Методы принятия решений в п/ом

методы принятия решений в п/ом - student2.ru

Глава 3

ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Эта глава на примерах рассматривает процесс принятия реше­ний, который операционные менеджеры используют в качестве помощи в достижении их организационных целей. Известно, что этот процесс включает в себя шесть шагов:

1. Определение проблемы.

2. Постановка целей.

3. Формирование модели.

4. Определение альтернативных решений.

5. Выбор лучшей альтернативы.

6. Осуществление решения.

Существует множество разновидностей моделей, которые бу­дут представлены в этом практикуме, – они включают модели схематические, алгебраические, прогнозирования, контроля каче­ства, теории принятия решений, очередей, имитационные, теории запасов и сетей. Одни из наиболее широко используемых моделей в операционных решениях – это модели теории принятия реше­ний. Деревья решений и таблицы решений особенно успешно применимы в принятии решений в условиях риска и неопределен­ности. Инвестиции в исследование и развитие, в предприятия и оборудование и в каждую новую стройку и новую структуру должны быть проанализированы с точки зрения теории решений. Проблемы в контроле запасов, агрегатном планировании, ремон­те, планировании и производственном контроле являются только малой частью других приложений теории принятия решений.

ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ

Задача 3.1

Ежедневный спрос на ящики с напитком в продуктовом мага­зине может быть пять, шесть или семь ящиков. Покажем дерево решений, которое иллюстрирует альтернативы запасов пяти, шес­ти или семи ящиков.

Решение

Дерево решений показано на рис. 3.1.


методы принятия решений в п/ом - student2.ru

Задача 3.2

Группа медиков собирается открыть частную медицинскую фирму. Если рынок будет благоприятным, они будут иметь при­быль $100000. Если рынок неблагоприятный, они понесут потери $40000. Они также могут осуществить маркетинговое исследова­ние, которое стоит $5000. Результаты исследования могут быть благоприятными или неблагоприятными.

Медики хотят построить дерево решений и отразить на нем свою денежную отдачу. Дерево решений показано на рис. 3.2.

методы принятия решений в п/ом - student2.ru

Решение

В определении денежной отдачи для каждой ветви необходимо вычесть $5000 для тех ветвей дерева, где исследования проводи­лись, т. е. для шести ветвей.

Далее, когда отдача определена для каждого исхода, или ветви дерева решений, следующий шаг состоит в установлении веро­ятностей каждого состояния внешней среды (см. рис. 3.3). Такие вероятности должен определить менеджер, принимающий реше­ние на рынке. Тогда мы можем анализировать полностью дерево решений.

методы принятия решений в п/ом - student2.ru

Из решения, отраженного на рис. 3.3, очевидно, что группа исследования рынка приглашается. Если исследование благопри­ятное, клиника должна быть построена, если нет, то клинику строить не будут. Решение с участием маркетинговой группы дает отдачу $36140, а без участия исследователей и при строительстве клиники приносит $30000. Тогда лучшее решение – проводить исследование и принимать решение на основе полученных реко­мендаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

1. Опишите каждый шаг процесса решения.

2. Почему операционные менеджеры строят модели? Что де­лает эти модели наиболее успешными?

3. Приведите пример хорошего решения, которое может по­влечь за собой плохой результат. Также приведите пример плохого решения, которое дало хороший результат. Почему каждое реше­ние было хорошим или плохим?

4. Что такое альтернатива? Что значит состояние природы?

5. Обсудите разницу между решениями, которые принима­ются в условиях определенности, риска и условиях неопределен­ности.

6. Опишите значение показателей EMV и EVPI. Приведите пример, в котором менеджеру может помочь EVPI.

7. Какая техника используется в принятии решений в услови­ях неопределенности? Какая техника используется для пессимис­тических решений?

ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ

Задача 3.1. ПК

Частный предприниматель имеет возможность установить у себя больше оборудования. Его альтернативы показаны в следую­щей таблице:

Оборудование Благоприятный рынок, $ Неблагоприятный рынок, –$
D1
J
TX

Этот предприниматель всегда был готов принимать очень оптимистичные решения.

а) К какому типу решений предприниматель обратится?

б) Какой критерий решения он будет использовать?

в) Каков лучший вариант?

Ответ 3.1: а) принятие решений в условиях неопреде­ленности;

б) maximax – критерий;

в) D1.

Задача 3.2. ПК

Женщина – предприниматель собирается открывать ресторан недалеко от университетского городка. По одному плану проект включает бар с продажей пива, другой план не включает бар. В том и другом случае ее шансы на успех будут .6 (и на провал .4). Ежегодный доход, включая бар, равен $325000. Без бара доход составит только $250000. Провал при наличии бара был бы оценен $70000, а без бара – $20000. Выберите вариант для предпринимателя, используя показатель денежной отдачи как крите­рий решения. Должен ли бизнес-план включать бар?

Ответ 3.2. включая бар, ЕМV = $167000.

Задача 3.3

Предприятие является малым поставщиком химикатов и обо­рудования, используемых в фотографии. Один товар, поставляе­мый им, – это ВС-6. Менеджер обычно имеет запас 11, 12 или 13 ящиков ВС-6 на каждую неделю. За каждый проданный ящик полученная прибыль равна $35. Так как ВС-6 является реактивом с коротким сроком годности, то в случае непродажи его к концу недели менеджер должен его уничтожить. Он теряет $56 в каждом случае, когда что-то не продал в конце недели. Вероятность продажи 11 ящиков – .45, 12 ящиков – .35, и вероятность продажи 13 ящиков – .2.

а) Что вы рекомендуете менеджеру делать?

б) Если возможно добавить в ВС-6 ингредиенты, его стабилизирующие, как изменятся ваши рекомендации относительно запа­са ВС-6?

Ответ 3.3: а) запас 11 ящиков;

б) запас 13 ящиков.

Задача 3.4. ПК

Малый производитель ряда продуктов из сыра определяет, сколько ящиков сыра производить каждый месяц. Вероятность, что спрос будет 6 ящиков, равна .1, семь – .3 и восемь – .5, де­вять – .1. Затраты на каждый ящик – $45, а цена – $95. В слу­чае непродажи ящика к концу месяца он списывается как испор­ченный. Сколько ящиков сыра должно производиться каждый месяц?

Ответ 3.4: 8 ящиков.

Задача 3.5

Главный инженер предприятия решает, строить или не строить новую производственную линию, использующую высокую техно­логию. Если новое оборудование заработает, компания будет по­лучать прибыль $200000. Если не заработает, то компания полу­чит убыток $150000. Главный инженер считает, что шансы на неуспех нового процесса – 60 %.

Другое решение – проводить дополнительное исследование и тогда решать, пускать или не пускать новую линию. Такое иссле­дование требует затрат $10000. Главный инженер считает, что шанс 50 : 50, что исследование даст благоприятный результат. Если оно успешно, то вероятность того, что оборудование будет работать, – 90 %. Если нет, то только 20 % составляют шанс, что оборудование будет работать. Перед лицом главного инженера – дилемма. Должен ли он проводить исследование и затем прини­мать решение? Помогите ему проанализировать эту проблему теории решений.

Ответ 3.5:проводить исследование; если оно успеш­но, пускать оборудование, если нет – то не пускать; EMV = $72500.

Задача 3.6

Президент компании решает, строить или нет промышленноепредприятие. Его решения сведены в следующую таблицу:

Варианты Благоприятный рынок, $ Неблагоприятный рынок, –$
Строить большой завод
Строить малый завод
«Ничего не делать»
Вероятность .4 .6

а) Постройте дерево решений.

б) Определите лучшую стратегию, используя критерий EMV.

в) Какое значение имеет стоимость совершенной информа­ции (EVPI)?

Ответ 3.6: б) малый завод с EMV = $26000; в) EVPI = $134000.


Задача 3.7

Промышленное предприятие получает выключатели от двух поставщиков. Качество выключателей от этих поставщиков пока­зано ниже.

Процент дефектов Вероятность для поставщика А Вероятность для поставщика В
.70 .30
.20 .40
.10 .30

Объем поставки 10000 выключателей. Неисправный выключа­тель может быть отремонтирован за $0.50. Хотя качество у постав­щика В ниже, но он просит за 10000 выключателей на $37 меньше, чем поставщик А.

а) Нарисуйте дерево решений.

б) Какой поставщик будет использоваться?

Ответ 3.7: б) поставщик А.

Задача 3.8

Используя данные задачи 3.7, определите изменение цены для поставщика В, чтобы уравнять его с другим поставщиком.

Ответ 3.8: $60.

Задача 3.9. ПК

Женщина – владелица бензоколонки думает о том, каков дол­жен быть размер ее станции. После полного анализа маркетинго­вых факторов, относившихся к производству бензина и спросу на него, она разработала следующую таблицу:

Размер станции Хороший рынок, $ Средний рынок, $ Плохой рынок, –$
Маленькая
Средняя
Большая
Очень большая

а) Разработайте дерево решений для этой таблицы.

б) Каково maximax-решение?

в) Каково maximin-решение?

г) Каково равновероятное решение?

Ответ 3.9: б) большой размер;

в) маленький размер;

г) большой размер.

Задача 3.10

Используя данные задачи 3.9, разработайте дерево решений и определите лучшее решение, базирующееся на критерии наивыс­шей денежной отдачи. Принимайте каждый выход равноверо­ятным.

Задача 3.11

Предприниматель собирается открыть велосипедный магазин. Он может открыть маленький магазин, большой магазин или ничего не открывать. Возможна пятилетняя аренда здания под магазин, и предприниматель хочет сделать корректное решение. Он также собирается пригласить своего профессора по курсу маркетинга для маркетингового исследования, которое покажет состояние рынка для его сервиса. Из исследования видно, будут ли результаты сервиса благоприятными или неблагоприятными. Постройте дерево решений для предпринимателя.

Задача 3.12

Предприниматель в задаче 3.11 сделал такой анализ решения о своем магазине велосипедов. Если он открывает большой магазин, то будет зарабатывать $60000, если рынок благоприятный, но будет нести потери $40000, если рынок неблагоприятный. Ма­ленький магазин будет приносить $30000 прибыли при благо­приятном рынке и $10000 потерь, если рынок неблагоприятный. В настоящее время предприниматель считает, что существует шанс 50 : 50, что рынок будет благоприятным. Его профессор по маркетингу назначил цену $5000 за маркетинговое исследование. Он оценил, что существует вероятность .6 того, что исследование рынка будет успешным. Вероятность .9 определяет благоприят­ный рынок при успешном результате исследования. Кроме того, только .12 составляет вероятность благоприятного рынка, если результаты исследования рынка неблагоприятные. Постройте де­рево решений задачи 3.12, которое поможет предпринимателю решить, что ему делать.

Ответ 3.12:делать исследование и открывать большой магазин, если результат будет благоприят­ным, если нет, то ничего не открывать.

Задача 3.13

Предприниматель не знает, что ему делать: он может открыть большой отдел проката видеокассет или маленький отдел в своем магазине; он может также собирать информацию, результаты будут показывать благоприятный или неблагоприятный рынок, но это будет стоить ему $3000 за информацию. Предприниматель считает, что имеется шанс 50 : 50, что информация будет благо­приятной. Если рынок проката благоприятный, предприниматель будет получать доход $15000 в большой отделе или $5000 в маленьком. При неблагоприятном рынке проката видеокассет убыток составит $20000 при большом отделе и $10000 при ма­леньком отделе. Благоприятный отчет при изучении рынка повы­шает вероятность существования благоприятного рынка до .9. Кроме того, неблагоприятный рыночный отчет понижает вероят­ность благоприятного рынка проката до .4. Что вы посоветуете делать предпринимателю?

Ответ 3.13:не собирать информацию и открыть боль­шой отдел – $4500.


Задача 3.14

Известно, что отдел исследований и развития маленькой пар­фюмерной компании проводит исследования по средству, улуч­шающему рост волос. Президент компании должен дать рекомен­дации инвесторам. Он имеет три возможности. Первая: продать новшество большой медицинской компании – это принесет $10 миллионов; вторая: начать экспериментальное лабораторное ис­следование и затем принимать решение; третье: провести финан­сирование агрессивной маркетинговой программы в надежде, что тестирование нового средства будет идти хорошо. Реальная цель этих трех решений – двигаться так быстро, чтобы конкуренты имели минимальный шанс их настигнуть. Программа экспери­ментального лабораторного исследования будет стоить $5 милли­онов и имеется шанс 50 : 50, что будут получены благоприят­ные результаты. При неблагоприятных результатах тестирования с шансом 1 : 10 доход составит только $1 миллион.

С другой стороны, если благоприятная формула косметическо­го средства будет найдена, будут получены $20 миллионов. Но так как компания маленькая, с ограниченными ресурсами и ры­ночными возможностями, даже с благоприятными результатами лабораторного исследования успех товара на рынке составляет только 40 %. При благоприятном результате лабораторного иссле­дования затраты будут включать не только $5 миллионов на тестирования, но также и $3 миллиона на маркетинг.

При третьей возможности компания проводит агрессивную маркетинговую стратегию. Президент компании считает, что су­ществует только один шанс к пяти, что это надо делать. Однако выигрыш при успехе агрессивного маркетинга $100 миллионов (эта цифра в пять раз больше, чем $20 миллионов, отражающих передачу рынка потенциальному конкуренту путем заключения с ним соглашения). В третьем случае маркетинговые затраты равны $3 миллиона и тестирование будет стоить $5 миллионов.

Постройте дерево решений и выберите лучшее.

Наши рекомендации