Типы организационных структур (механическая, органистическая, матричная, дивизионная), их характеристика

Механическая структураотражает строение системы, т.е. состав и взаимосвязь ее элементов. Элементы системы образуют целое благодаря связи между ними.Суть механического подхода к построению организации состоит в том, что организация рассматривается как система, имеющая сходство с машиной. Она работает по установленному порядку, точно и надежно.

Органистическая структурахарактеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.В большинстве случаев органические структуры создаются временно для реализации конкретных проектов, программ или решения проблем.

Органическая модель структуры организации противоположная механистической поскольку их характеристики являются следствием различного понимания эффективности Если М Вебер считал, что менеджеры получают результаты путем распоряжений, подчиненные считают законными и справедливыми, и ус си силы менеджеров организации должны направляться на повышение эффективности и производительности. Матричнаяструктурапредполагает комбинацию двух организационных альтернатив: продуктовой (проектной) и, как правило, функциональной. В этом случае появляются две формальные группы структур: функциональные подразделения и проектные группы, действующие как на постоянной, так и на временной основе. Матричная структура представляет собой организацию, построенную по принципу двойного подчинения исполни­телей: с одной стороны – руководителю функциональной службы, с другой – руководителю Дивизионнаяорганизационная структурашироко используется в условиях много продуктового производства или в международных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает предоставлять больше автономии отделениям в разных странах. Данный тип структуры нередко характеризуют сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля). Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения.   БИЛЕТ 8 Билет №8 1.Общее понятие об основных философских теориях, являющихся методологической основой организационного менеджмента. Единственной универсальной теории управления изменениями организации и организационного поведения не существует. Объясняется многофакторностью управленческих явлений, их беско­нечным множеством, каждое из которых имеет свойственное толь­ко ему сочетание особенностей и, следовательно, технологию реализации. Сложность разработки обусловлена появление большого числа теорий, каждая из которых отражает один, в луч­шем случае, несколько аспектов управленческого явления. В числе таких теорий можно назвать структурно - ситуационную теорию, теорию рациональной случайности (случайных трансформаций), те­орию ресурсной зависимости, неоинституциональную теорию, фе­номенологическую теорию, фокусно – селекционную теорию, популяционно – экологическую теорию (теорию естественного отбора), теорию организационной игры и др. Для исследования и проектирования организации и организационного поведения наибольшее значение имеют теории, освещающие условия и предпосылки поведения организации в целом, так называемые теории организации, теории управления персоналом, теории пове­дения человека с позиций его «Я – концепции», теории мотивации, лидерства, руководства, коммуникаций, стратегического, операционного и инновационного менеджмента. В большинстве случаев при управлении организацией и организационным поведением приходится ориенти­роваться не на одну, а на комплекс теорий менеджмента. В состав этого комплекса входят как современные теории, так и теории, олицетворяющие эволюцию управленческой мысли. 1.Общее понятие об основных философских теориях, являющихся методологической основой организационного менеджмента. Философские теории познания сводятся к поиску ответа на следующие вопросы: Какова природа знания? Какими путями сознание субъекта добывает и проверяет зна­ние об объекте? Что такое сознание человека, его генезис и структура? Как могут два разных сознания понимать друг друга или как возможно сознание? Как взаимодействуют различные виды знания, в чем причины их дифференциации и есть ли перспектива их синтеза? Существуют ли границы человеческого познания? Ответы на эти вопросы лежат в основе организации мировоззренческой и практической деятельности человека, определяют его субъект­ную направленность и установку в решении разнообразных кон­кретных задач. Философские теории бывают: пессимистические (негативистские) - Теория скептицизма и Агностицизм; оптимистические (конструктивные) - Теория научного реализма, Редукционизм, Физикализм, научный материализм; платонические - Все изменения заложены генетикой развития окружающего человека мира. Человек и все, что происходит вокруг него, детерминировано извне. Что подразумевает сделать человек - есть результат реализации уже созданной без его участия программы.; имманентистские - Знание является внутренне (имманентно) присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же, напротив, во всей своей субъективной ненадежности. Любые вещи и любые виды опыта даны человеку через призму его сознания; трансценденталистские - Знание есть продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания. Задача исследования процесса познания состоит не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, т.е. одинаковых для всех людей, структур субъективности, благодаря которым они одинаково продуцируют и понимают знание.. Таблица 1 – Краткая характеристика основных философских теорий, являющихся методологической основой организации и организационного поведения
Группы Наименование теории Сущность теории (основные принципы)
Пессимисти-ческие (негативистские) теории Теория скептицизма Отрицание возможности доказательного и всеобщего знания
Агностицизм Отрицание возможности познания сущности вещей (бесконечность процесса познания - за познанной сущностью каждый раз открывается новая и более глубокая сущность)
Оптимисти- ческие (конструктивные) теории Теория научного реализма Знание есть продукт зеркального отражения внешнего мира; человек познает мир без опосредующего влияния социума, его культуры, практики и языка.
Редукционизм Сведение сложных закономерностей к более простым, апелляция к данным естественных наук, утверждение о возможности решать проблемы, не пребегая к философским методам анализа.
Физикализм Решение проблем переводом их на язык фундаментальных теорий и физических законов (например, физикоэкономика)
Физиологический редукционизм (научный материализм) Продукты познавательной деятельности объясняются посредством процессов и состояний, происходящих в организме человека (тело, психика, мозг, сознание)
Нативизм Мозг человека с рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки мыслительной деятельности и способности человека Типы организационных структур (механическая, органистическая, матричная, дивизионная), их характеристика - student2.ru являются генетически врожденными
Эволюционная теория познания Знание выполняет функцию биологической адаптации человека к внешней среде. Не следует стремиться изменить внешнюю среду - нужно приспосабливаться к ней для достижения своих целей
Генетическая эпистемология Знание является следствием активной предметно - практической деятельности человека в окружающем его мире. Развитие науки и структура научного исследования соответствуют стадиям интеллектуального развития индивида.
Прагматическая гносеологическая теория Знание должно рассматриваться с позиций его практической полезности. Источником знаний является преодоление проблемных ситуаций. Истина есть успех, заблуждение-неуспех в их преодолении.
Диалектический материализм В основе познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика. Практика - главный критерий истинности знаний.
Имманен- тистские теории Субъективный идеализм (имманентный субъективизм), имманентный объективизм; платонический имманентизм Знание является внутренне (имманентно) присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же, напротив, во всей своей субъективной ненадежности. Любые вещи и любые виды опыта даны человеку через призму его сознания
Платонические теории Христианская гносеология, теория гносеологического согласования мира вещей и мира идей; философия тождества Шеллинга; гегелевский панлогизм и др. Все изменения заложены генетикой развития окружающего человека мира. Человек и все, что происходит вокруг него, детерминировано извне. Что подразумевает сделать человек - есть результат реализации уже созданной без его участия программы.
Трансценден-тализм Феноменология Знание есть продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания. Задача исследования процесса познания состоит не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, т.е. одинаковых для всех людей, структур субъективности, благодаря которым они одинаково продуцируют и понимают знание. Любые исследования следует проводить с учетом закономерностей субъективного восприятия их людьми. Адекватность изменений субъективным оценкам - есть ожидаемый результат.

Наши рекомендации