Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции.
Качество продукции— совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности. К остальным факторам относятся цена продукции, затраты в сфере ее потребления (эксплуатации) за нормативный срок службы (применения) и качество сервиса продукции. Первый уровень системы показателей конкурентоспособности продукции показан на рисунке. Структура приоритетов конкурентоспособности продукции, по оценке, будет следующей: 4 : 3 : 2 : I. Из этого соотношения следует, что при формировании стратегии повышения конкурентоспособности в первую очередь ресурсы следует направлять на повышение качества продукции, затем — на снижение издержек фирмы, совершенствование организации эксплуатации (применения) продукции с целью сокращения эксплуатационных затрат и в последнюю очередь — на повышение качества сервиса продукции.
С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятия "качество" и "полезный эффект". Качество— потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект — действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40—70% его потенциальной способности, т. е. потребительские свойства используются на 40—70%. На практике экономически нецелесообразно достигать 100% использования потребительских свойств, так как в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства. Экономически целесообразным уровнем использования потребительских свойств, например, продукции машиностроения, является величина, находящаяся в пределах 0,7—0,9.
К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей:
· назначения;
· надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости);
· экологичности;
· эргономичности;
· технологичности;
· эстетичности;
· стандартизации и унификации;
· патентно-правовые;
· безопасности применения;
· сертификационные.
Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в технической документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются (реализуются) на стадии эксплуатации (применения). Из этой цепочки формирования показателей качества продукции наиболее ответственным этапом является стратегический маркетинг.
Высшей на данный момент стадией развития менеджмента в целом, и в том числе менеджмента качества, является Total Quality Management (TQM) — всеобщий менеджмент качества.
Концепция TQMбазируется на следующих положениях:
1. «Клиент — прежде всего». Это значит, что все потребители компании должны быть идентифицированы, т.е. руководители и Даже рядовые сотрудники должны четко знать, кто является потребителем продукции компании, каковы предпочтения этих потребителей, какими показателями выразить эти предпочтения, как мотивировать работников предприятия для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов, какова будет система коммуникаций с потребителями.
2. Обязательное стратегическое планирование. При этом планируются не только производственно-технические показатели, но уровень удовлетворения потребностей покупателей, положительный имидж компании, престиж торговой марки.
3. Максимальное вовлечение в TQM сотрудников корпорации. При этом предусматривается их обязательная подготовка для восприятия новой ответственности.
4 . Процессный подход. Основное внимание не только конечному результату, но и (в первую очередь!) процессу, который ведет к этому результату (в частности, к высокому качеству продукции).
5 . Особое внимание поставщикам. Этот тезис предполагает такое же пристальное внимание к качеству исходных материалов, как и к качеству собственной готовой продукции.
6 . Эффективная информационная система, позволяющая аккумулировать, систематизировать, использовать и хранить минимально необходимый и достаточный объем информации.
7 . Использование лучшего опыта других компаний (так называемый benchmarking, который можно интерпретировать как сравнительный анализ).
8 . Решающая роль руководства в осуществлении системы TQM.
В управлении качеством принимают участие все службы и подразделения компании. При этом выполняются следующие функции:
• планирование качества продукции;
• подготовка команды и организация ее работы;
• проработка системы материально-технического обеспечения;
• обеспечение технологических процессов, их техническое оснащение;
• информационное обеспечение (сбор, обработка, передача информации);
• контроль достигнутого уровня качества;
• правовое обеспечение управления качеством.
С целью координации работ по выполнению перечисленных выше функций в компаниях создаются службы менеджмента качества, приносящие следующие преимущества:
• позитивное отношение к компании потенциальных потребителей ее продукции;
• сокращение объема контрольных операций;
• уверенность руководства компаний в своевременном и качественном выполнении заказов;
• повышение профессионального уровня работников предприятия;
• международное признание.
В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве стал распространяться такой вид контроля, как сертификация.
Сертификация — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды.
Сертификация базируется на следующих основных принципах:
- обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;
- добровольность либо обязательность;
- объективность, т. е. независимость от изготовителя и потребителя;
- достоверность, т. е. использование профессиональной испытательной базы;
- исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;
- предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;
- установление ответственности участников сертификации;
- правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;
- открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата;
- разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.
Организация сертификации включает две стадии:
- обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;
- организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.
Библиографический список
Основной список
1. Иванов И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: учебник / И.Н. Иванов. – М.: Высшее образование, 2008. – 352 с.
2. Организация, планирование и управление производством / Н.И. Новицкий [и др.]. – М.: КНОРУС, 2006. – 320 с.
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2008. – 447 с.: ил.
4. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2008. – 496 c.
Дополнительный список
1. Балабанов В.С. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М.: Т.Д. "Элит-2000", 2008. – 246 с.
2. Балашов А.И. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии: учеб. пособие / А.И. Балашов. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. – М.: ФиС, 2002. – 320 с.
4. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: учеб. пособие / В.М. Попов [и др.]. – М.: ФиС, 2001. - 432 с.
5. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Магистр, 2009. – 285 с.
6. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 400 с.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.
8. Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник / Л.П. Гончаренко. – М.:КноРус, 2009. – 159 с.
9. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учеб. пособие / О.М. Горелик. – М.: КноРус, 2007. – 272 с.
10. Ефимов И.С. Стратегия и тактика управления коммерческой сделкой: Подготовка, заключение, исполнение: учеб. пособие / И.С. Ефимов. – М.: Дело, 2002. – 536 с.
11. Катернюк А.В. Основы современного маркетинга / А.В. Катернюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 666 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Издат дом "Вильямс", 2007. – 656 с.
13. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг / В.В. Кулибанова. – СПб.: Издательский дом "Нева", 2003. – 272 с.
14. Курганская Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Н.И. Курганова, Н.В. Волкова, О.В. Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.
15. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 335 с.
16. Менеджмент для инженера: В 3-х частях. Часть 1: Основы менеджмента: учебник / Э.С. Минаев [и др.]. – М.: Высшая школа, 2002. – 357 с.
17. Новицкий И.И. Основы менеджмента. Организация и планирование производства. / И.И. Новицкий. – М.: Финансы и статистика, 1998.
18. Попов В.Л. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В.Л. Попов [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 335 с.
19. Производственный менеджмент: учебник / В.А. Козловский [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 574 с.
20. Производственный менеджмент. Управление предприятием: учеб. пособие / С.А. Пелих [и др.]. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 555 с.
21. Савчук, В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов / В.П. Савчук. – М.: Экономистъ, 2003. – 304 с.
22. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 672 с.