Типы и характеристика организационных структур

Структура организации в зависимости от рассмотренных факто­ров может быть линейной, функциональной, линейно-функцио­нальной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой. Первые шесть типов структур вкратце рассмот­рены в таблице 3.2. Проблемно-целевая структура рассматривается от­дельно.

Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостат­ки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной струк­туры конкретного предприятия (организации) необходимо выпол­нить анализ основных факторов, влияющих на формирование струк­туры, которые упоминались в начале данного раздела.

К факторам развития структуры предприятия относятся следу­ющие:

• развитие специализации и кооперирования производства;

• автоматизация управления;

• применение совокупности научных подходов к проектирова­нию структуры и функционированию системы менеджмента;

• соблюдение принципов рациональной организации производ­ственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);

Таблица 3.2-Классификация типов структур организаций

Тип структуры Особенности структуры Упрощенная схема
1. Линейная Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой уровень) к производственным подразделениям (уровни 1, 2, 3 и т.д.), выполняющим управленческие функции. Типы и характеристика организационных структур - student2.ru
2. Функциональная. Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производственными подразделениями. Типы и характеристика организационных структур - student2.ru
3. Линейно-функциональная Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производственными подразделениями. Все подразделения подчиняются руководителю. Типы и характеристика организационных структур - student2.ru
4. Матричная (штабная). К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры проектов (I, II, III и т.д.), которые отвечают за конкурентоспособность объектов. Точки в пересечениях линий показывают открытость любых связей по вертикали и горизонтали. Типы и характеристика организационных структур - student2.ru
5. Бригадная На предприятии (в организации) формируются комплексные бригады из 10-15 человек (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.) для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции. (Например, в компании «Боинг» сформировано более 200 и 5 координирующих «горизонтальных» бригад). Типы и характеристика организационных структур - student2.ru
6. Дивизиональная Этот тип структуры приемлем для диверсифицированных концернов, подразделяющихся на производства (дивизионы) по типам продукции. Функциональные подразделения имеются как у производств так и у концерна в целом. Типы и характеристика организационных структур - student2.ru


• перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру.

Основные принципы формирования проблемно-целевой структуры предприятия:

• целевой подход, т. е. формирование структуры на основе дерева целей предприятия;

• комплексность в определении числа заместителей руководите­ля предприятия (1-й уровень дерева целей);

• ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);

• ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, фор­мирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне де­рева целей);

• отсутствие специальных подразделений для обязательной гори­зонтальной координации выполнения целей предприятия;

• обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изме­нениям;

• обеспечение маркетологами координации решения проблем по достижению конкурентоспособности конкретных товаров (по го­ризонтали).

Таким образом, структура определяется числом и детальностью разработки принципов и требований к ее формированию, структу­рой дерева целей, содержанием положений об отделах и должнос­тных инструкций.


Тема 4 Организация маркетинговой деятельности на предприятии

4.1 Маркетинг. Функции и структура службы маркетинга предприятия.

4.2 Методы исследования потребительского спроса

4.3 Методы планирования маркетинга. Элементы комплекса маркетинга

Наши рекомендации