Эффективность деятельности магазина «Продукты»

Товарооборот — это обращение товаров; стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления. Выражает стоимость(сумму) продаж средств производства и предметов потребления, характеризует качество и количество стороны экономической деятельности в сфере товарного обращения.

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.

Прибыль -конечный финансовый результат деятельности предприятия; определяется как разность между выручкой и затратами(в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, ее формирующим.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определенный период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Для успешного функционирования магазина «Продукты», необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие прибыльным и конкурентоспособным и обеспечить его развитие. Эффективность деятельности магазина «Продукты» представлена в таблице 14.

Таблица 14 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Продукты»

Показатели 2014г 2015г 2016г
Объем продаж, тыс. руб.
Полные издержки, тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб.
Рентабельность продаж, % 14,57 14,92 15,08
Уровень рентабельности,% 17,06 16,17 17,76

Данные, представленные в таблице 14 показывают, что объем продаж в 2016 году по сравнению с 2014 увеличился на 11700 тыс. руб. Также произошло увеличение издержек на 9755 тыс. руб. Наряду с этим увеличилась прибыль предприятия на 1945 тыс. руб., и при этом уровень рентабельности увеличился незначительно, на 0,7%.




Выводы и предложения

Для исследования качества сырокопченой колбасы «Московская» было отобрано 6 образцов сырокопченой колбасы «Московская» высшего сорта разных производителей. Исследования начинали с осмотра упаковки и маркировки, которые полностью соответствовали требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

После этого проводились органолептические и физико-химические исследования, в результате которых значительных отклонений в качестве колбас не было обнаружено, кроме того, по разработанной 25-бальной шкале качества все образцы набрали от 24,4 до 25 баллов, что соответствует отличному качеству. Это означает, что все производители исследуемых образцов соблюдают правила ГОСТ Р 55456-2013 "Колбасы сырокопченые. Технические условия". Наиболее высокие оценки получил образец №1 производства ООО «Здоровье», а наименьшие – образец №3 ООО «Мясокомбинат Дубки».

По физико-химическим показателям все образцы также соответствуют требованиям и имеют показатели в пределах нормы.

Кроме этого, была исследована организационная характеристика предприятия ИП Шаталова Т.В.магазин «Продукты», а также исследован характер связей с поставщиками продукции. Данные показали, что прямые и длительные связи магазин имеет с поставщиками сырокопченых колбас: ООО «Здоровье», ОАО «Великолукский мясокомбинат», ООО «Мясокомбинат Дубки», ОАО «Мясокомбинат Волжский», ОАО «Мясокомбинат Краснодарский». Краткосрочные связи наблюдались с поставщиками: ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ООО «Камышинские колбасы Соловьева.

В ходе исследований был проведен анализ ассортимента сырокопченой колбасы, реализуемой в ИП Шаталова Т.В.магазин «Продукты». При анализе ассортимента товарной группы были определены такие показатели, как широта, полнота, устойчивость и новизна.

Показатель широты в магазине «Продукты» невелик. Это обуславливается тем, что ассортимент сырокопченых колбас в соответствии с нормативными документами очень велик, и так как магазин небольшой, увеличивать показатель широты не целесообразно.

За последние 3 года показатель широты сырокопченых колбас в магазине «Продукты» увеличился на 5,9%: в 2014 он составлял 11,7%, в 2015-14,7% и в 2016-17,6%. Более того, с каждым годом происходит увеличение коэффициента полноты ассортимента сырокопченых колбас, реализуемых в магазине «Продукты» от 36,3% в 2014 г до 46,1% в 2016 г соответственно. Наиболее высокий коэффициент обновления наблюдался в 2015 году, когда происходило основное формирование ассортимента сырокопченых колбас, что составляло 41,7 %.

В результате исследования деятельности магазина «Продукты» был определен уровень рентабельности сырокопченых колбас, который составляет от 22,80 (ООО «Здоровье») до 24,14% (ООО «Камышинские колбасы Соловьева»). Следовательно, наибольшую прибыль от реализации приносит сырокопченая колбаса «Московская», которая производится в ООО «Камышинские колбасы Соловьева».

Объем продаж магазина «Продукты» в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 11700 тыс. руб. Также произошло увеличение издержек на 9755 тыс. руб. Наряду с этим увеличилась прибыль предприятия на 1945 тыс. руб., при этом произошло увеличения уровня рентабельности на 0,7%. Положительная динамика показывает хороший результат деятельности магазина за последние 3 года.

Предложения руководству:

Предлагаем ИП Шаталова магазину «Продукты»:

- совершенствовать ассортимент путем введения новых колбас для увеличения коэффициента широты и удаления колбас, практически не пользующихся спросом ;

- увеличить поставку сырокопченой колбасы производителя ООО «Здоровье», т.к. по результатам органолептической и дегустационной оценке данный образец получил наивысшие баллы.

Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 9957 – 73 Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины и говядины. Метод определения хлористого натрия // vsegost.com

2. ГОСТ Р 55456-2013 Колбасы сырокопченые. Технические условия.введ-01.07.2014г.- . -М.: Изд-во стандартов,2014,-35с.

3. ГОСТ Р 55456-2013 Колбасы сырокопченые. Технические условия.введ-01.07.2014г.- . -М.: Изд-во стандартов,2014,-35с.

4. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. введ- 01.07.1974 г. -М.: Изд-во стандартов,1974-4с.

5. ГОСТ Р 55456-2013 Колбасы сырокопченые. Технические условия.введ-01.07.2014г.- . -М.: Изд-во стандартов,2014,-35с.

6. ГОСТ Р 51447-99 Мясо и мясные продукты. Методы отбора проб.

7. ГОСТ 99-1 Продукты мясные. Общие условия проведения органолептической оценки. -М.: Изд-во стандартов, 01.01.1993 г.-11с.

8. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. [Принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года] // СПС Гарант.

9. Антипова Л.В., Глотова И.А., Рогов И. Методы исследования мяса и мясных продуктов. — М.: КолосС, 2004. —571 с: ил.— (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

10. Габриэльянц М.А. Товароведение мяса и мясных товаров/учебник - М., Экономика, 2007.

11. Зонин В.Г. Современное производство колбасных и солено-копченых изделий. - СПб.: Профессия, 2007. — 224 с.

12. Криштафович В.И. Новые подходы к классификации мяса и мясных продуктов/ В.И. Криштафович // Товароведение продовольственных товаров. – 2010. - № 5 – с. 53-56

13. Микулович Л.С., Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2004.

14. Позняковский В.М. Экспертиза мяса мясо-продуктов. Качество и безопасность: учеб.- справ. пособие/ В.М. Позняковский.- Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2014. – (Высшее образование). – 527с.

15. Салаватулина Р.М. «Рациональное использование сырья в колбасном производстве» - Москва, «Агропромиздат», 1985 г.

16. Экспертно-аналитический центр агробизнеса "АБ-Центр" www.ab-centre.ru.

17. Колбасное производство и производство полуфабрикатов: Уч.пособие/ И.Ф.Кабиров, В.Я.Пономарев, Г.О.Ежкова, Р.Э.Хабибуллин; Каз.гос.технол.ун-т-Казань,2004.-164с.

18. ТР ТС 021/2011 Технический регламент таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»

19. Колбасное производство и производство полуфабрикатов: Уч.пособие/И.Ф.Кабиров, В.Я.Пономарев, Г.О.Ежкова, Р.Э.Хабибуллин; Каз.гос.технол.ун-т-Казань,2004.-164с.

20. Жук Ю.Т. Товароведение продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2004

21. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров. – М.: Экономика, 2006.

22. Бойко Т.С. Товароведение и экспертиза товаров. – М.:Экономика, 2005.

23. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров: учебное пособие – М.: Альфа – М: ИНФРА – М 2011.

24. Коснырева Л.М. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Коснырева, В.И. Криштафович, В.М. Позняковский. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

25. Лихачева, Е.И. Товароведение и экспертиза мяса и мясных продуктов: Учебное пособие / Е.И. Лихачева, О.В. Юсова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c

26. Товароведение продовольственных товаров: учебник для торг.-экон. и учетн.-эконом. фак. торг. вузов/ Л.Р. Афанасьева, В.И. Базарова, Л.А. Боровикова и др. - М.: Экономика2008.

27. Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров: учебное пособие для вузов - Ростов н/Д, 2001

28. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания пищевых веществ энергетической ценности пищевых продуктов/—М.: Экономика, 2005.

29. Справочник технолога колбасного производства / И.А. Рогов, А.Г. Забашта, Б.Е. Гутник и др. − М.: Колос, 2008.

30. Стацько В.П. Колбасы. Колбасные изделия. Продукты из мяса - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

31. Тимофеева В. Товароведение продовольственных товаров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Наши рекомендации