Финансирование затрат на производство и реализацию продукции
2.1. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции
Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, промышленные предприятия производят значительно раньше их возмещения из выручки за реализованную продукцию. В связи с этим у предприятия возникает потребность в средствах на покупку необходимых видов сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, на оплату труда работников предприятия и ряд других расходов на производство и реализацию продукции.
Вследствие того, что процесс производства совершается в определенной технологической последовательности, когда непрерывно проходят стадии приобретения сырья и подготовки его к производству - превращение сырья в полуфабрикаты, затем в незавершенное производство и наконец в готовую продукцию, потребность в средствах на покрытие производственных расходов на каждой из этих стадий возникает у предприятия одновременно. Взамен ранее купленного сырья и израсходованного на изготовление полуфабрикатов предприятию необходимо приобрести новую партию сырья; запас полуфабрикатов, использованный на незавершенное производство, необходимо пополнить за счет новой партии сырья. В то же время незавершенное производство по мере выхода готовой продукции пополняется путем использования полуфабрикатов, а запасы готовой продукции на складе предприятия в ходе ее реализации восполняются за счет незавершенного производства. В результате такой последовательности и непрерывности процесса производства средства, вложенные в эти затраты, переходят из одной стадии в другую, совершают кругооборот. После завершения кругооборота они, как правило, полностью возмещаются предприятию из выручки от реализации продукции. Следовательно, они не расходуются безвозвратно, а лишь авансируются, постоянно находясь в обороте предприятия.
В связи с этим каждое хозрасчетное предприятие для нормального осуществления своей хозяйственной деятельности должно располагать определенной суммой таких средств.
В условиях перехода к рыночным отношениям создаваемые предприятия наделяются для этих целей необходимыми средствами за счет собственных источников и привлеченных средств в виде кредитов, выпуска ценных бумаг и займов.
Основой для определения нужной суммы собственных оборотных средств являются объем производства, сметы затрат на производство, длительность производственного цикла и условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов.
В последующие годы деятельности предприятия необходимый прирост оборотных средств покрывается за счет его собственных ресурсов и кредитов банка.
Содержание и структура затрат на производство и реализацию продукции.
Предприятия в процессе своей деятельности, осуществляемой на основе хозяйственного расчета и самофинансирования, совершают материальные и денежные затраты на расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и операционные расходы.
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Они складываются из денежного выражения затрат, связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда и т.д.
Кроме расходов на производство продукции предприятия совершают затраты на ее реализацию, т.е. осуществляют внепроизводственные расходы. К ним относятся: стоимость тары и упаковки изделий на складах готовой продукции, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы и отчисления сбытовым организациям, прочие расходы по сбыту.
Все виды затрат на производство продукции группируются по следующим элементам затрат: сырье и основные материалы (включая затраты, связанные с использованием природных ресурсов), вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата — основная и дополнительная, отчисления на государственное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование, отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости населения, амортизация основных фондов, прочие расходы. К прочим расходам относятся: командировочные, подъемные, арендная плата, стипендии работникам предприятия, вознаграждения за рационализаторские предложения, оплата стороннего транспорта, услуг связи, плата сторонним организациям за пожарную, военизированную и сторожевую охрану, расходы на организованный набор рабочих, на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт и др. Подробный перечень затрат на производство и реализацию продукции устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении, утверждаемым постановлением Правительства России.
Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. производственную себестоимость продукции. Производственная себестоимость и внепроизводственные расходы составляют полную себестоимость продукции.
Таким образом, на практике под себестоимостью понимают денежное выражение текущих затрат предприятия (объединения) на производство и сбыт продукции. Как экономическая категория себестоимость представляет собой обособившуюся часть стоимости продукции, состоящую из затрат прошлого овеществленного труда и заработной платы. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и как показатель хозрасчетной деятельности предприятия быстро реагирует на эффективность использования производственных ресурсов, повышение фондоотдачи, экономию сырья, материалов, топлива и энергии, рост производительности труда. Она находится в тесной взаимосвязи с другим важным показателем эффективности - рентабельностью, влияя на ее величину.
По структуре затрат на производство продукции предприятия подразделяются на следующие группы.
1. Материалоемкие — предприятия легкой, пищевой, химической, металлургической промышленности, машиностроения.
2. Трудоемкие - предприятия угольной, торфяной, лесной промышленности.
3. Топливоемкие — предприятия энергетики.
4. С высокой долей амортизации - предприятия нефтедобывающей, газовой промышленности.
Величина затрат на реализуемую продукцию не совпадает с объемом затрат на производство продукции за счет остатков нереализованной продукции на начало и конец года и непроизводственных расходов, которые полностью относятся на реализованную продукцию.
Размер затрат на реализуемую продукцию (Зр) можно определить по следующей формуле: Зр=31+Т-32+С,
где 31 - остатки нереализованной продукции на начало года по производственной себестоимости;
Т - товарная продукция текущего года по производственной себестоимости;
32 - предполагаемые остатки нереализованной продукции на конец текущего года по производственной себестоимости;
С - внепроизводственные расходы на год.
Применяемый в нашей практике учет затрат на производство и реализацию продукции и калькуляцию себестоимости продукции нуждается в существенном изменении и совершенствовании. Отнесение налоговых платежей и обязательных отчислений в состав затрат на производство и реализацию продукции искажает содержание этой экономической категории, искусственно завышает размер себестоимости продукции, что значительно снижает уровень фактической прибыли и рентабельности, вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах и ведет к изъятию в бюджет и внебюджетные фонды еще не созданного на предприятиях дохода, т.е. к изъятию оборотных средств. Порядок определения себестоимости реализуемой продукции и прибыли от реализации продукции установлен правительством без учета, необходимого в условиях инфляции, индексации себестоимости реализуемой продукции на дату реализации. Все это наносит большой финансовый ущерб предприятиям с длительным процессом производства, у которых значительные суммы оборотных средств изымаются в бюджет в виде налога с прибыли.
Контроль за затратами на производство и реализацию продукции финансовые работники должны осуществлять и на стадии выполнения предприятиями утвержденных планов. От размера фактических затрат на производство и реализацию продукции во многом зависит выполнение плана прибыли и рентабельности.
Контроль должен осуществляться путем анализа фактической себестоимости продукции. Его следует проводить систематически на основе месячных, квартальных и годовых отчетов, используя при этом рассмотренные здесь методы расчетов влияния на себестоимость важнейших технико-экономических факторов.