Тема 9. Прибыль и рентабельность производства

1. Понятие прибыли в экономической науке.

2. Источники получения доходов, его распределение.

3. Экономическое содержание прибыли.

4. Рентабельность, методы её расчета

1.Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход. Созданный в сфере материального производства , и выполняет ряд функций .

Во- первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во- вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем , что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом. Финансовых ресурсов предприятия. Поэтому, предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Её величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на её производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции , но и от других видов деятельности, которые её либо увеличивают , либо уменьшают . Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Её название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс вне реализационные доходы ( доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятии, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус вне реализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей , убытки от списания долгов и т.д.)

Кроме того , выделяется валовая прибыль , которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операции с основными фондами , нематериальными активами и иным имуществом.

Таким образом , балансовая прибыль может быть определена по формуле :

Пб = +Пр + Пи + Пв.о. , где (47)

Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции , выполнения работ и оказания услуг,

Пи – прибыль (убыток ) от реализации имущества предприятия,

Пв.о. – доходы (убытки ) от внереализационных операции.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции , выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся : ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции , уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам , которые не зависят от деятельности предприятия, относятся : конъюнктура рынка , уровень цен на потребляемые материально – технические ресурсы , нормы амортизации, системы налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличения объема выпуска продукции, улучшения качества продукции, повышения отпускных цен и снижения издержек производства и реализации продукции . Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле:

Пр = (Цi – Сi )* Vi , где (48)

Цi – отпускная цена единицы i–ой продукции,

Сi – себестоимость единицы i–ой продукции,

Vi – объем реализации i-ой продукции,

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом

отчислении в резервные фонды, доходов по видам деятельности , освобожденной от налогообложения , отчислении на капиталовложения .

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль .

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды, различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений , как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятии.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятии. Эффективность его использования зависит от знания коъюнктуры рынка и умение постоянно адаптировать под неё развитие производства . Здесь, по сути , все сводиться к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов пользующим стабильным и высоки способом) во- вторых , от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена , строки поставок, обслуживания покупателей , после продажное обслуживание и т.д.); в-третьих , от объемов производства (чем больше объем продаж , тем больше масса прибыли); В-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства .

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия , т.к.:

- прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),

- прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно – конструкторские работы), обеспечивающие НТП,

- за счет прибыли финансируется затраты на социальные нужды;

- прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от неё зависят инвестиции.

- Кроме того, прибыль предприятия имеет большое широкое значение , т.к. из неё выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов , за счет которых формируется бюджет государства.

2. Источники получения доходов, его распределение Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ .услуг)

Из приведенного определения следует , что её происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам , складывающим на основе спроса и предложения . Валовой доход предприятия- выручка от реализация продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия , включает в себя оплату труда и прибыль . Связь между ними показана на таблице:

Таблица 5. Валовой доход предприятия

  Валовой доход
  Материальные затраты Оплата труда   Прибыль
Издержки производства (себестоимость) Чистый доход
Объем реализации
     

Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда , так и росте прибыли , поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания , Но и расширения производства , а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует , что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремится если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг , но и обеспечивать динамичное развитие его производство в условиях конкуренции . В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождения методов по лучшему их использованию.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли :

- первый источник образуется за счер монопольного положения проедприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельности . Практически он касается всех предприятии. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умение постоянно адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь, по сути , все сводиться к проведению соответствующего маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

- во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов пользующим стабильным и высоким спросом);

- во- вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, строки поставок, обслуживания покупателей, после продажное обслуживание и т.д.);

- в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

- третий источник – проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление

выпускаемой продукции, обеспечение её конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль - это сумма прибылей (убытков) предприятия. как от реализации продукции, так и от доходов (убытков), не связанных с её производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально – вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операции, предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связана с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в её балансе, составляемым по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элементов:

- прибыль (убыток) от реализаций продукций , выполнение работ, оказание услуг;

- прибыль (убыток) от реализаций основных средств, их прочего выбытия, реализаций иного имущества предприятия;

- финансовые результаты от внереализационных операции.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектам;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов порядок и исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении и после уплаты налогов не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие и только в остальной части - на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль,т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из неё взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот, стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благоприятные цели, финансирования природоохранных мероприятии, расходов по содержанию объектов и учреждении социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятии, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли – одно из направлении внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятия фиксируется в уставе предприятия и определяется положением , которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия . В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части . Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

Валовая прибыль
  Чистая прибыль     Налог на прибыль
Фонд накопления     Фонд потребления   Резервный фонд   Фонд социальной сферы   Прибыль к распр. между учредителями (акционерами)
  Фонд валютных отчислении       Нераспределенная прибыль

Рисунок 1. Схема распределения прибыли

При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Неопределенная прибыльв широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и не распределенная прибыль прошлых лет, свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятии.

3. Экономическое содержание прибыли.Поскольку в условиях рыночной экономики основной и конечной целью хозяйственной деятельностью предприятия является получение прибыли, а не убытка, необходимо сосредоточить все свое внимание на этом показателе.

Образование прибыли включает анализ дохода от реализации продукции (работ, услуг), доход от прочей реализации , доход от вне реализационных операций, анализ балансовой прибыли, чистого дохода.

Наши рекомендации