Типы организационных структур, их характеристика

Концепцию традиционных, или так называемых иерархических, организационных структур, сформулировал Макс Вебер. Согласно этой концепции структуры бывают линейными и функциональными.

В линейной структуреразделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков.

Линейная структура четко функционирует при решении задач с выполнением повторяющихся операций, но трудно приспосабливается к новым целям и задачам. Линейная структура управления широко используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Линейная оргструктура

Типы организационных структур, их характеристика - student2.ru

Область применения функциональной структуры– это однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия (табл. 3.2.).

Специфические задачи менеджмента при использовании функциональной структуры:

kvvad тщательный подбор специалистов-руководителей функциональных подразделений;

kvvad выравнивание загрузки подразделений;

kvvad обеспечение координации деятельности функциональных подразделений;

kvvad разработка специальных мотивационных механизмов;

Таблица 3.2 Функциональная оргструктура

Типы организационных структур, их характеристика - student2.ru

kvvad предоставление автономного развития функциональных подразделений;

kvvad приоритет специалистов над линейными руководителями.

Современная оргструктура – это линейно-функциональная структура,которая обеспечивает разделение управленческого труда. При этом линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных служб осуществляют влияние на производственные подразделения формально, не имея, как правило, права самостоятельно отдавать им распоряжения (табл. 5.8).

Линейно-функциональная оргструктура обеспечила качественно новое разделение труда в управлении, но при решении проблемных задач становится малоэффективной.

Совершенствование линейно-функциональной оргструктуры привело к появлению дивизиональной оргструктурыуправления, когда отдельные подразделения, обладающие определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством.

Таблица 3.3 Линейно-функциональная оргструктура

Типы организационных структур, их характеристика - student2.ru

Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из критериев: по выпускаемой продукции, ориентации на потребителя, обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения. Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб, координируя их деятельность по горизонтали (табл. 5.9).

Таблица 3.4 Дивизиональная оргструктура

Типы организационных структур, их характеристика - student2.ru

Область применения – это многопрофильные предприятия; предприятия с расположением в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.

Специфические задачи менеджмента при использовании дивизиональной оргструктуры:

kvvad обоснование критериев выделения проектов и продуктовых групп;

kvvad тщательный подбор руководителей подразделений;

kvvad обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;

kvvad предотвращение внутрифирменной конкуренции между продуктовыми группами;

kvvad предотвращение автономного развития продуктовых групп;

kvvad разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;

kvvad приоритет линейных руководителей над специалистами.

При поиске эффективной структуры управления в центре внимания всегда находились вопросы правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных структур. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.

Для определения степени централизации организации по сравнению с другими используют следующие характеристики:

kvvad количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления: чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;

kvvad важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;

kvvad последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована;

kvvad контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.

Решение вопроса централизации и децентрализации в управлении привело к появлению структур органического типа. Такие структуры характеризуются индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Главное свойство таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, – присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления (табл. 3.4).

Структуры органического типа ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов.

Как правило, органические структуры управления формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Таблица 3.4 Сравнительная характеристика иерархического и органического типов управления

Типы организационных структур, их характеристика - student2.ru

Разновидностями структур органического типа являются программно-целевые организационные структуры. Такие структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.д.

В условиях управления многофункциональными программами, требующими увеличения числа проектных и функциональных руководителей, становится необходимым создание специального штаба-координатора на среднем уровне. Его задачи: обеспечение руководителей проектов необходимой информацией, анализ организационно-технических решений, фиксация сроков выполнения программ и т.д. Такая структура называется матрично-штабной.Она отражает все виды руководства: линейное, функциональное, дивизиональное, обеспечивая координацию деятельности между ними.

Одной из последних разработок, развивающих идею гибких оргструктур,является их построение в форме перевернутой пирамиды, в которой на верхний уровень иерархии выведены специалисты-профессионалы, в то время как руководитель организации находится в нижней части схемы (рис. 3.1).

Типы организационных структур, их характеристика - student2.ru

Рис. 3.1. Гибкая оргструктура

Такие оргсруктуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно, удовлетворять запросы клиентов, например в организациях здравоохранения и образования, где сконцентрировано большое число специалистов, работающих самостоятельно при поддержке вспомогательного или обслуживающего персонала.

В рыночных условиях появляются новые формы интеграции предприятий диверсифицированного типа (табл. 5.11). Принцип создания таких структур: концентрация ресурсов, мощностей, производств разного профиля для выпуска продукции массового спроса, возможность маневрирования средствами, сокращения затрат производства, создание предпосылок внедрения научно-технических новшеств.

4. Какие бывают организации  
В Украине наибольшей популярностью пользуются частные предприятия, а среди хозяйственных обществ — акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
 
Создание юридического лица для осуществления предпринимательской деятельности — это, фактически, создание предприятия. В соответствии со статьей 1 Закона Украины "О предприятиях в Украине" предприятие, как отдельное юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и прочие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, знак для товаров и услуг, но не имеет в своем составе других юридических лиц. Статья 2 того же Закона предусматривает возможность деятельности в Украине предприятий таких видов: · частное предприятие, основанное на собственности физического лица; · коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия; · хозяйственное общество; · предприятие, основанное на собственности объединения граждан; · коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины; · государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в частности казенное предприятие. В Украине могут действовать и предприятия других видов, если это не противоречит законодательным актам Украины (статья 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Приведенный перечень, кроме последних двух видов, и является тот набор, из которого Вы должны сделать свой выбор, если решили основать субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо. Специального внимания требует понятие "хозяйственное общество", поскольку деятельность предприятия этого вида регулируется отдельным Законом Украины — "О хозяйственных обществах". Этот Закон предусматривает существование в Украине таких хозяйственных обществ: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные общества. В Украине наибольшей популярностью пользуются частные предприятия, а среди хозяйственных обществ — акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Поэтому, избирая организационно-правовую форму для хозяйственного общества, обратите внимание на эти два вида хозяйственных обществ (в особенности на общество с ограниченной ответственностью, поскольку минимальный уставный фонд такого общества, по закону, может быть относительно небольшим по сравнению с минимальным размером уставного фонда акционерного общества).

Классификация организаций

Обычно рассматривают четыре формы организации:

1. юридическое лицо – организация, зарегистрированная в государственном органе, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет печать и расчетный счет в банке);

2. неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций);

3. неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без организации юридического лица);

4. неформальная организация граждан.

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно

представить в виде большого набора организационных структур и их

правовых статусов.

Классификация организаций важна по двум причинам:

 нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования; возможность создания основ их численного распределения по классам для формирования соответствующей инфраструктуры: подготовка кадров, контрольные службы и т.д.

Организации могут быть:

 правительственные и неправительственные;

 коммерческие и некоммерческие;

 бюджетные и внебюджетные;

 формальные и неформальные;

 общественные и хозяйственные.

Кроме того, различают организации по:

 отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т.д.);

 самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые);

величине (по численности членов организации) - микро; малые; средние; крупные организации.

Правительственные организации наделяются статусом официальных органов государственной власти (федерального или местного уровня). К ним относятся организации, зафиксированные в Конституции, указах Президента и т.д. (министерства, Администрация Президента …). Неправительственные организации — все другие организации, не

имеющие статуса правительственных.

Коммерческие организации – создаются физическими или юридическими лицами на свой страх и риск для производства продукции с целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.Некоммерческие организации предназначены удовлетворять общественные потребности. Полученная прибыль используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами). Могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Бюджетные организации — организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджетгосударственного органа. Они освобождаются от многих налогов, в томчисле от НДС.

Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования, заключая договоры с другими компаниями, в том числе с бюджетными, на изготовление продукции или оказание услуг.

К формальным организациям относят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Основной их функцией является выполнение конкретных задач и достижение

целей организации.

Неформальные организации - незарегистрированные в государственных органах власти организации, создающиеся на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и т.д. Неформальные группы,объединяющие людей разных отделов, цехов, часто появляются внутри формальных организаций.

Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов. Они, в отличие от некоммерческих, менее масштабны (например, партия).

Хозяйственные организации - организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Они располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут выпускать продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

Правовые формы организации

Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его участников.

Полное товарищество – объединение двух лиц и более, которые на основании заключенного между ними договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им (а не только товариществу) имуществом. Форма полного товарищества чаще всего применяется для мелких и средних предприятий (фирм).

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - объединение двух лиц и более для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или вкладчики) – только своим вкладом. Представлять товарищество и заключать сделки от его имени могут только полные

товарищи, но не вкладчики.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров. Участники общества несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом, а не своим имуществом. ООО не обязано предоставлять публичный отчет, а также публиковать свой устав, данные о балансе, изменениях размера капитала.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) — учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в размере, равном стоимости их вкладов, определяемом учредительными

документами общества.

Акционерное общество (АО) — общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

ОАО. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласования с другими акционерами, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях,устанавливаемых законом. Акционерное общество обязано публиковать годовые отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года.

ЗАО. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Артель. Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом вкладе или участии и объединении их имущественных паевых взносов.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие.Государственным или муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или коперативного управления.

Потребительский кооператив — объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Учредительным

документом является его устав.

Фонд — организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Эта форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения организаций.

Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, банк, биржа, картель, джоббер, комбинат, компания, консорциум, концерн, кооператив, корпорация, объединение, предприятие, пул, синдикат, товарищество, трест, финансово-промышленная группа, фирма, фонд, холдинг и др.

Организационные формы интеграции компаний

Организационные формы классифицируются по двум типам:

1. единоличные организационные формы: предприятия или организации, в которых среди учредителя не более одного юридического лица;

2. объединения на основе либо принципа кооперации, либо концентрации.

Венчур - предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими наукоемкими работами, благодаря которым осуществляются рискованные проекты (обычно создаются крупными компаниями, в случае неудачи – дистанцируются, успеха – показывают главенство).

Банки – специализируются на финансово-кредитных операциях.

Выделяют:

банк-эмитент - банк, выпускающий в обращение денежные знаки, ценные бумаги, расчетно-платежные документы;

банки-корреспонденты - банки, выполняющие на основе корреспондентских договоров поручения других банков по платежам и расчетам через специальные открытые счета;

ипотечный банк - выдает долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества, а также выпускает закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.

Биржа — государственная или частная организация, предоставляющая помещения, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получающая за это комиссионные от сделок и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Биржа организует оптовую торговлю массовыми товарами (товарная биржа) или систематические операции по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты (фондовая биржа).

Джоббер – это фирма-посредник, скупающая отдельные крупные партии дефицитных продовольственных и промышленных товаров для быстрой перепродажи.

Основные групповые организационные формы организаций.

Сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, степени их самостоятельности – консорциумы, концерны, синдикаты, пулы, конгломераты и т.п.

Организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на жесткие и мягкие.

Жесткие основаны на том, что одни компании в той или иной степени владеют активами других и поэтому могут навязывать им свою волю.

Мягкие базируются на договорах, где четко прописаны права и обязанности каждого субъекта, добровольно присоединяющегося к интегрированной структуре. Мягкие формы чаще используются для международных объединений, позволяя вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности, а также национальной обособленности.

5. Коммуникации в организациях

Организационные коммуникации - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля.

Коммуникации как явление представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, принципы, закономерности, положения) отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций, процедур и операций, а также систему документооборота.

Коммуникации как процесс - это фактические отношения работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям и, кроме того, между человеком и информационными отношениями.

Теория организации рассматривает коммуникации между организацией и внешней средой, между подразделениями компании, между работниками подразделений по уровням производства и управления, неформальные.

Формы и методы коммуникаций

Традиционно выделяют две формы коммуникаций — вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация - информация передается в символах при помощи слов, языка.

Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи мимики, эмоций, жестов и т.д.

Вербальная коммуникация подразделяется на устную и письменную Устная коммуникация наиболее эффективна с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи.

Письменная — обеспечивает более высокую степень чистоты передачи

информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение

неопределенного времени.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие коммуникационные средства: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.

Внутриорганизационные правила и процедуры (регламент) представляют собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни.

Меморандум — это формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому (нескольким). Он содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания и тему послания. В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80% письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.

Справочник сотрудника — брошюра, содержащая основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Сегодня справочники являются неотъемлемым атрибутом коммуникационного процесса большинства организаций развитых стран. Справочники

сотрудника преследуют три основные цели:

 изложить базовые ценности и философию компании, ее

долгосрочные и краткосрочные цели;

 объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает

от них и какие обязательства оно берет на себя;

 предоставить справочную информацию, облегчающую

сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании

Наши рекомендации