Школа административного (классического) менеджмента
Последователи научного менеджмента, занимаясь в основном поиском путей повышения эффективности процесса производства как такового, в то же время игнорировали проблемы управления организацией в целом. Данный недостаток был преодолен школой административного управления (менеджмента).
Эта школа, которую называют еще классической, оказала на практику менеджмента большее влияние, чем тейлоризм, поскольку разработала и предложила универсальные принципы управления, пригодные для всех его уровней во всех типах организаций. «Крестным отцом» классической школы, как и всего современного менеджмента, считается француз Анри Фяйоль (1841 - 1925), который в 1916 г. впервые изложил полную теорию менеджмента и сформулировал его основные принципы и функции в книге «Общее и промышленное управление».
В отличие от Тейлора, Файоль происходил из обеспеченной семьи. В течение тридцати лет он возглавлял крупную горнодобывающую компанию, которая в момент его прихода была на пороге краха, а к концу карьеры стала крупнейшей в мире.
Главное внимание Файоль уделял управлению персоналам, и прежде всего административными кадрами. Саму работу предприятия он сводил к следующим основным видам деятельности:
1. технической, то есть к осуществлению технологического процесса;
2. коммерческой, предполагающей закупку, продажу, обмен факторов и результатов производства;
3. финансовой, связанной с накоплением, поиском и эффективным использованием денежных средств;
4. бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т. п.;
5. административной, призванной оказывать воздействие на работников. Причем, по мнению Файоля, хорошего администратора в инженерном вузе подготовить невозможно - его должна учить практическая работа;
6. защите жизни, личности и собственности людей.
Глубоко познав на практике закономерности функционирования фирмы, Файоль сформулировал 14 принципов административного управления, сохраняющих свое значение до настоящего времени:
1. Неотделимость власти от ответственности.
2. Разделение труда (однако у этого процесса есть предел, за которым его эффективность падает).
3. Единство распоряжения, или единоначалие.
4. Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководства и подчиненных.
5. Единство руководства по принципу «один руководитсль» и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».
6. Подчинение индивидуальных интересов общим.
7. Справедливое для всех вознаграждение.
8. Разумная специализация, ослабляющаяся с увеличением масштабов предприятия.
9. Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей.
10. Порядок, в основу которого положен принцип «каждому свое место и каждый на своем месте».
11. Справедливость, обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью администрации.
12. Устойчивость персонала, ибо текучка - следствие плохого управления.
13. Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавления собственного тщеславия.
14. Корпоративный дух, то есть общность интересов работников и коллективизм в труде.
Американским последователем Л. Файоля был ингженер- механик Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931), получивший образованно в Германии. Вершиной его исследований было формулирование в 1912 г. 12 принципов производительности:
1. Исходный пункт управления - отчетливо поставленные цели.
2. Здравый смысл, требующий признания ошибок и поиска их причин.
3. Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.
4. Дисциплина, основанная на четкой регламентации деятельности, контроле, своевременном поощрении.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.
7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчировать хотя бы незапланированную работу», чем планировать работу, не диспетчируя ее».
8. Нормы и инструкции, способствующие поиску и реализации резервов.
9. Нормализация условий труда.
10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.
11. Письменное стандартные инструкции. Поскольку формулирование этого принципа вызвало обвинение Г. Эмерсона в приверженности к бюрократизму, он возразил своим оппонентам следующим образом: «Существует мнение, проповедуемое с большим паюсом, но все же совершенно безграмотное, будто бы стандартные инструкции убивают в работнике инициативу, превращают его в автомат. Если вспомнить о том, как порхает по воздуху воробей или как бегает по дерезу белка, то кажется, что лестницы только убивают инициативу в человеке, спускающемся с шестого этажа... Я же предпочитаю ограниченность, здравый смысл, удобство лестницы... Работать самым быстрым и легким способом - это значит сократить усилия, не снижая результатов, и освободить мозг для инициативы, для изобретения и разработки eine лучших способов.
12. Вознаграждение за производительность.
С именем Г. Эмерсона связывают дальнейшее распространение науки об организации производства в странах Европы
В этом же направлении развивал свои принципы организации управления известный всему миру автомобилией король начала XX столетия Генри Форд I (1863 - 1947).
Разработав конструкцию легкового автомобиля. Форд поставил перед собой цель сделать его дешевым. Для реализации этой цели Форд разработал непрерывно-поточну-ю систему, основанную на применении конвейеров в производстве. Его припципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим:
1. Строго построенная по вертикали организация управления нескольких предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.
2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное.
3. Развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продуктции.
4. Конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.
5. Постоянное совершенствование управлення.
В целом представители классической школы, и прежде всего Файоль, рассматривали организацию как замкнутую систему и искали внутренние возможности повышения ее эффективности как за счет совершенствования управления ею, так и путем создания основ для сотрудничества труда и капитала.Файоль, например, продолжал свои исследования даже после выхода в 1918 г. в отставку, возглавив созданный им научный центр.