей, закрепленных за цехом (как правило, в расчете на месяц);

Характеристика систем обслуживания рабочих мест по типам производства и условий их эффективного применения. - student2.ru – количество операций на одну деталь; Характеристика систем обслуживания рабочих мест по типам производства и условий их эффективного применения. - student2.ru – количество рабочих мест в цехе.

Коэффициент серийности, показывает количество закрепленных за работником детале - операций, что видно из таблицы:

Таблица

Количество детале-операций, закрепленных за рабочим местом Тип производства Характеристика рабочего места
массовое специализированное
2–10 крупно-серийное специализированное
11–20 средне-серийное специализированное или универсальное
21–30 мелко-серийное универсальное
31 и более единичное универсальное

(10)Характеристика типовых функций обслуживания

Функция обслуживания Содержание работы Ведущие профессии
1. Ремонтная Поддержание оборудования в состо-янии технической готовности путем периодических осмотров и ремонта Системный администра-тор. Инженер системо-техник, слесарь-ремонтник, смазчик
2. Инструментальная Ремонт, заточка, хранение и доставка на РМ инструментов и др. технической документации Слесарь-ремонтник, смазчик, заточник, рабочие-экспедиторы
3. Наладочная Проведение инструктажа основных рабочих, наладка и подналадка оборудования Наладчики
4.Материального обеспечения Получение, хранение, комплектация, организация доставки на РМ материалов и деталей Кладовщики, экспеди-торы, комплектовщики
5. Транспортная Перемещение материалов, деталей, готовой продукции Грузчик, водитель
6.Технического контроля Контроль качества материалов и гото-вой продукции, организация приемки материалов и готовой продукции Контролеры, ОТК
7. Организационная Распределение работ по исполнителям Мастера, распределители работ
8. Прочие функции Ремонт инвентаря, упаковка, уборка РМ Столяры, упаковщики, уборщики и т.д.


(11)обслуживают инженеры-электрики и т.д. Обслуживающие работы ведутся по календарному графику независимо от того, исправно оборудование или нет (т.о. осуществляются и различные виды ремонта и профилактики оборудования). По подобным календарным графикам осуществляется транспортное обслуживание, снабжение инструментом, контрольная функция и функция материально-технического обеспечения.

Все виды работ в ППО производятся преимущественно в подготовительную смену, межсменные паузы, обеденные перерывы. Эта система характеризуется ритмичностью работы вспомогательных рабочих и малой вероятностью простоя у основных. Однако, ее эффективное внедрение требует большой подготовительной работы по регламентации процесса обслуживания. Наибольшая область распространения ППО в серийном производстве.

Система стандартного (регламентированного) обслуживания (ССО). Это обслуживание является наиболее совершенной формой ППО. Оно характерно для поточно-массового производства. Его суть в том, что обслуживание по всем (большинству) функций производится по жестким временным графикам (расписаниям), увязанными с часовыми графиками хода основного производства. Эта система характеризуется высокой эффективностью и полной ликвидацией простоев у основных рабочих, но требует больших затрат на ее осуществление и жесткой ритмичности основного производства. Однако, в реальном производстве не всегда удается использовать ту или иную систему обслуживания в чистом виде. По некоторым функциям обслуживания в связи с небольшим объемом работ отсутствует необходимость применения ППО или ССО. Поэтому часто на предприятии применяется смешенная система обслуживания. Ее суть в том, что часть функций выполняется по регламенту, соответствующему ППО либо ССО, а часть функций (менее ответственная) выполняется в порядке дежурного обслуживания.

Наши рекомендации