Понятие, состав, структура отрасли, ее экономические границы
Понятие, состав, структура отрасли, ее экономические границы
Народное хозяйство – совокупность взаимосвязанных отраслей, каждая из которых выполняет определенную экономическую функцию и отличается рядом существенных признаков. Группы отраслей народного хозяйства:Отрасли материального производства (в них создается материальный вещественный продукт);Социально-культурная сфера или нематериальное производство (в них создается интеллектуальный и информационный продукт). Отрасли АПК:Пищевая (Пищевкусовая; Мясная; Молочная; Мукомольно-крупяная; Комбикормовая); Машиностроение для промышленного комплекса; Легкая. По экономическому значению отрасли делятся: основные (отрасли, играющие наиболее важную роль, товарные); дополнительные (товарные, способствуют развитию основных отраслей); подсобные (нетоварные, обеспечивают нормальное функционирование основных и дополнительных отраслей). Вспомогательное производство: ремонтные мастерские, гаражи, энергоснабжение, водоснабжение. Подсобное промышленное производство: цеха по переработке и производству. Промыслы: например, изготовление гончарных изделий. Принципы рационального сочетания отраслей:Производство конкурентоспособной продукции при минимальных затратах труда и средств, что обеспечивает получение максимальной прибыли; Учет почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования; Преимущественное развитие тех отраслей, которые технологически и организационно связаны между собой; Рациональное использование и повышение плодородия сельскохозяйственных угодий; Эффективное использование трудовых ресурсов и технических средств; Достижение минимально возможной сезонности производства. Для перерабатывающих предприятий характерна следующая классификация отраслей: основные; вспомогательные; побочные (перерабатывают отходы производства основных отраслей).
Особенности отраслей АПК
Основное средство производства – земля; В качестве специфического средства производства используются живые организмы (экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным); Пространственная рассредоточенность сельскохозяйственного производства; Результаты сельскохозяйственного производства зависят от природных условий; Рабочий период не совпадает с периодом производства. (сезонность); Сезонная продукция продолжает использоваться в самой отрасли; Высокая фондоемкость отрасли, низкая скорость оборота капитала; Условия использования техники, т.е. перемещаются орудия производства, а предметы труда остаются неподвижными; Общественное разделение труда (производство не является узкоспециализированным); Ценовая неэластичность спроса; Высокая конкуренция на рынке.
Значение сельского хозяйства в экономике страны
Сельское хозяйство – одна из самых важных отраслей народного хозяйства любой страны, потому что: сельское хозяйство производит продукты питания; сельское хозяйство производит сырье; является крупным потребителем минеральных ресурсов страны; крупным потребителем материальных ресурсов. От развития сельского хозяйства зависит жизненный уровень и благосостояние населения.От состояния и темпов развития сельского хозяйства во многом зависят основные народнохозяйственные показатели и рост экономики страны. Продукция, производимая в сельском хозяйстве, не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции. Эффективная деятельность многоотраслевой производственной системы зависит от двух факторов: сбалансированность отраслей по ресурсам, темпам развития, объемам производства; деятельность каждого звена, нацеленная на конечный результат.
Ур спец-ии. Диверсификацияя
1 Уровень специализации: Ус=(ТПг/ТП)*100, %, где ТПг – стоимость товарной продукции главной отрасли, ТП – стоимость всей товарной продукции, %. Ели Ус=90 – 100% - хозяйство узкоспециализированное, если 50 – 90% или две отрасли (доля каждой) ≥25% - специализированное, остальные неспециализированные или многоотраслевые. 2 Коэффициент специализации: Кс=100/∑Уi*(2*i-1), где Yi – доля товарной продукции основных отраслей, %, i – порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле суммы выручки, начиная с наивысшего. К<0,2 – низкий уровень специализации, 0,2…0,4 – средний, 0,4…0,6 – высокий, >0,6 – глубокая специализация, К=1 – хозяйство считается моноотраслевым. Диверсификация– это одновременное развитие многих несвязанных друг с другом видов производств, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Диверсификация продукции – увеличение числа модификаций одного и того же вида продукции. Углубление специализации может происходить за счет:
Сокращения числа товарных отраслей; Увеличения объема производства продукции главной отрасли на основе интенсификации; Увеличения товарности главной отрасли. Значение специализации:Обеспечивает рост валовой и товарной продукции, улучшение ее качества и, следовательно, повышение конкурентоспособности; Создает благоприятные условия для НТП и перевода отрасли на индустриальный путь развития; Позволяет совершенствовать формы организации труда, способствует повышению квалификации кадров; Способствует более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов; Способствует повышению экономической эффективности производства.
ВП с/х-ва и пути ее увел-ия
Валовая продукция-ВП-общий V прод.за опред.промежуток t.ВП учитывается в натур.и стоимостном выражении,м/т учитываться в сопоставимых ценах, по себест-ти,в текущих ценах. Методы опред-я ВП: 1.Метод валового оборота-при расчете суммир-ся прод.,произведенная за опред.период t всеми подразделениями независимо от того,реализовалсь эта прод./исп-лась внутри п/п-я; 2.Метод разницы м/у валовым и внутризаводским оборотомВП=ВО(валов.оборот)-Вз(внутризаводской оборот-ст-ть прод.,произвед-й одними цехами и потребленной др.в теч.1-го и того же периода); 3.ВП=ТП(тов.прод.)+(Нн-Нк-остатки на нач.и конец года).
Каналы реализ-и прод
Каналы реализ-и-сов-ть орг-й и лиц,кот.выступают как посредники /участники сбыта,принимают д/себя /поручают передать др.лицу право собств-ти на тот/иной товар. Виды каналов реализ-и: прямые-продвиж-е тов.непосредственно от производителя до потребителя; косвенные-реализ-я связана с исп-ем независимых посредников. Основные каналы реализ-и с/х прод:продажа гос-ва-продажа фед. И региональномуфонду; свободная реализ-я: -на рынке,раб-кам П-я и местному населению,по договорам и обязат-вам,П-ям и орг-ям на бирже,др.орг-ям и П-ям рознич.торг.,натур.оплата; на общественное питание. Пути реализ-и с/х прод.
С/Х орг-ии: -переработка и заготовит.орг-и(П-я оптовой торг.→П-я рознич.торг.→конеч.потребитель); -еженедельные рынки. Выбор пути реализ-и прод.связан с определ.затратами(трансакционные). Пути снижения трансакционных затрат:наличие сист.инфо-х рынков; обеспеченность товаропроизводителей законодат.актами и др.юр.и норматив.документацией; возм-ть перемещения прод.в эк-ком пространстве; выбор путей сбыта прод.
Пок-ли эк эф-ти
Способы опред-я эк-кой эфф-ти: сопоставление эффектов и ресурсов; сопоставление эффекта и затрат. Ресурсный потенциал-сов-ть трудовых природных и мат-х ресурсов,кот.определ.кол-вом, качеством и внутренней стр-рой каждого ресурса. Производственный потенциал-объективная способность П-я производить прод., кот.зависит от кол-ва,качества и соотношения мат-х,трудовых и природных ресурсов. Показатели эк-кой эфф-ти:1.абсолютные показатели-валовый доход: ВД=ВП-MЗ(мат.затраты)
Чистый доход: ЧД=ВП-ПЗ(пр-ные затраты); ЧД=ВД-ОД
Прибыль-эк-ая категория,хар-щая фин.рез-т деят-ти П-я.
ВП-это общий V прибыли П-я от всех видов деят-ти.
Прибыль от реализ-и: П=В(выручка)-С/с(себест-ть реализов.прод.)
Чистая прибыль ЧП=Пв(валов.прибыль)-Н(налоги,невошедшие в себест-ть прод.). 2.относительные показатели эк-кой эфф-ти-ур-нь рентабельности: отнош-е приб.от реализ.к себестоим.прод.,%: Ур=
Окупаемость затрат: Оз=
Норма прибыли-хар-ет эфф-ть пр-ва: , где П-прибыль от реализ-и; Фо и Фоб.-осн.и оборот.фонды.
Воспр-во в с/х-ве
Процесс воспр-ва-это проц.пр-ва,рассм-мый в постоянном возобновлении. Виды воспр-ва:1. Суженное-Vпр-ва уменьшается.Ухудш-ся как кол-ные, так и качеств-е показ-ли; 2. Простое- Vпр-ва остаются неизменными.Предполагается возобновление пр-ва в прежнем кол-ве и в том же качестве.Выступает эк-кой основой в стабилиз-ии пр-ва. 3. Расширенное- Vпр-ва возрастают от цикла к циклу.Создается большее кол-во прод.за счет достиж-й НТП. Особенности процесса воспр-ва в с/х:эк.проц.воспр-ва переплетается с естественным; на проц.воспр-ва большое влияние оказывают природ.усл-я; гл.ср-во пр-ва земли не воспроизводится,повышение плодородия почвы- непременное усл-е расшир.воспр-ва отрасли; сезонный хар-р пр-ва; годичный цикл воспр-ва соотв-щий срокам пр-ва осн.видов прод-и; ряд прод-ов с/х принимают участие в произв-ном процессе в качестве ср-в пр-ва. Усл-я осуществления расшир.воспр-ва: Создание отлаженного эк.механизма, установление паритета цен при обмене м/у с/х и промыш-ой прод-ей; Постоянное возмещение потребленных ср-в пр-ва в стоимостном и натур.выражении. Обеспечение накоплений д/доп.приобрет-я рес-ов; Бесперебойный кругооборот ср-в,проходящий стадии пр-ва,распред-я, обмена и потребления; Оснащение необх-ми ср-вами пр-ва. Источники расшир.воспр-ва:1.собственные ср-ва: - прибыль; - дифф.рента; - часть собств-х с/х прод.(корма,семена,скот); 2.заемные ср-ва-кредиты; 3.привлеченные ср-ва: - паевые взносы; - дотации; - компенсации. Показ-ль расшир.воспр-ва: - прирост валовой продукции ПВП= .
Инвестиции и кап вложения
Инвестиции – долгосрочные вложения на приобретение осн-х фондов и оборотных ср-в в прц.хоз.деят-ти. Различают финансовые (влож-я в ценные бумаги) и реальные (капиталовложение в осн.и об.фонды П-я) инвестиции. Капит.влож-я дают определ.эффект от их применения ч/з определенное время после их перехода в осн-е фонды. Возвратность инвестиций определяется уровнем возвратности: , Ик – общий размер инвестиций. Уровень возврата инвестиций сравнивают с %-ой ставкой за кредит. Если ур-нь возвратности выше % ставки, то товаропроизводителю целесообразно увеличить капит.влож-я. Предельная эфф-ть инвестиций – ставка % за кредит, при кот.устанавливается равновесие цены спроса и цены предложения капит.товара.Определение эк-ой эфф-ти кап.влож-йЭк-я эфф-ть кап.влож-й предст.собой соотношение достигнутого эффекта и размера влож-й. Эфф-ть кап.влож-й определяют при выборе их направлений и эк.обоснования наилучших вариантов развития. Эк-я эфф-ть кап.влож-й рассчитывается: - по народному хоз-ву в целом; - по отраслям нар.хоз-ва; - по хоз.объединениям и нар.хоз-ам; - при разработке отдельных соц-о-эк-их проблем развития отраслей; - при оценке рез-ов вып-я планов кап.строит-ва и др.мероприятий. Направления расчета эк-ой эфф-ти кап.влож-й:1.расширение,реконструкция и технич.перевооружение действующих П-й; 2.непроизводственная сфера и охрана окр.среды; 3.сфера обращения произведенной прод. и научно-исследовательские и проектные работы. Показатели эфф-ти кап.влож-й:1.прирост нац-го дохода; 2.отношение прироста нац.дох.в сопоставимых ценах к кап.влож-ям,вызвавшим этот прирост; 3.эфф-ть кап.влож-й в отрасль , - прирост чистой прод.(в сопоставимых ценах- ); К –размер кап.влож-й; 4.эфф-ть кап.влож-й с точки зрения объединений,П-й,подразделений
, - прирост прибыли за год в фактич.ценах; 5.эфф-ть вновь строящихся объектов,отдельных мероприятий , ц – v годов.выпуска прод.в оптовых ценах; кс – сметная ст-ть строящегося объекта/кап.влож-й на осущ-е мероприятий; 6.эфф-ть снижения себест-ти , с1-с2 – себест-ть до осущ-я мероприятий и после; к2-к1 – кап.влож.после внедрения и до. Расчет эфф-ти кап.влож-й заканчивается сопоставление получ.рез-та с нормативом. Если показатель эфф-ти выше норматив.ур-ня, то кап.влож.признаются эфф-ми. Ен= 0,06…0,07. Норматив общей эфф-ти кап.влож.м/т возрастать по мере повыш-я производит-ти труда,ускорения НТП,снижения материалоемкости и фондоемкости прод.
Экономика садоводства
Районы: Северо-Кавказский; Центральный; Поволжский; Центрально-Черноземный. Породно-сортовой состав: Яблони (65-70%); Вишня <10%; Слива ≈5%; Груша ≈5%; Ягодники (<5% всего садоводства) (смородина; земляника; малина крыжовник). Наибольшее развитие садоводство получило в ЛПХ. Основная масса продукции – на собственное потребление. С/х организации мало занимаются, фермеры не занимаются. Особенности: Многолетние насаждения относятся к основным средствам производства; Закрепленность многолетних насаждений; Невозможность перепрофилировать производство. Показатели: Урожайность; Затраты труда; Себестоимость ед. продукции; Прибыль от реализации продукции садоводства; Прибыль в расчете на 1 га плодоносящих насаждений; Уровень рентабельности; Срок окупаемости капитальных вложений на закладку и выращивание садов и ягодников:
К – капитальные вложения, П – годовой размер прибыли, Т – время выращивания растений от момента посадки до начала плодоношения. Пути повышения экономической эффективности:Улучшение породного и сортового состава насаждений; Выбор оптимального типа насаждений; Интенсификация производства; Развитие службы маркетинга.
Экономика кормопроизводства
Кормовая база – объем и структура заготовки кормов, а также источники их получения. Требования, предъявляемые к кормовой базе:Полное и гарантированное снабжение всего поголовья скота основными видами кормов в течение года при обязательном создании обязательного страхового фонда; Обеспечение полноценных рационов кормления для каждого вида и половозрастной группы скота на всех этапах их содержания и развития; Технология содержания и кормления скота должна быть увязана с технологией производства, хранения, доработки и раздачи кормов. Производственные процессы должны быть механизированы. По характеру происхождения выделяют 3 группы кормов: растительные (95% в рационе КРС) (концентрированные; грубые (сено, сенаж, солома); зеленые (трава пастбищ, зеленая подкормка); сочные (силос, корнеплоды, картофель)); животные корма (молоко, обрат, мясная, рыбная, костная мука); минеральные корма. [производство привязано к растениеводству и животноводству] Группы районов по производству кормов: Районы наиболее интенсивного кормопроизводства: Центрально-Черноземный; Среднеинтенсивное кормопроизводство: Центральный, Северо-Западный, Уральский, Поволжский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский; Районы малоинтенсивного кормопроизводства: Дальневосточный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский. Эффективность кормопроизводства – результативность производственной деятельности в отрасли.
Урожайность кормовых культур; Выход валовой продукции кормовых единиц, переваримого протеина и кормопротеиновых единиц (КПЕ) с 1 га посева кормовых культур; Выход ВП и КПЕ на 1 рубль производственных затрат; Себестоимость 1 ц кормов в натуральном измерении, 1 корм. ед., 1 КПЕ; Производство ВП и КПЕ на 1 чел-ч прямых затрат труда; Прямые затраты труда на 1 ц кормю ед. КПЕ=(К+10*П)/2, К – содержание корм. единиц, П – содержание перев. протеина. Факторы эффективности кормопроизводства:Природно-биологические (климат, почва, рельеф, водный режим, виды и сорта кормов); Технические (обеспеченность машинами, оборудованием, их качество); Технологические (система агротехнических мероприятий, сроки, севообороты); Организационные (нормирование, оплата труда, стимулирование работников); Экономические (цены, финансирование); Социальные (демографическая ситуация, социальные мероприятия); Экологические (загрязненность воды, воздуха). Пути повышения:Рациональная организация производства кормов; Повышение урожайности кормовых культур; Освоение экономически обоснованных севооборотов; Оптимизация структуры посевов кормовых культур; Механизация производства и заготовки кормов; Эффективное использование кормов; Сбалансированность рационов.
Экономика скотоводства
Основные виды продукции: Молоко; Мясо; Кожевенное сырье. Направления использования КРС: Молочное (65%). Это направление развито в пригородных районах; Молочно - мясное (наиболее распространено в России); Мясо – молочное; Мясо (мало развито). Скотоводство размещено повсеместно. Лидер по поголовью КРС: Уральский экономический район (18%). Лидером являются ЛПХ, потом СХП, на 3-ем месте ФХ. Продукция отрасли является скоропортящейся. Показатели экономической эффективности:Надой молока на 1 корову; Выход телят на 100 коров; Расход кормов на 1 ц продукции; Затраты труда на 1 ц продукции; Себестоимость ед. продукции; Прибыль от реализации молока; Уровень производительности производства. Пути повышения экономической эффективности:Увеличение продуктивности животных за счет лучшего кормления; Улучшение селекционно-племенной работы и интенсификация производства стада; Внедрение прогрессивных технологий; Повышение заинтересованности работников в результатах своего труда; Совершенствование экономического механизма в отрасли.
Экономика свиноводства
Свиноводство – высокодоходная отрасль животноводства. Свиньи всеядны, более скороспелые, чем КРС, дают больше потомства, чем КРС. Разводимые в России породы свиней по направлению и продуктивности можно условно разделить на 3 группы: мясосальные; беконные; сально-мясные. При выборе пород для разведения предпочтение отдают мясным породам. Свиноводство размещено повсеместно (10-15% по каждому району).
Все свиноводческие хозяйства по специализации и характеру воспроизводства поголовья можно отнести к одному из следующих типов: Племенные предприятия (сравнительно небольшое количество основных маток, хозяйство занимается выращиванием и реализацией племенного молодняка); Хозяйства с законченным циклом производства (в них осуществляется репродукция, выращивание и откорм) (наиболее эффективны); Репродукторные хозяйства (специализируются на получении поросят и выращивании их до 4хмесячного возраста); Откормочные предприятия (они закупают поросят в возрасте 3-4 месяцев для последующего откорма). По видам предприятий: СХП – 1 место (ок. ½ всего поголовья свиней); ЛПХ – 2 место (>40%); ФХ – 3 место. Показатели экономической эффективности:Натуральные показатели (Продуктивность свиней – это среднесуточный прирост живой массы молодняка или свиней на откорме; Количество произведенной свинины (в живой массе на 1 основную, 1 среднегодовую матку, 1 голову на откорме); Плодовитость свиней, т.е. выход приплода на 100 маток; Выход деловых поросят на 1 основную или проверяемую матку (это отношение количества поросят, выживших к двухмесячному возрасту к количеству маток); Продолжительность выращивания и откорма свиней до установленных кондиций; Воспроизводство свинины на 100 га пашни; Оплата корма (расход корма на ед. прироста); Производительность труда); Стоимостные показатели (Производство валовой и товарной продукции на 100 га пашни; Производство валовой продукции на 1 среднегодового работника отрасли; Себестоимость 1 ц прироста живой массы, 1 головы выращенного молодняка; Прибыль от реализации 1 ц живой массы; Уровень рентабельности (уровень окупаемости)). Особенности отрасли: Отсутствие явновыраженной сезонности; Свинина относится к продуктам первой необходимости =>; Спрос на нее достаточно стабилен; Имеется рынок прямого и опосредованного спроса (могут идти на переработку); Отрасль обладает большой гибкостью в отношении масштабов производства; Много специализированных предприятий; Многоплодие, скороспелость, короткий эмбриональный период, высокий выход продуктов убоя. Пути повышения экономической эффективности: Племенная работа; Механизация основных производственных процессов; Рациональная организация воспроизводства стада; Организация прочной и устойчивой кормовой базы; Применение маркетинговых методов; Сокращение числа посредников при реализации продукции; Государственная поддержка развития отрасли.
Экономика овцеводства
От овец получают шерсть, шубные и меховые овчины, каракульские смушки, мясо, молоко, сало. Овцеводство способствует лучшему использованию с/х угодий. Все породы овец по виду продукции подразделяют на несколько направлений: тонкорунные; полутонкорунные; полугрубошерстные; шубные; смушковые; мясосальные; мясо-шерстно-молочные; грубошерстные; мясошерстные-грубошерстные. Основные зоны: Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский. Ведущая роль принадлежит ЛПХ, потом СХП и ФХ. Показатели экономической эффективности:Среднегодовой настриг шерсти с 1 овцы; Среднесуточный прирост живой массы; Выход ягнят на 100 овцематок; Затраты труда на 1 ц шерсти и 1 ц прироста; Расход кормов на единицу продукции; Себестоимость 1 ц шерсти и 1 ц прироста; Прибыль от реализации продукции; Уровень рентабельности производства шерсти, мяса и в целом по овцеводству. Пути повышения экономической эффективности:Укрепление кормовой базы; Совершенствование организации воспроизводства стада; Переход отрасли на промышленную основу; Система мер государственной поддержки.
Экономика птицеводства
Отрасль птицеводства обеспечивает продуктами питания (яйцо, мясо), сырьем для легкой промышленности (перо, пух), птичий помет используется в качестве ценного удобрения. Особенности отрасли птицеводства: (на кур приходится 95% всего птицеводства) отсутствует сезонность производства; продукция производится и реализуется равномерно в течение года; продукция птицеводства относится к продуктам первой необходимости, т.е. спрос достаточно устойчив; присутствует рынок прямого и опосредованного спроса; большая гибкость в изменении масштаба производства; основными производителями являются специализированные предприятия с полным циклом производства; существенная зависимость от зернового рынка. Производство получило распространение на территории всей страны. Особенно развито там, где: развито зерновое хозяйство; в индустриальных районах (крупные города, потребление больше). Главные производители – специализированные СХП. 2-е место – ЛПХ. ФХ – не занимаются птицеводством. Импортная продукция достигает 60%. Показатели экономической эффективности:продуктивность, т.е. яйценоскость кур и среденсуточный прирост; затраты труда на 1000 яиц и 1 ц прироста; расход кормов на ед. продукции; себестоимость 1000 яиц и 1 ц прироста; прибыль от реализации продукции птицеводства; уровень рентабельности производства яиц, мяса птицы и в целом отрасли.
Понятие, состав, структура отрасли, ее экономические границы
Народное хозяйство – совокупность взаимосвязанных отраслей, каждая из которых выполняет определенную экономическую функцию и отличается рядом существенных признаков. Группы отраслей народного хозяйства:Отрасли материального производства (в них создается материальный вещественный продукт);Социально-культурная сфера или нематериальное производство (в них создается интеллектуальный и информационный продукт). Отрасли АПК:Пищевая (Пищевкусовая; Мясная; Молочная; Мукомольно-крупяная; Комбикормовая); Машиностроение для промышленного комплекса; Легкая. По экономическому значению отрасли делятся: основные (отрасли, играющие наиболее важную роль, товарные); дополнительные (товарные, способствуют развитию основных отраслей); подсобные (нетоварные, обеспечивают нормальное функционирование основных и дополнительных отраслей). Вспомогательное производство: ремонтные мастерские, гаражи, энергоснабжение, водоснабжение. Подсобное промышленное производство: цеха по переработке и производству. Промыслы: например, изготовление гончарных изделий. Принципы рационального сочетания отраслей:Производство конкурентоспособной продукции при минимальных затратах труда и средств, что обеспечивает получение максимальной прибыли; Учет почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования; Преимущественное развитие тех отраслей, которые технологически и организационно связаны между собой; Рациональное использование и повышение плодородия сельскохозяйственных угодий; Эффективное использование трудовых ресурсов и технических средств; Достижение минимально возможной сезонности производства. Для перерабатывающих предприятий характерна следующая классификация отраслей: основные; вспомогательные; побочные (перерабатывают отходы производства основных отраслей).
Особенности отраслей АПК
Основное средство производства – земля; В качестве специфического средства производства используются живые организмы (экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным); Пространственная рассредоточенность сельскохозяйственного производства; Результаты сельскохозяйственного производства зависят от природных условий; Рабочий период не совпадает с периодом производства. (сезонность); Сезонная продукция продолжает использоваться в самой отрасли; Высокая фондоемкость отрасли, низкая скорость оборота капитала; Условия использования техники, т.е. перемещаются орудия производства, а предметы труда остаются неподвижными; Общественное разделение труда (производство не является узкоспециализированным); Ценовая неэластичность спроса; Высокая конкуренция на рынке.