Типы и характеристика организационных структур
Структура организации в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной либо проблемно-целевой. Первые шесть типов структур вкратце рассмотрены в таблице 3.2. Проблемно-целевая структура рассматривается отдельно.
Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить анализ основных факторов, влияющих на формирование структуры, которые упоминались в начале данного раздела.
К факторам развития структуры предприятия относятся следующие:
• развитие специализации и кооперирования производства;
• автоматизация управления;
• применение совокупности научных подходов к проектированию структуры и функционированию системы менеджмента;
• соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);
Таблица 3.2-Классификация типов структур организаций
Тип структуры | Особенности структуры | Упрощенная схема |
1. Линейная | Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется по вертикали от руководителя (нулевой уровень) к производственным подразделениям (уровни 1, 2, 3 и т.д.), выполняющим управленческие функции. | |
2. Функциональная. | Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производственными подразделениями. | |
3. Линейно-функциональная | Планирование работ и контроль их выполнения осуществляется функциональными подразделениями (А, Б, В и т.д.). Работы выполняются производственными подразделениями. Все подразделения подчиняются руководителю. | |
4. Матричная (штабная). | К линейно-функциональной структуре добавляются генеральные конструкторы или менеджеры проектов (I, II, III и т.д.), которые отвечают за конкурентоспособность объектов. Точки в пересечениях линий показывают открытость любых связей по вертикали и горизонтали. | |
5. Бригадная | На предприятии (в организации) формируются комплексные бригады из 10-15 человек (куда входят конструкторы, технологи, экономисты, рабочие и др.) для выполнения отдельных видов работ и изготовления составных частей продукции. (Например, в компании «Боинг» сформировано более 200 и 5 координирующих «горизонтальных» бригад). | |
6. Дивизиональная | Этот тип структуры приемлем для диверсифицированных концернов, подразделяющихся на производства (дивизионы) по типам продукции. Функциональные подразделения имеются как у производств так и у концерна в целом. |
• перевод существующих структур управления на проблемно-целевую структуру.
Основные принципы формирования проблемно-целевой структуры предприятия:
• целевой подход, т. е. формирование структуры на основе дерева целей предприятия;
• комплексность в определении числа заместителей руководителя предприятия (1-й уровень дерева целей);
• ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);
• ориентация на конкретные товары или рынки при построении структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формирование финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей);
• отсутствие специальных подразделений для обязательной горизонтальной координации выполнения целей предприятия;
• обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;
• обеспечение маркетологами координации решения проблем по достижению конкурентоспособности конкретных товаров (по горизонтали).
Таким образом, структура определяется числом и детальностью разработки принципов и требований к ее формированию, структурой дерева целей, содержанием положений об отделах и должностных инструкций.
Тема 4 Организация маркетинговой деятельности на предприятии
4.1 Маркетинг. Функции и структура службы маркетинга предприятия.
4.2 Методы исследования потребительского спроса
4.3 Методы планирования маркетинга. Элементы комплекса маркетинга