Организация работы магазина «продукты» с поставщиками

Критерии выбора поставщиков.

Важной проблемой управления закупками материального ресурса и готовой продукции является выбор поставщика. Это объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков взаимозаменяемых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен стать надежным партнером товаропроизводителя или торговой компании. …………………………………………………………

Имеется два основных критерия выбора поставщика:

- стоимость приобретения продукции или услуг;

- качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т.п.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения. Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико, например, более 60.

Поиск поставщика подразделяется на несколько этапов:

- поиск потенциальных поставщиков:

- объявление конкурса;

- изучение рекламных материалов;

- посещение выставок, ярмарок;

- переписка, налаживание личных связей с потенциальными поставщиками.

Другими критериями для выбора поставщиков являются:

- местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя;

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- наличие у поставщика резервных мощностей;

- организация и наличие системы управления качеством у поставщика;

- психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);

- способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;

- кредитоспособность и финансовое положение поставщика;

- готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;

- деловая репутация поставщика, его имидж;

- наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией;

- количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.

Определяется список возможных поставщиков:

- анализ потенциальных поставщиков (по соотношению цены и качества, экспертной оценке, рекомендациям респектабельных организаций выявляются наиболее приемлемые поставщики, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве);

- оценка результатов работы с выбранными поставщиками (дифференциация поставщиков по поставляемым товарам, определение рейтинга поставщика, определение возможности дальнейшего сотрудничества, мера удовлетворенности от сотрудничества).

Изучая источники закупок товаров магазин «Продукты» ИП Шаталова Т.В. ведет журнал, где на каждого поставщика составляет его данные, сведения о количестве и ассортименте продовольственных товаров и другие сведения интересующие предприятие.

Поставщики и оформление с ними договорных отношений.

Договор поставки — хозяйственный договор, является одной из разновидностей договора купли-продажи и аналогичен ему по форме. Согласно этому договору поставщик обязуется в назначенные сроки (срок), не совпадающие с моментом заключения договора, передать товар в собственность (полное хозяйственное ведение либо оперативное управление) покупателю, который обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Договорные отношения с поставщиками оформляются на основании условий ГК РФ, где определены следующие условия:

- дата заключения договора;

- полное наименование сторон, заключивших договор;

- предмет договора; цена и общая сумма договора;

- порядок расчетов и поставки; порядок приемки и возврата залоговой тары;

- права и обязанности сторон;

- ответственность сторон; разрешение споров;

- срок действия договоров;

- заключительные положения;

- юридические адреса и платежные реквизиты сторон;

- полное наименование сторон, заключивших договор.

Каждый поставщик обязуется поставлять товар, а магазин оплачивать и принимать товар и тару, по количеству и качеству. В договоре предусмотрено, что ассортимент, количество, цена единицы товара и тары указывается в счет - фактуре на каждую отдельную партию.

Являясь основным атрибутом договора, цена товара и сумма каждой поставки определяется в рублях с учетом НДС, включая тару.

Цена единицы товара устанавливается в соответствии с действующими ценами завода-изготовителя на момент подписания счет - фактуры.

В договорах предусмотрены условия платежа: оплата за товар производится путем перечисления на расчетный счет либо путем внесения наличных денег в кассу конкретного поставщика, по истечении десяти банковских дней, после получения продукции и оформления счет - фактуры.

К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции на условиях договора, обеспечение сертификатами качества на поставленный товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев, когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Доставка продукции покупателю производится транспортом поставщика по кольцевому завозу.

К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад, осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить доверенность на получение товара, подписывать накладные, счет-фактуру.

Продавец не вправе изменять ассортимент и комплектность товара при поставке следующих партий товара без получения согласия покупателя. Покупатель предварительно дает заявку на следующую партию товара. Покупатель обязан принять и вернуть тару поставщику в полном объеме, по количеству и качеству.

В договоре предусмотрено, что за несвоевременную поставку товара каждый поставщик уплачивает штраф в размере 0,1% от стоимости не поставленного в срок товара за каждый день просрочки.

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара несет покупатель с момента получения товара на склад от продавца.

Все споры, разногласия и вопросы по договору решаются путем переговоров, при не достижении согласия споры передаются на разрешение в Арбитражный суд, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правильный выбор формы договорных связей, тщательно обдуманное согласование условий договоров, контрактов, является основой успешной хозяйственной и коммерческой предприятий участвующих в торговле.

В магазине «Продукты» заказ товаров осуществляется посредством заявки по телефону или электронной почте, которая отправляется поставщику. Доставка товара осуществляется торговыми агентами оптовых компаний по продаже продуктов. Доставка товара от поставщиков позволяет сократить издержки за счет сокращения звенности товародвижения, а также повысить качество продукции, что особенно ценит покупатель. Товары завозятся регулярно по графикам, поэтому формируется стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча. Хозяйственные связи магазина «Продукты» с поставщиками товаров представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Характеристика хозяйственных связей магазина «Продукты» с поставщиками сырокопченых колбас

Поставщики
Прямые и длительные связи Сложные краткосрочные
ООО «Здоровье» ОАО «Сочинский мясокомбинат»
ОАО «Великолукский мясокомбинат» ООО «Камышинские колбасы Соловьева»
ООО «Мясокомбинат Дубки»  
ОАО «Мясокомбинат Волжский»  
ОАО «Мясокомбинат Краснодарский»  

Таким образом, прямые и длительные связи магазин «Продукты» имеет с поставщиками сырокопченых колбас:

- ООО «Здоровье»;

- ОАО «Великолукский мясокомбинат»;

- ООО «Мясокомбинат Дубки»;

- ОАО «Мясокомбинат Волжский;

- ОАО «Мясокомбинат Краснодарский».

Краткосрочные связи наблюдались с поставщиками: ОАО «Сочинский мясокомбинат» и ООО «Камышинские колбасы Соловьева»

Ежемесячный анализ реализуемого товара помогает определить лидеров продаж, а также продукцию, не пользующуюся спросом. На основе этих исследований составляется рейтинг поставщиков, который представлен в таблице 11.

Таблица 11 – Рейтинг поставщиков сырокопченых колбас магазина «Продукты» за 2015-2016 гг.

Поставщик Объемы поставок Удельный вес в общем объеме поставок, % Объемы поставок, тыс. руб Удельный вес в общем объеме поставок, %
2015г Рейтинг 2015г Рейтинг 2016г Рейтинг 2016г Рейтинг
ООО «Здоровье» 268,3 29,75 279,1 23,39
ООО «Мясокомбинат Дубки» 217,6 24,12 212,8 17,83
ОАО «Великолукский мясокомбинат» 179,2 19,87 204,7 17,15
ОАО «Мясокомбинат Краснодарский» 149,7 16,59 144,1 12,07
ОАО «Мясокомбинат Волжский» 87,2 9,67 91,2 7,64
ООО «Камышинские колбасы Соловьева» - - - - 261,7 21,92
Итого     1193,6    

На основе данных таблицы 11 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общем объеме закупок в 2015-2016 году занимала компания ООО «Здоровье» 29,75% и 23,39% соответственно.

В магазине «Продукты» ежемесячно производится мониторинг цен всех поставщиков на сырокопченые колбасы. Анализ этих данных представлен в таблице 12.

Таблица 12 – Сравнительный анализ цен различных поставщиков, реализуемого в магазине «Продукты»

Наименование поставщика Цены исследуемых образцов сырокопченой колбасы «Московская», руб./кг
Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Образец 5 Образец 6
ООО «Здоровье» - - - -  
ООО «Камышинские колбасы Соловьева» - - - - -
ОАО «Мясокомбинат Волжский» - - - - -
ОАО «Великолукский мясокомбинат» - - - - -
ОАО «Мясокомбинат Краснодарский» - - - - -
ООО «Мясокомбинат Дубки» - - - - -

По данным сравнительного анализа видно, что наиболее привлекательная цена у образца под номером 3 ООО «Мясокомбинат Дубки», что составляет 957 рублей, а менее предпочтительная цена у образца под номером 1 ООО «Здоровье», что составляет 980 рублей. Рассмотрим эффективность реализации сырокопченых колбас в магазине «Продукты», которые представлены в таблице 13.

Таблица 13- Эффективность реализации сырокопченых колбас в магазине «Продукты»

Показатели Образец №1 Образец №2 Образец № 3 Образец №4 Образец №5 Образец №6
Цена реализации, руб/кг 980,00 963,00 957,00 968,00 971,00 969,00
Себестоимость, руб/кг 798,04 779,61 774,95 781,12 782,51 780,56
Закупочная цена, руб/кг 873,86 857,35 851,74 859,17 860,85 858,50
Прибыль, руб/кг 181,96 183,39 182,05 186,88 188,49 188,44
Рентабельность продаж, % 18,56 19,04 19,02 19,30 19,41 19,45
Уровень рентабельности, % 22,80 23,52 23,49 23,92 24,08 24,14

Таким образом, уровень рентабельности сырокопченых колбас в магазине «Продукты» составляет от 22,80 (ООО «Здоровье») до 24,14% (ООО «Камышинские колбасы Соловьева»).

Наши рекомендации