Понятие и основные задачи курса.
Понятие производственной системы
Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Существование и функционирование систем обусловлено рядом закономерностей: целостностью, интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, осуществляемостью и др.
К числу производственныех систем можно отнести особенности :
-нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;
-уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях;
-способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
-способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;
-способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
-способность и стремление к целеобразованию, то есть формированию целей внутри системы.
Производственная система представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.
Возникновение той или иной производственной системы (ПС) обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, ПС должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса.
Состав производственной системы. В состав ПС любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) традиционно включают следующие ресурсы:
1)Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т.п.).
2)Технологические ресурсы (гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.).
3)Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей ПС).
4)Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.).
5)Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т.п.).
6)Информационные ресурсы (характер информации о самой ПС и внешней среде).
7)Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий ).
В результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности системы.
В рыночной экономике существенную роль играет такой человеческий ресурс, как предпринимательская способность (предприимчивость). Это особый вид ресурса, который приводит в движение, организует взаимодействие всех остальных видов ресурсов ПС.
Производственный цикл изготовления изделия
Построение ПП во времени характеризуется структурой и длительностью производственного цикла. Длительность производственного процесса — календарный период времени, в течение которого сырье, основные и вспомогательные материалы превращаются в готовую продукцию. Или, можно сказать, это отрезок времени от начала ПП до выпуска готового изделия. Длительность производственного цикла выражается либо в днях, либо в часах.
Знать длительность производственного цикла изготовления всех видов производства необходимо для:
1) Составления производственной программы предприятия.
2) Определения сроков начала ПП (запуска) по данным сроков его окончания (выпуска).
3) Расчета нормальной величины незавершенного производства.
В общем виде длительность производственного цикла изготавливаемого изделия определяется как сумма неперекрывающихся длительностей выполнения основных и вспомогательных операций и продолжительности перерывов.
Планирование потребности предприятия в различных видах оснащения
Для определения потребности предприятия в оснащении на какой-либо плановый период необходимо установить:
1) номенклатуру (каталог) потребляемого оснащения;
2) расход оснащения по каждому наименованию (типоразмеру);
3) оборотный фонд обращения в целом по предприятию и по цехам.
Применяется три метода расчета расхода оснащения:
1) Статистический. При этом методе по отчетным данным за прошлый период определяется фактический расход инструмента, приходящийся на 100000 рублей валовой продукции завода или на 1000 часов работы оборудования.
2) По нормам оснастки. Норма оснастки — число инструментов, которое должно одновременно находится на соответствующем рабочем месте в течение всего планового периода.
3) По нормам расхода — число инструментов данного типоразмера, расходуемых при обработке одной детали.
ТЭП работы ИХ:
1) Экономия расхода инструмента в процентном отношении к плановому.
2) Доля расхода инструмента в себестоимости выпускаемой заводом продукции.
3) Скорость оборачиваемости инструмента.
Фотография рабочего времени
Фотография рабочего времени (ФРВ) – вид наблюдения, при проведении которого изучаются все затраты и потери времени в течение рабочей смены или ее части.
Фотография бывает:
1. Исполнителя (индивидуальная и групповая).
2. Использования оборудования.
3. Производственного процесса в целом.
ФРВ проводится с целью получения исходных данных для совершенствования, организации и нормирования труда путем устранения потерь и снижения нерациональных затрат времени, выявления причин невыполнения норм выработки.
При индивидуальной ФРВ замеры проводятся по текущему времени с точностью 0,5-1 мин. При этом на специальном бланке записывается время окончания каждого действия рабочего по текущему времени.
Требования к наблюдателю:
1. Предварительно ознакомится с процессом.
2. Выбрать место, чтобы не мешать.
3. Прийти раньше на 15 мин., чтобы начать во время.
Обработка данных наблюдаемого места начинается с расчета продолжительности всех зафиксированных затрат рабочего времени. Производится их индексация в соответствии с принятой классификацией. В отдельной таблице производится группировка всех одноименных затрат и рассчитывается удельный вес каждой категории затрат, составляется нормативный баланс рабочего времени. При этом в нормативном балансе время на обслуживание, отдых и личные надобности, подготовительно-заключительное время устанавливаются на основании действующих нормативов. Из сравнения фактического и нормативного балансов можно вывести резервы рабочего времени.
Групповая ФРВ применяется для изучения работы нескольких рабочих, каждый из которых выполняет самостоятельную работу. Цель – выявление потерь рабочего времени, установление причин и разработка мероприятий по их устранению.
Преимущества групповой ФРВ:
1. Возможность охватить большую группу рабочих.
2. Простота проведения.
Планирование производственных программ цехов и участков
При рассмотрении вопроса о планировании работы цехов и участков нужно иметь в виду, во-первых, их место и роль в производственном процессе. Во-вторых, планирование как функция менеджмента реализуется тут (применительно к цехам и участкам) в рамках организации внутрипроизводственного хозрасчёта. Поэтому применительно к цехам принято выделять утверждаемые, расчётные и оценочные показатели.
Цеха (как основные, так и вспомогательные) не являются самостоятельными субъектами хозяйствования, поэтому их планы существенно уже бизнес-планов работы предприятия. До цехов нет необходимости доведения показателей по маркетингу, рекламе, материально-техническому обеспечению, прибыли, финансам. Планы по этим направлениям составляются для предприятия в целом, а их выполнение контролируется соответствующими функциональными службами предприятия. Планы работы цехов разрабатываются ПЭО с участием соответствующих служб цехов, утверждаются директором предприятия и доводятся до цехов.
К числу доводимых (утверждаемых) показателей для цехов относятся: номенклатура; объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, а иногда и в нормо-часах; численность работающих; производительность труда; фонд заработной платы; себестоимость произведенной продукции (или затраты на производство продукции); затраты на единицу или тыс. р. планируемой продукции.
При планировании себестоимости единицы продукции и всего объема планируемой продукции выделяют следующие элементы:сырье и материалы, покупные, комплектующие изделия и полуфабрикаты, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основную заработную плату производственных рабочих, дополнительную заработную плату производственных рабочих, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования т.д.
Остальные показатели являются расчетными. К ним относятся:численность работающих по категориям, фонд оплаты труда по категориям, средняя заработная плата по категориям и в целом, смета расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, смета расходов по организации, обслуживанию и управлению производством.
Все доводимые до цехов показатели должны быть взаимоувязаны. Они являются обязательными для выполнения и используются в дальнейшем для оценки работы цехов. Расчётные показатели разрабатываются самими хозрасчётными подразделениями.
Планирование производственных программ цехов
Наиболее специфическим, с точки зрения методики расчёта из числа утверждаемых показателей, являются номенклатура и объём выпуска продукции в натуральном измерении (т.е. производственная программа цеха).
Распределение выпуска продукции по отдельным цехам осуществляется соответственно их специализации. Объектами планирования при этом могут быть детали, комплекты деталей или объем работ по заказу. С этой точки зрения выделяют три системы планирования: подетальную, комплектные и позаказную.
При подетальной системе планирования производственные программы цехам устанавливаются в виде конкретной номенклатуры деталей, которые должны быть изготовлены в цехе в плановом периоде.
При комплектных системах планирования производственные программы цехам устанавливаются в виде комплектов деталей, изготавливаемых в цехах без расшифровки какие конкретно детали входят в комплект. Различают следующие виды комплектных систем: комплектно-узловую, комплектно-групповую, машино-комплектную и условно-комплектную.
При комплектно-узловой системе планирования за планово-учетную единицу принимается конструктивный узел.
При комплектно-групповой (иногда ее называют комплектно-цикловой) системе планирования планово-учетной единицей формирования комплектов служат календарно-плановые нормативы.
При машино-комплектной системе планирования планово-учетной единицей формирования комплекта является само изделие (машина).
При условно-комплектной системе планово-учетной единицей формирования комплекта является условное изделие.
При позаказной системе планирования планово-учетной единицей является заказ. То есть производственная программа цеха – это сумма объемов работ, необходимых для выполнения определенного заказа в плановом периоде.
В практике применяются два метода разработки производственных программ основных цехов:
- метод с использованием нормативов заделов или так называемый «цепной метод»;
- метод с использованием нормативов опережений.
Программы для вспомогательных и обслуживающих цехов предприятия разрабатываются на основе производственных программ основных цехов с учетом их бесперебойного функционирования, Производственные программы для вспомогательных цехов разрабатываются отделами и службами заводоуправления:
· для ремонтных цехов – отделом главного механика (ОГМ);
· для энергетических цехов – отделом главного энергетика (ОГЭ);
·для инструментальных цехов – отделом главного технолога (ОГТ) или инструментальным отделом (ИнО) и т.д.
Производственная программа для инструментальных цехов разрабатывается на основе потребности в инструменте, выпускаемом собственными силами. При определении производственной программы энергетических цехов рассчитывается потребность в энергии на производственные цели, на отопление, освещение и бытовые нужды. Производственное задание транспортному цеху определяется на основе расчета объема работ по видам выполняемых операций.
Планы участков разрабатываются на квартал с помесячной разбивкой, утверждаются начальником цеха и доводится до участков не позднее 25 числа месяца предшествующего планируемому кварталу.
Перечень планируемых показателей должен учитывать специфику участка и, что очень важно, возможности учета. Обычно план участка содержит следующие показатели:
· номенклатуру;
· объём выпуска продукции в натуральном и стоимостном измерении или нормо-часах;
· численность, фонд заработной платы, среднюю заработную плату;
· показатели по производительности труда (обычно это выработка);
·отдельные элементы себестоимости продукции в той части, которая непосредственно зависит от деятельности участка и может быть точно учтена.
Единицей измерения производственной программы участка может быть изделие, если участок производит сборку и выпуск готовой продукции. В обрабатывающих цехах в зависимости от типа производства, единицей измерения производственной программы могут быть деталь, комплект деталей, сборочная единица.
Производственная программа выдаётся участкам в виде месячных планов-графиков сдачи деталей и узлов. Планы-графики должны быть строго увязаны с планом производства цеха и составлены с учетом полной загрузки рабочих и оборудования, а также ритмичной подачи деталей другим участкам или цехам.
Показатели по труду и заработной плате рассчитываются исходя из плана производства по участку, действующих норм и нормативов по труду, календарного графика пересмотра норм на изготовление деталей и узлов, полезного фонда рабочего времени одного рабочего и среднего коэффициента выполнения норм.
Аналогично участкам, с целью внедрения внутрипроизводственного хозрасчёта, может осуществляться планирование работы бригады. Принципы организации и методика расчёта показателей для бригад аналогичны участкам.
В заключении следует отметить, что доводимые до участков, бригад показатели используются в дальнейшем для оценки работы последних и организация на этой основе премирование их работников. Таким образом, хорошая организация внутризаводского планирования является важнейшим условием эффективности внутризаводского хозрасчёта, а следовательно и, при прочих равных условиях, эффективной работы предприятия.
Многомерные стили
1) Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая "управленческая решетка" Р. Блейка и М Муттона. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый им на практике стиль управления.
2) По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации.
3) Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы.
4) В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных.
К дополнительным стилям руководстваотносятся патернализм, оппортунизм и фасадизм.
Патернализм (материализм) - Данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он является не интеграцией заботы о производстве и заботы о людях. Материализм отличается от патернализма полом (мужской, женский) руководителя.
Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист в области производства, то они поощряются руководителем и от них в свою очередь ожидается лояльность (оценка достоинств руководителя).
Оппортунизм. Каждое действие руководителя-оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха.
Признаки оппортунистического поведения:
стремление угодить всем и каждому; надменность по отношению к тем, кто стоит ниже по рангу; стремление привлечь внимание; создает репутацию посредством хвастовства; уклончив в ответах; заискивает перед другими; оказывает внимание, ставя условия; от него трудно добиться обещания; льстив; знает слабости людей и использует их в своих целях; хвастовство знаменитыми знакомыми; заранее обдумывает каждое действие.
Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад).
Мотивация. Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный.
Понятие и основные задачи курса.
Организация производства — наука изучающая условия и факторы рационального сочетания действий работников предприятий в использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения технических, экономических, социальных знаний, аналитических приемов и передового опыта направленные на достижение поставленных цепей по выпуску определенного вида продукции.
Главной целью ОП (организации производства) является создание условий, при которых обеспечивается успешное выполнение плановых заданий каждым производственным подразделением предприятия. Объектами ОП являются производственные системы различных уровней, в которые входят люди и подчиненные им средства труда. ОП призвана обеспечивать формирование наиболее рационального состава работников предприятия и средств труда производственной системы для осуществления выпуска необходимой обществу продукции требуемого качества и конкурентоспособности. Во вторых, установление наиболее рациональных взаимосвязей между всеми этапами производственной системы. В третьих, непрерывное развитие производственной системы в направлении повышения ее эффективности. ОП охватывает все составные производственные системы и все аспекты ее производственно-хозяйственной деятельности, в том числе и организацию труда и организацию управления.
Теоретической основой дисциплины являются:
1. ОЭТ (изучает экономические законы производства);
2. ЭП (раскрывает действие объективных экономических законов в той или иной области предприятия, а также пути и тенденции развития, формы специализации и кооперирования предприятий данной отрасли);
3. Основной задачей курса ОП является изучение принципов и, методов и форм организации производства и управления им (в том числе организации и планирования систем создания и освоения новой техники (СОНТ), организации производственных процессов во времени и пространстве, организации труда и з/п, технического нормирования труда, организации технического обслуживания производства, организации управления производственными процессами и качеством выпускаемой продукции).
Эта комплексная задача ОП решается путем повседневного решения частных задач, направленных на:
- изыскание и использование возможностей повышения эффективности производства, его интенсификацию на основе научно-технического прогресса и использования резервов производства;
- повышение производительности труда и объема выпуска продукции;
- улучшение качества выпускаемой продукции;
- повышение эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств предприятия;
- повышение квалификации и культурно-технического уровня кадров и условий их труда;
- создание личной заинтересованности каждого работника в хозяйственном использовании средств производства и других материальных ценностей.
2. Предмет, метод и содержание курса
Предметом курса ОП является изучение на основе достижений науки, техники и передового опыта количественных и качественных зависимостей определяющих оптимальное сочетание трудовых и вещественных элементов совокупного производственного процесса и путей его бесперебойного и ритмичного протекания в условиях конкретного предприятия исходя из поставленных целей и задач. Другими словами, предметом курса ОП является изучение конкретных форм проявления экономических законов в условиях предприятия, путей и методов успешного выполнения плановых заданий, сочетания всех элементов производства с целью создания условий для высокопроизводительной работы всего коллектива. Изучение курса ОП осуществляется методом диалектического и исторического материализма, рассматривающего все явления как естественный исторический процесс, подчиняющийся определенным законам развития.
Содержанием курса ОП является изучение основных сторон производственной деятельности предприятия, в частности:
- условий и факторов наиболее эффективной организации производственных процессов во времени и пространстве;
- вопросов рациональной организации производственных процессов, включая техническое нормирование, организацию з/п, управление производственными процессами.
- путей наиболее эффективной реализации достижений в области создания и освоения новой техники;
- способов перемещения предметов труда в производственном процессе, включая организацию внутрицехового и межцехового транспорта;
- проблем повышения эффективности капитальных вложений на предприятии, замены старой техники новой и внедрение автоматизированных систем управлений;
- проблем повышения качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, включая разработку систем управления качеством продукции;
основных направлений снижения издержек производства и роста прибыльности предприятия.
3. Взаимосвязь курса с экономическими и другими дисциплинами
Содержание и круг вопросов изучаемых в курсе ОП особенно отчетливо вырисовывается при установлении связей его с другими дисциплинами. Эти связи показывают, что курс ОП занимает промежуточное положение между экономическими и техническими дисциплинами. Разработки его решений базируются как на знаниях экономических, так и на знаниях технических наук, следовательно ОП является инженерно-экономическим курсом.
ОЭТ являются исходной базой ОП, на которой строиться изучение закономерностей экономического развития производства. Развитие общественного производства подчинено определенным экономическим законам. ОЭТ раскрывает содержание этих экономических законов и методы использования их в практической деятельности.
Экономика отрасли позволяет изучать закономерности развития отрасли и предприятия данной отрасли, раскрывать действие экономических законов, определять пути и тенденции развития производства.
Основные положения этих двух наук служат теоретической базой для построения курса ОП и определяют метод подхода к решению задач, стоящих перед предприятием в условиях конкретного производства. Кроме названных дисциплин связанными с курсом ОП являются следующие: статистика, программирование, маркетинг, внутризаводское планирование, бухгалтерский учет и планирование, экономическая география, анализ производственно-хозяйственной деятельности и др., на основе которых разрабатываются мероприятия по улучшению организации производства и повышению его эффективности.
Технические дисциплины изучают закономерности развития и совершенствования свойств и конструкций предметов труда, продуктов и орудий труда и способов их изготовления. Они непосредственно не связаны с курсом ОП, однако эти дисциплины, и прежде всего ОК, ТМиПИР, прикладная математика, применение ЭВМ в инженерных и экономических расчетах, основы моделирования и оптимизации управленческих решений и др., служат основой для инженерных вопросов ОП. Разработка вопросов ОП нередко требует выполнения сложных математических анализов и расчетов, на основе которых выбираются наилучшие варианты решения задач, поэтому курс математических дисциплин является основой расчетов оптимальных количественных и качественных параметров.