Тактические решения операционного менеджмента
7. Тактика управления запасами и JIT-тактика. Решения по запасам могут быть оптимальными только тогда, когда рассматриваются для удовлетворения заказчика в свете времени задержки, производственных расписаний и планирования людских ресурсов.
8. Тактики составления расписаний. Эффективное расписание производства должно быть разработано, требования на людские ресурсы и оборудование должны быть определены и находиться под контролем.
9. Тактики по качеству. Решения должны быть сделаны для того, чтобы определить требуемое качество. Политика и процедуры должны быть разработаны, чтобы достичь этого качества.
10. Тактики надежности и ремонта. Решения должны быть сделаны в соответствии с желательным уровнем надежности и ремонта. Необходимы планы для воплощения и контроля надежности и ремонта оборудования.
Основные стратегические и тактические решения, упомянутые выше и показанные на рис. 2.3, будут представлены в последующих главах. Эти десять областей, конечно, не могут представить все, что операционные менеджеры делают и должны знать. Например, мы не обсуждаем глубоко организационную теорию, бухучет, работу со штатом или человеческое поведение и коммуникационные навыки. Но все это важно для эффективного операционного менеджера. Более того, как мы видели ранее, эти десять областей решений П/ОМ сильно влияют друг на друга для поддержки миссии П/ОМ.
Рассмотрение П/ОМ-стратегии.Операционный менеджер определяет функции П/ОМ. Успешная стратегия П/ОМ состоит из учета:
1) требований окружающей среды (т.е. того, в каких экономических и технологических условиях компания пытается выполнить свою стратегию);
2) конкурентных требовании (учета сильных и слабых сторон конкурентов, их возможных действий);
3) стратегии компании (возможных ее намерений);
4) жизненного никла товара (т, е. того, на какой стадии жизненного цикла товаров находится компания).
Таким образом, П/ОМ-стратегия также:
q определяет и организует П/ОМ-задачи (т. е. что должна эта особенная П/ОМ-функция делать и как это дело должно быть организовано в связи с другими элементами организации, чтобы приносить вклад в миссию фирмы);
q делает необходимые выборы внутри функции П/ОМ (т. е. на каких особенных задачах П/ОМ должно фокусироваться);
q находит конкурентное преимущество (т. е. какой вклад П/ОМ-функция вносит в уникальную сильную сторону организации).
PIMS-анализ.Дополнительный стратегический взгляд обеспечивается исследованиями Стратегического института планирования. (США). Их программа PIMS (Profit Impact of Market Strategy) (влияние стратегии рынка на прибыль) была разработана вместе с компанией «Дженерал Электрик». PIMS содержит около 100 данных о трех тысячах организаций. Используя собранные данные и сведения об отдаче от инвестиций ROI (Return on Investment) как измерителе успеха, PIMS делает возможным определить также характеристики фирм с высоким ROI. Среди таких характеристик, которые связаны со стратегическими П/ОМ-решениями, следует отметить:
q высокое качество товара по сравнению с конкурентами;
q высокое использование мощности;
q высокую эффективность производства (соотношение расчетной и фактической производительности);
q низкие затраты капитала (сумма капитала, требуемая производством на $ продаж);
q низкие прямые затраты на единицу продукции (по сравнению с конкурентами).
В анализе фирм относительно их силы и слабости эти характеристики могут быть измерены и изменены. Они должны быть рассмотрены как стратегии развития организации.
Стратегия выполнения.П/ОМ-менеджер развивает стратегию, группирует деятельность в организационной структуре и штатах персонала, который будет выполнять работу. Работа менеджера с подчиненными менеджерами включает планы, бюджеты и программы, которые будут успешно обеспечивать стратегии и достижение миссии. Фирмы берутся за организацию выполнения оперативных функций в различных вариантах. Мы определили десять областей решения в П/ОМ-функциях. Каждая фирма будет выполнять их собственными путями, выбирая, как организовать выполнение этих десяти решений. Организационная карта, показанная в главе 1 (рис. 1.2), отражает путь, которым такие фирмы организуют выполнение решений.
Организация оперативных функций и их взаимоотношения с другими частями организации изменяется вместе с П/ОМ-миссией. Например, если краткосрочное планирование аэролиний является доминирующим, предпочтение дней недели, каникул, сезонов, расписаний колледжей и т. д. – все это играет роль в изменении расписаний полетов. В результате планирование аэролинии как П/ОМ-деятельность может быть частью маркетинга организации (обращаемся назад, к рис. 1.2, а). Эффективное планирование в грузовых перевозках отражается на времени перемещения груза. Таким образом, планирование перевозок требует информации о доставке и выборе пунктов, водителях и других частях организации. Когда организация П/ОМ-функций приводит к эффективному планированию воздушных пассажиров и коммерческих перевозок, конкурентное преимущество может быть достигнуто.
В данной главе мы определили десять стратегий и тактик, которые могут использоваться в производстве/операциях. Обсуждение различных стратегических и тактических решений в П/ОМ суммировано в таблице, где приведены характеристики мирового класса П/ОМ-функций:
ОБОБЩЕНИЕ
П/ОМ – главная функция, которая должна способствовать успеху на пути к конкурентоспособности организации. Организация реалистично определяет свои слабые и сильные стороны. Затем развивает эффективную миссию и стратегию, которая применима для этих сильных и слабых сторон и учитывает возможности и угрозы окружающей среды. Если это делается хорошо, организация может иметь конкурентное преимущество и высокий класс производства.