Признаки управления персоналом: функциональный, технологический, квалификационный
Управленческий труд имеет свои особенности, выражающиеся в том, что конечный результат его проявляется не прямо, а через результаты объекта управления - цеха, участка, рабочих. Средством труда является организационная техника, предметом труда - информация, продуктом труда - управленческие решения.
Разделение управленческого труда осуществляется по трем направлениям: функциональному, технологическому и квалификационному. Функциональное разделение определяется содержанием выполняемых функций управления - планирование, организация производства, учет, контроль и анализ. Технологическое разделение обусловлено специализацией подразделений и отдельных работников аппарата управления - основное производство, техническое обслуживание и ремонт оборудования, и т.д. Квалификационное разделение обусловлено уровнем подготовки специалиста, его умениями, навыками, опытом управленческой деятельности. В соответствии с классификацией, принятой в Единой тарифной сетке, выделяются следующие категории: технические исполнители, специалисты со средним специальным и высшим образованием, руководители.
Технические исполнители - работники, обслуживающие процесс управления - машинистки, секретари, лаборанты.
Специалисты - категория управленческих работников, имеющих высшее или среднее специальное образование, и выполняющих определенные функциональные обязанности по управлению - инженеры, экономисты, бухгалтеры и др.
Выделяют три категории специалистов со средним специальным образованием: без категории, специалист 2 категории, 1 категории; и 4 категории специалистов с высшим образованием: без категории, специалист 2 категории, специалист 1 категории, ведущий специалист.
Начальники отделов и служб несут ответственность за своевременное обслуживание производственных подразделений по определенным направлениям деятельности (учет и отчетность, подготовка производства и ремонт оборудования, оплата труда, сбыт продукции).
Линейные руководители непосредственно воздействуют на руководимые ими подразделения, распоряжаются ресурсами и несут ответственность за выполнение плана, качество выпускаемой продукции и эффективность производства.
97.Требования к руководителю. Система подбора и расстановки управленческих кадров на предприятии
Требования, предъявляемые к руководителям всех уровней, можно подразделить на: - деловые - компетентность, умение самостоятельно принимать обоснованные решения, оперативность и гибкость, способность организовать, координировать и контролировать деятельность подчиненных, правильно организовать свою работу;
- морально-нравственные - справедливость, высокая требовательность к себе и другим, чувство долга и ответственности, честность, тактичность и вежливость;
- социально-психологические - скромность и простота в общении, выдержанность, умение создать в коллективе благоприятный психологический климат, развить у работников чувство удовлетворенности трудом.
Основные требования к руководителю иногда группируются следующим образом:
- личные качества - организаторские способности, дисциплина и отношение к труду, конкретность и деловитость, требовательность к себе и подчиненным;
- знания - в области основной специальности, технических и экономических дисциплин, теории управления, социологии и психологии, правоведения;
- опыт - в организации управленческой деятельности объекта управления, в решении технико-экономических и социальных задач, стоящих перед коллективом.
Авторитет руководителя - одна из форм осуществления власти, это доверие и уважение окружающих, основанное на его знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на деловом, организаторском и моральном влиянии на подчиненных.
Решающим фактором авторитета руководителя является его личный пример и общественное признание его заслуг. Авторитет формируется в результате синтеза личных качеств, компетентности и способностей руководителя.
Личные качества обусловлены чертами характера:—порядочностью, уравновешенностью, настойчивостью, скромностью, обаянием и др.
Компетентность определяется не только знанием экономики, достижений науки и техники, методов управления, но и умением применять их на практике.
Способности руководителя проявляются в умении организовать коллектив на выполнение поставленных задач, найти нужный вариант решения производственной проблемы, умении сочетать разумный риск с высокой ответственностью.
Культура управления - совокупность требований, предъявляемых к процессу управления и обусловленных нормами и принципами морали, этики и права.
В культуру управления включаются:
- культура работников управления,
- культура процессов управления,
- культура условий труда,
- культура ведения документации.
Все эти элементы органически взаимосвязаны между собой.
Культура работников управления базируется на знании и применении общепризнанных нравственных норм поведения людей на работе, в обществе. В первую очередь, это форма обращения к подчиненным. Ни возраст, ни занимаемая должность не дают основания для Фамильярности. Тактичность и вежливость руководителя проявляются в характере критики. Указание на недостатки в работе должно производиться в спокойной и корректной форме. Важной этической нормой является скромность и простота.
Правила служебного этикета определяют порядок поведения работника при исполнении служебных обязанностей: форму приветствия, правила ведения деловых переговоров, нормы служебного обращения. Руководитель должен обращать внимание на свою одежду, быть опрятным и аккуратным.
Культура процессов управления проявляется в четкой регламентации организационной структуры и взаимосвязей между звеньями управления, в организации проведения массовых мероприятий, совещаний, приема посетителей.
Культура условий труда определяется правильным содержанием рабочего места, наличием средств оргтехники. На рабочем столе должны находиться лишь нужные для работы документы. В служебном помещении должна своевременно проводиться уборка, содержаться в нормальном состоянии мебель.
Культура ведения документации, культура речи руководителя являются важной составной частью культуры управленческого труда.
Планирование работы руководителя может осуществляться в рамках следующих организационных процедур:
—работа с кадрами, подбор и расстановка кадров;
—работа с документами, разработка организационных норм и нормативов;
—решение производственных и коммерческих вопросов, постановка задач и доведение их до исполнителей;
—распорядительство, совещания, переговоры, контроль исполнения.