Предельная склонность к потреблению и сбережению
ПОТРЕБЛЕНИЕ - ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВОКУПНЫХ РАСХОДОВ. ИСТОЧНИКОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ (С) ЯВЛЯЕТСЯ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД (Д;).Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (англ. save - s). СБЕРЕЖЕНИЯ - ЭТО ТА ЧАСТЬ ДОХОДА, КОТОРАЯ НЕ ПОТРЕБЛЯЕТСЯ.Вывод: Как потребление, так и сбережения находятся в непосредственной зависимости от уровня дохода и испытывают на себе влияние одних и тех же факторов, или Доход = сбережения + потребление.Потребление = доход – сбережения.Сбережения = доход - потребление. Сбережения в основном делают семьи, у которых доход превышает средний уровень. Чем беднее семья, тем меньше она сберегает; самые бедные имеют нулевое сбережение, живущие в долг - отрицательное сбережение.В отличие от сбережения, потребление существует во всех семьях. Но его нижний уровень не может упасть ниже прожиточного.Потребление удовлетворяет текущие нужды, сбережение - будущие.Связь между располагаемым доходом и потреблением называется функцией потребления.Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функцией сбережения. Доход людей может изменяться. Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют и какую накопляют.ДОЛЯ, ИЛИ ЧАСТЬ ПРИРОСТА (СОКРАЩЕНИЯ), ДОХОДА КОТОРАЯ ПОТРЕБЛЯЕТСЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ СКЛОННОСТЬЮ К ПОТРЕБЛЕНИЮ (МРС). Другими словами, МРС - это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине до-хода, которое привело к изменению потребления: МРС = изменение в потреблении/ изменение в доходе*100%.ДОЛЯ ЛЮБОГО ПРИРОСТА (СОКРАЩЕНИЯ) ДОХОДА, КОТОРАЯ ИДЕТ НА СБЕРЕЖЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ СКЛОННОСТЬЮ К СБЕРЕЖЕНИЮ (МРS).Другими словами, МРS - это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало: МРS = изменение в сбережениях/ изменение в доходе*100 %.Сумма МРS и МРС для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть, прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потреб-ленная доля (МРС) и сбереженная доля (МРS) должны поглотить весь прирост дохода: МРС + МРS = 1. До сих пор рассматривалась зависимость потребления и сбережения от дохода. Но на них влияют и другие факторы:1. Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимое имущество + ценные бумаги), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений. 2. Уровень цен. Возрастание уровня цен уменьшает потребление, снижение уровня цен его увеличивает.3. Ожидания. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то потребление растет, а сбережения падают, т.к. люди "покупают впрок" во избежание более высоких будущих цен и пустых полок.4. Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов снизит как потребление, так и сбережения. Снижение налогов их поднимет.
Психологический закон Дж. Кейнса: с ростом дохода люди склонны увеличивать свое потребление, но в меньшей мере, чем растет доход.
В этой связи используются следующие показатели:
Потребление – это общее количество товаров услуг, купленных в определенный промежуток времени.
Средняя склонность к потреблению (ARC) определяется как отношение потребляемой части НД (С) ко всему НД (Y):
Предельная склонность к потреблению (MRC) определяется как изменение потребления (∆С) к вызываемому им изменению дохода (∆Y):
Сбережения – это доход после уплаты налогов, неизрасходованный на приобретение потребительских товаров.
Средняя склонность к сбережению (ARS) определяется как отношение сберегаемой части дохода (S) ко всему доходу (Y):
Предельнаясклонность к сбережению (MRS) определяется как отношение изменения в сбережениях (∆S) к тому изменению в доходе, которое его вызвало (∆Y):
Между предельнойсклонностью к сбережению (MPS) и предельнойсклонностью к потреблению существует обратная зависимость: MPS = 1 - MPC.
Не связанные с доходом факторы потребления и сбережений - все факторы, помимо объема ВВП, влияющие на объем потребительских расходов и сбережений:
1 - богатство: обладание реальными и финансовыми активами;
2 - ожидания домохозяйств относительно будущих цен, денежных доходов и доступности товаров;
3 - задолженность потребителей;
4 - уровень налогообложения.