Методы принятия решений в п/ом
Глава 3
ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Эта глава на примерах рассматривает процесс принятия решений, который операционные менеджеры используют в качестве помощи в достижении их организационных целей. Известно, что этот процесс включает в себя шесть шагов:
1. Определение проблемы.
2. Постановка целей.
3. Формирование модели.
4. Определение альтернативных решений.
5. Выбор лучшей альтернативы.
6. Осуществление решения.
Существует множество разновидностей моделей, которые будут представлены в этом практикуме, – они включают модели схематические, алгебраические, прогнозирования, контроля качества, теории принятия решений, очередей, имитационные, теории запасов и сетей. Одни из наиболее широко используемых моделей в операционных решениях – это модели теории принятия решений. Деревья решений и таблицы решений особенно успешно применимы в принятии решений в условиях риска и неопределенности. Инвестиции в исследование и развитие, в предприятия и оборудование и в каждую новую стройку и новую структуру должны быть проанализированы с точки зрения теории решений. Проблемы в контроле запасов, агрегатном планировании, ремонте, планировании и производственном контроле являются только малой частью других приложений теории принятия решений.
ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
Задача 3.1
Ежедневный спрос на ящики с напитком в продуктовом магазине может быть пять, шесть или семь ящиков. Покажем дерево решений, которое иллюстрирует альтернативы запасов пяти, шести или семи ящиков.
Решение
Дерево решений показано на рис. 3.1.
Задача 3.2
Группа медиков собирается открыть частную медицинскую фирму. Если рынок будет благоприятным, они будут иметь прибыль $100000. Если рынок неблагоприятный, они понесут потери $40000. Они также могут осуществить маркетинговое исследование, которое стоит $5000. Результаты исследования могут быть благоприятными или неблагоприятными.
Медики хотят построить дерево решений и отразить на нем свою денежную отдачу. Дерево решений показано на рис. 3.2.
Решение
В определении денежной отдачи для каждой ветви необходимо вычесть $5000 для тех ветвей дерева, где исследования проводились, т. е. для шести ветвей.
Далее, когда отдача определена для каждого исхода, или ветви дерева решений, следующий шаг состоит в установлении вероятностей каждого состояния внешней среды (см. рис. 3.3). Такие вероятности должен определить менеджер, принимающий решение на рынке. Тогда мы можем анализировать полностью дерево решений.
Из решения, отраженного на рис. 3.3, очевидно, что группа исследования рынка приглашается. Если исследование благоприятное, клиника должна быть построена, если нет, то клинику строить не будут. Решение с участием маркетинговой группы дает отдачу $36140, а без участия исследователей и при строительстве клиники приносит $30000. Тогда лучшее решение – проводить исследование и принимать решение на основе полученных рекомендаций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Опишите каждый шаг процесса решения.
2. Почему операционные менеджеры строят модели? Что делает эти модели наиболее успешными?
3. Приведите пример хорошего решения, которое может повлечь за собой плохой результат. Также приведите пример плохого решения, которое дало хороший результат. Почему каждое решение было хорошим или плохим?
4. Что такое альтернатива? Что значит состояние природы?
5. Обсудите разницу между решениями, которые принимаются в условиях определенности, риска и условиях неопределенности.
6. Опишите значение показателей EMV и EVPI. Приведите пример, в котором менеджеру может помочь EVPI.
7. Какая техника используется в принятии решений в условиях неопределенности? Какая техника используется для пессимистических решений?
ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ
Задача 3.1. ПК
Частный предприниматель имеет возможность установить у себя больше оборудования. Его альтернативы показаны в следующей таблице:
Оборудование | Благоприятный рынок, $ | Неблагоприятный рынок, –$ |
D1 | ||
J | ||
TX |
Этот предприниматель всегда был готов принимать очень оптимистичные решения.
а) К какому типу решений предприниматель обратится?
б) Какой критерий решения он будет использовать?
в) Каков лучший вариант?
Ответ 3.1: а) принятие решений в условиях неопределенности;
б) maximax – критерий;
в) D1.
Задача 3.2. ПК
Женщина – предприниматель собирается открывать ресторан недалеко от университетского городка. По одному плану проект включает бар с продажей пива, другой план не включает бар. В том и другом случае ее шансы на успех будут .6 (и на провал .4). Ежегодный доход, включая бар, равен $325000. Без бара доход составит только $250000. Провал при наличии бара был бы оценен $70000, а без бара – $20000. Выберите вариант для предпринимателя, используя показатель денежной отдачи как критерий решения. Должен ли бизнес-план включать бар?
Ответ 3.2. включая бар, ЕМV = $167000.
Задача 3.3
Предприятие является малым поставщиком химикатов и оборудования, используемых в фотографии. Один товар, поставляемый им, – это ВС-6. Менеджер обычно имеет запас 11, 12 или 13 ящиков ВС-6 на каждую неделю. За каждый проданный ящик полученная прибыль равна $35. Так как ВС-6 является реактивом с коротким сроком годности, то в случае непродажи его к концу недели менеджер должен его уничтожить. Он теряет $56 в каждом случае, когда что-то не продал в конце недели. Вероятность продажи 11 ящиков – .45, 12 ящиков – .35, и вероятность продажи 13 ящиков – .2.
а) Что вы рекомендуете менеджеру делать?
б) Если возможно добавить в ВС-6 ингредиенты, его стабилизирующие, как изменятся ваши рекомендации относительно запаса ВС-6?
Ответ 3.3: а) запас 11 ящиков;
б) запас 13 ящиков.
Задача 3.4. ПК
Малый производитель ряда продуктов из сыра определяет, сколько ящиков сыра производить каждый месяц. Вероятность, что спрос будет 6 ящиков, равна .1, семь – .3 и восемь – .5, девять – .1. Затраты на каждый ящик – $45, а цена – $95. В случае непродажи ящика к концу месяца он списывается как испорченный. Сколько ящиков сыра должно производиться каждый месяц?
Ответ 3.4: 8 ящиков.
Задача 3.5
Главный инженер предприятия решает, строить или не строить новую производственную линию, использующую высокую технологию. Если новое оборудование заработает, компания будет получать прибыль $200000. Если не заработает, то компания получит убыток $150000. Главный инженер считает, что шансы на неуспех нового процесса – 60 %.
Другое решение – проводить дополнительное исследование и тогда решать, пускать или не пускать новую линию. Такое исследование требует затрат $10000. Главный инженер считает, что шанс 50 : 50, что исследование даст благоприятный результат. Если оно успешно, то вероятность того, что оборудование будет работать, – 90 %. Если нет, то только 20 % составляют шанс, что оборудование будет работать. Перед лицом главного инженера – дилемма. Должен ли он проводить исследование и затем принимать решение? Помогите ему проанализировать эту проблему теории решений.
Ответ 3.5:проводить исследование; если оно успешно, пускать оборудование, если нет – то не пускать; EMV = $72500.
Задача 3.6
Президент компании решает, строить или нет промышленноепредприятие. Его решения сведены в следующую таблицу:
Варианты | Благоприятный рынок, $ | Неблагоприятный рынок, –$ |
Строить большой завод | ||
Строить малый завод | ||
«Ничего не делать» | ||
Вероятность | .4 | .6 |
а) Постройте дерево решений.
б) Определите лучшую стратегию, используя критерий EMV.
в) Какое значение имеет стоимость совершенной информации (EVPI)?
Ответ 3.6: б) малый завод с EMV = $26000; в) EVPI = $134000.
Задача 3.7
Промышленное предприятие получает выключатели от двух поставщиков. Качество выключателей от этих поставщиков показано ниже.
Процент дефектов | Вероятность для поставщика А | Вероятность для поставщика В |
.70 | .30 | |
.20 | .40 | |
.10 | .30 |
Объем поставки 10000 выключателей. Неисправный выключатель может быть отремонтирован за $0.50. Хотя качество у поставщика В ниже, но он просит за 10000 выключателей на $37 меньше, чем поставщик А.
а) Нарисуйте дерево решений.
б) Какой поставщик будет использоваться?
Ответ 3.7: б) поставщик А.
Задача 3.8
Используя данные задачи 3.7, определите изменение цены для поставщика В, чтобы уравнять его с другим поставщиком.
Ответ 3.8: $60.
Задача 3.9. ПК
Женщина – владелица бензоколонки думает о том, каков должен быть размер ее станции. После полного анализа маркетинговых факторов, относившихся к производству бензина и спросу на него, она разработала следующую таблицу:
Размер станции | Хороший рынок, $ | Средний рынок, $ | Плохой рынок, –$ |
Маленькая | |||
Средняя | |||
Большая | |||
Очень большая |
а) Разработайте дерево решений для этой таблицы.
б) Каково maximax-решение?
в) Каково maximin-решение?
г) Каково равновероятное решение?
Ответ 3.9: б) большой размер;
в) маленький размер;
г) большой размер.
Задача 3.10
Используя данные задачи 3.9, разработайте дерево решений и определите лучшее решение, базирующееся на критерии наивысшей денежной отдачи. Принимайте каждый выход равновероятным.
Задача 3.11
Предприниматель собирается открыть велосипедный магазин. Он может открыть маленький магазин, большой магазин или ничего не открывать. Возможна пятилетняя аренда здания под магазин, и предприниматель хочет сделать корректное решение. Он также собирается пригласить своего профессора по курсу маркетинга для маркетингового исследования, которое покажет состояние рынка для его сервиса. Из исследования видно, будут ли результаты сервиса благоприятными или неблагоприятными. Постройте дерево решений для предпринимателя.
Задача 3.12
Предприниматель в задаче 3.11 сделал такой анализ решения о своем магазине велосипедов. Если он открывает большой магазин, то будет зарабатывать $60000, если рынок благоприятный, но будет нести потери $40000, если рынок неблагоприятный. Маленький магазин будет приносить $30000 прибыли при благоприятном рынке и $10000 потерь, если рынок неблагоприятный. В настоящее время предприниматель считает, что существует шанс 50 : 50, что рынок будет благоприятным. Его профессор по маркетингу назначил цену $5000 за маркетинговое исследование. Он оценил, что существует вероятность .6 того, что исследование рынка будет успешным. Вероятность .9 определяет благоприятный рынок при успешном результате исследования. Кроме того, только .12 составляет вероятность благоприятного рынка, если результаты исследования рынка неблагоприятные. Постройте дерево решений задачи 3.12, которое поможет предпринимателю решить, что ему делать.
Ответ 3.12:делать исследование и открывать большой магазин, если результат будет благоприятным, если нет, то ничего не открывать.
Задача 3.13
Предприниматель не знает, что ему делать: он может открыть большой отдел проката видеокассет или маленький отдел в своем магазине; он может также собирать информацию, результаты будут показывать благоприятный или неблагоприятный рынок, но это будет стоить ему $3000 за информацию. Предприниматель считает, что имеется шанс 50 : 50, что информация будет благоприятной. Если рынок проката благоприятный, предприниматель будет получать доход $15000 в большой отделе или $5000 в маленьком. При неблагоприятном рынке проката видеокассет убыток составит $20000 при большом отделе и $10000 при маленьком отделе. Благоприятный отчет при изучении рынка повышает вероятность существования благоприятного рынка до .9. Кроме того, неблагоприятный рыночный отчет понижает вероятность благоприятного рынка проката до .4. Что вы посоветуете делать предпринимателю?
Ответ 3.13:не собирать информацию и открыть большой отдел – $4500.
Задача 3.14
Известно, что отдел исследований и развития маленькой парфюмерной компании проводит исследования по средству, улучшающему рост волос. Президент компании должен дать рекомендации инвесторам. Он имеет три возможности. Первая: продать новшество большой медицинской компании – это принесет $10 миллионов; вторая: начать экспериментальное лабораторное исследование и затем принимать решение; третье: провести финансирование агрессивной маркетинговой программы в надежде, что тестирование нового средства будет идти хорошо. Реальная цель этих трех решений – двигаться так быстро, чтобы конкуренты имели минимальный шанс их настигнуть. Программа экспериментального лабораторного исследования будет стоить $5 миллионов и имеется шанс 50 : 50, что будут получены благоприятные результаты. При неблагоприятных результатах тестирования с шансом 1 : 10 доход составит только $1 миллион.
С другой стороны, если благоприятная формула косметического средства будет найдена, будут получены $20 миллионов. Но так как компания маленькая, с ограниченными ресурсами и рыночными возможностями, даже с благоприятными результатами лабораторного исследования успех товара на рынке составляет только 40 %. При благоприятном результате лабораторного исследования затраты будут включать не только $5 миллионов на тестирования, но также и $3 миллиона на маркетинг.
При третьей возможности компания проводит агрессивную маркетинговую стратегию. Президент компании считает, что существует только один шанс к пяти, что это надо делать. Однако выигрыш при успехе агрессивного маркетинга $100 миллионов (эта цифра в пять раз больше, чем $20 миллионов, отражающих передачу рынка потенциальному конкуренту путем заключения с ним соглашения). В третьем случае маркетинговые затраты равны $3 миллиона и тестирование будет стоить $5 миллионов.
Постройте дерево решений и выберите лучшее.