Этапы формирования и управление производственной программы агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс является сложной системой, обладающей всеми свойствами социальных систем – целостностью, иерархичностью и динамизмом, а также вероятностным характером поведения, зависящим от воздействия многих субъектов, различных внутренних и внешних факторов.
Неумение использовать в современных экономических условиях плановые методы управления аграрным производством на всех уровнях породило неспособность вырабатывать правильное направление развития аграрного сектора, обосновывать рациональную производственную структуру на долгосрочную перспективу, максимально адаптированную к реальным условиям и обеспечивающую высокую экономическую эффективность.
Практически полный отказ от использования планирования в аграрном секторе как одной из функций управления, одновременно с либерализацией экономики и приватизацией привели к разрыву хозяйственных связей, потере перспективы развития, неуправляемости экономическими процессами и, в конечном счете, способствовали глубокому спаду производства, снижению его эффективности. Как показало время, «на плаву» остались не те предприятия, которые располагали мощным производственным потенциалом, а наиболее мобильные, умеющие точно учесть конъюнктуру рынка, с максимальной отдачей использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Таким образом, для эффективного ведения производства предприятиям необходимо решить проблему адаптации к возможным изменениям во внешней и внутренней среде.
Аграрное производство имеет свои особенности, которые должны учитываться при построении производственной программы. Во-первых, в сельском хозяйстве земля выступает как основное средство производства. Во-вторых, для данной отрасли характерна территориальная сосредоточенность, что требует построения органов управления по территориально-производственному принципу и предоставления им большей, чем в других отраслях, оперативно-хозяйственной самостоятельности. В-третьих, разнообразие природно-экономических условий, сезонный характер производства и необходимость работать с живыми организмами (растениями, животными) требует организации производства с учетом занятости работников в течение всего года, а не только в период развития сельскохозяйственных культур, то есть необходимо проведение диверсификации производства, а также четкой согласованности между под отраслями и службами АПК. В- четвертых, при построении органов управления большое влияние оказывает многообразие форм собственности, в соответствии с которыми должны строиться органы управления аграрным предприятием.
Основная особенность аграрного сектора заключается в том, что аграрное производство подвержено сильному влиянию природных и социальных факторов, поэтому при создании производственной программы предприятий агропромышленного комплекса необходимо придерживаться следующих моментов:
- постановка новых, более сложных задач, обусловлена динамичностью и неопределенностью внешней среды;
- быстрая сменяемость задач и необходимость ускорения реакции предприятия на вызовы внешней среды;
- высокая цена ошибок от принятия неправильных (неэффективных) управленческих решений;
- отсутствие разработанных формализованных схем и процедур качественных неопределенных задач, характерных для управления в условиях непредсказуемости;
- неопределенность получения желаемого результата в аграрном производстве выступает одной из основных проблем, которую не всегда удается решить.
- На рисунке 1.1 представим основные составляющие сектора событий в агропромышленном комплексе.
Рис. 1.1. Сектор событий в агропромышленном комплексе
В аграрном секторе можно говорить о спектре событий, содержащем в себе четыре составляющих: спектр исходных экономических событий, спектр природных событий, спектр завершающих экономических событий и спектр финансовых событий. Первый спектр событий включает аграрную политику государства, колебания цен на потребляемые ресурсы, обеспеченность рабочей силой и другими факторами производства; второй создается изменениями погодных условий, уровня почвенного плодородия; третий - образуется в результате колебания цен на реализуемую продукцию. В спектре финансовых событий полученные от реализации деньги могут обесцениться под влиянием инфляции или, наоборот, принести дополнительный доход при условии умелого использования в деле.
Рассмотрим основные процессы управлением организации производства агропромышленным комплексом. Отметим, что конкурентная среда, колебания спроса и предложения, геополитическая обстановка и другие факторы неизбежно формируют элементы неопределенности развития предприятия.
Управление и планирование является инструментом преодоления и минимизации неопределенностей. Полное устранение неопределенности невозможно в силу разнообразия рыночных отношений, разноплановости хозяйственных интересов и действий участников производственных отношений. Это, в свою очередь, обуславливает поиск путей усиления контроля над внешней средой, один из которых заключается в максимально возможном задействовании внутреннего потенциала для закрепления в соответствующем сегменте рынка. В большей степени - это относится к контролю спроса посредством предложения конкурентоспособной и востребованной продукции [12, с. 128].
Такая задача имеет постоянный характер, требует выделения существенных ресурсов для проведения маркетингового анализа, изыскания резервов повышения эффективности и роста производительности труда, снижения непроизводительных затрат и простоев, максимально возможной загрузки производственных мощностей и оборудования, нормирование заделов и материальных запасов во времени и пространстве и т.п.
Без тщательного анализа производственных звеньев и их потенциалов невозможно видоизменить форму и методы промышленного производства [15, с. 87].
Всем этим условиям совместно с прогнозированием и среднесрочным планированием отвечает система оперативного управления производством, включающая в себя набор определенных средств и процессов.
Планово-управленческой деятельностью предприятия в качестве основных или дополнительных функций занимаются:
- лица принимающие решения предприятия;
- специалисты планово-диспетчерских, экономических и финансовых служб аппарата управления предприятия;
- руководство и специалисты структурных подразделений (производств, цехов).
Иерархические ступени управленческой работы предприятия определяют такие основные формы как централизованная, децентрализованная и интегрированная, включающая элементы обеих форм.
Лица, принимающие решения ответственны за выбор общих направлений развития, разработку программ развития и конкурентных стратегий. Исходными материалами для этого являются результаты маркетинговых исследований, позволяющие получить представления о тенденциях и динамике рынка и конкурентах, а также принять необходимые решения по формированию программ сбыта на долгосрочные и среднесрочные перспективы в объемном и стоимостном выражении.
Как правило, на агропромышленных предприятиях в управлении производственной деятельностью, в той или иной степени задействования, участвует большинство служб. Общее руководство плановой работой осуществляет планово-экономический отдел во взаимосвязи с бухгалтерией, отделом труда и заработной платы, финансовым отделом, отделом кадров, конструкторскими, технологическими службами, отделами капитального строительства, материально-технического снабжения, маркетинга и другими.
Кроме того планово-экономический отдел взаимодействует с диспетчерскими службами в осуществлении контроля над соблюдением планов работой в основных и вспомогательных цехах, а также в обслуживающих подразделениях.
Диспетчерские службы предприятия ответственны за учет и контроль выполнения программ производственной деятельности отдельных цехов и подразделений, в том числе по декадам, неделям, суткам и сменам, организовывают приемку качества входящих предметов труда, а также выпускаемой (готовой) продукции [23, с. 187].
Децентрализация управления от высшего управленческого звена к руководителям и специалистам подсистемных элементов осуществляется на стадии перехода от долгосрочного и среднесрочного планирования к оперативному управлению. На этом же этапе выявляются внутренние возможности и потенциалы развития.
Одним из средств, связующих виды управления, является бюджетирование, охватывающее всю информационную базу финансовых расчетов, движение ресурсов и позволяющее предвидеть основной результат деятельности предприятия - прибыль. Бюджетное оперативное планирование базируется на объемном программировании цеховой и межцеховой деятельности и используется как инструмент внутризаводской координации.
Определяется отраслевой принадлежностью, специализацией и объемом производства, типом применяемых технологий и оборудования и состоит из множества технических, организационно-административных и хозяйственных операций.
Например, на промышленных предприятиях выделяются два вида производственных операций: основные и вспомогательные.
Основными операциями являются процессы, связанные с непосредственным переходом предметов труда в новое качество - выпускаемую (готовую) продукцию.
Вспомогательные операции напрямую в создании нового качества не участвуют, но способствуют этому, являясь, в свою очередь, конечным продуктом внутреннего потребления.
В связи с тем, что оперативное управление предприятием реализуется как в общесистемном масштабе, так и на уровне отдельных подразделений, различают межцеховое и внутрицеховое управление.
Под межцеховым оперативным управлением понимается процедура установления основным и вспомогательным подразделениям взаимосвязанных производственных заданий, исходящих из программы производства предприятия на соответствующий период, и процессы, обеспечивающие согласованность и контроль в работе подразделений по исполнению таких подпрограмм.
Внутрицеховое управление включает организационные мероприятия, направленные на обеспечение выполнения производственных заданий, установленных для соответствующего подразделения (цеха), посредством их дефрагментации и доведения до участков и конкретных исполнителей, а также текущую деятельность по подготовке, контролю и регулированию производственных процессов.
Взаимосвязь между этими видами управления осуществляется за счет того, что выходные данные межцехового являются исходными для внутрицехового, а внутрицеховое оперативное управление и учет обеспечивают поступление необходимой информации для анализа, контроля и реакции на общезаводском уровне в режиме реального времени (посменно, посуточно, помесячно).
Таким образом, можно определить, что непосредственный процесс оперативного управления заключается в организации четко определенной совокупности работ, оказывающих воздействия на процессы производства и реализации продукции предприятия, а также операций, выполняемых в ходе решения производственных задач, посредством выполнения трех последовательных блоков: объемного, календарного и оперативного планирования на общезаводском, межцеховом, цеховом, участковом и бригадном уровнях, а также контроля их выполнения [22, с. 115].
Применительно к организации управления производством рассмотрим содержание и функции выделенных последовательных блоков процесса оперативного управления и планирования. Основным их содержанием является определение места выполнения производственных операций, в том числе по изделиям, сборочным единицам и деталям, выявление отклонений от установленных показателей, регулирование и корректировка в пределах календарного периода с помощью математического обеспечения, базы календарно-плановых нормативов, комплекса программных и технологических IT-средств, структуры планово-учетной документации, коммуникационно-информационных связей.
Выделенные блоки могут включать расходы на реконструкцию технологического оснащения предприятия, их модернизацию или замену, обучение и повышение квалификации трудового персонала и др.
Под объемным планированием понимается дефрагментация объемов работ (годовая производственная программа) по подсистемным элементам в стоимостном и натуральном (количественные и качественные показатели) выражении и временным периодам с учетом имеющихся производственных мощностей и оборудования в соответствии со стратегическими планами развития предприятия, портфелем заказов, среднесрочными и текущими планами реализации выпускаемой продукции.
Характерной особенностью объемного планирования производства продукции предприятия является широкое применение методов математического программирования.
Календарное планирование является последующим этапом и заключается в определении временных интервалов производственных процессов (начало и окончание работ), сроков передвижений изделий, узлов и деталей к другим подсистемным элементам, а также их возможной корректировке с учетом факторов внешней среды и внутренних изменений. Как правило, при календарном планировании в качестве плановых периодов избирается месяц, квартал, полугодие, год.
Широко применяются внутризаводские нормативы, регламентирующие процессы вовлечения ресурсов и возможностей предприятия в хозяйственную деятельность (размеры партий деталей, серий изделий, ритмичность, длительность производственных циклов, опережения запуска и выпуска, производственные заделы, нормативы незавершенного производства и материальных запасов).
Календарное планирование основного производства дефрагментируется как на общезаводском, так и на внутрицеховом уровнях, формируемых структурой и спецификой производственных процессов.
Так, в соответствии с типом производства (массовое, серийное, единичное) календарное планирование, как правило, осуществляется на основании соответственно подетально-пооперационного графика, подетального графика и графика-перечня деталей.
Текущее планирование - это распределение конкретных производственных заданий по номенклатуре и исполнителям на текущие плановые периоды (декада, неделя, пятидневка, сутки, рабочая смена, час). Трудоемкость текущего планирования обуславливает такие требования как:
- системность и комплексность;
- единство показателей;
- достоверность;
- оперативность (своевременность);
- многократность применения информации;
- адаптивность и гибкость к изменяющимся условиям;
- скорость корректировки;
- корпоративность и интегрированность.
Основными процессами оперативного планирования в рамках оперативного управления производственной деятельностью являются:
1) отбор и обоснование планово-учетных единиц;
2) расчеты загрузки производственных мощностей и технологического оборудования;
3) формирование календарно-плановой нормативной базы;
4) объемное программирование цеховой и внутрицеховой деятельности;
5) построение межцеховых и внутрицеховых календарно производственных графиков;
6) определение текущих (суточных, сменных, часовых и т.п.) заданий.
Схематично система и взаимодействия процессов оперативного планирования производственной деятельности по Гончарову В.Н. изображена на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Основные процессы оперативного планирования
производственной деятельности предприятия
Процесс отбора планово-учетных единиц заключается в обосновании детализации или укрупнении номенклатуры выпускаемой продукции соответственно уровню оперативного планирования по ниспадающей - от крупных планово-учетных единиц на межцеховом уровне (заказ, комплект, агрегат) до мелких планово-учетных единиц (узел, деталь) на цеховом и внутрицеховом уровнях (участок, бригада, рабочее место).
Расчет загрузки производственных мощностей и технологического оборудования носит предварительный характер и определяет возможности производства в планово-календарный период на соответствующем уровне. Данный процесс ориентирован на максимальную загрузку производства, минимизацию простоев и потерь рабочего времени, сокращение сроков освоения новых видов продукции и т.д.
Формирование календарно-плановой нормативной базы (календарное опережение по технологическому переделу, величина задела, норма материалов незавершенного производства, продолжительность производственных циклов и т.д.) заключается в нормировании непосредственного производственного процесса во времени, в пространстве и стоимости ресурсов.
Такие нормативы представляют собой расчетные прогрессивные величины соответствующих параметров, определяемые прямыми методами исчисления или аналоговыми (сравнение, применение переводных коэффициентов, бальные коэффициенты).
Объемное программирование цеховой и внутрицеховой деятельности предусматривает определение на основе календарно-плановой нормативной базы сроков выполнения производственной программы на соответствующий период на принципах равномерной и ритмичной загрузки заводских подразделений (цехов, участков, бригад, рабочих мест), пропускной возможности технологических мощностей и оборудования, а также комплектного обеспечения конечного производственного участка сборочными деталями и узлами.
Построение межцеховых и внутрицеховых календарно-производственных графиков обобщает вышеприведенные процессы оперативного управления и является процедурой, позволяющей определить текущие (декадные, недельные, суточные, сменные, часовые и др.) задания производственным подразделениям и непосредственным исполнителям. Специфика построения таких графиков определяется типом производства (массовым, серийным или единичным) и должна отражать прогрессивную направленность планирования.
Разработка и утверждение сменно-суточных заданий является наиболее оперативной формой текущего управления и конкретизирует по рабочим дням распределение месячного задания. Их действенность базируется на своевременной подготовке производства, включая обеспечение заготовками и материалами, инструментом и оснасткой, документацией и т.п. Именно при этом процессе оперативного планирования особое значение отводится таким элементам управления как учет, контроль сроков и качества, устранение возможных отклонений. В связи с этим повышается роль сбора, точности и своевременной передачи оперативной информации посредством соответствующих технологических средств.
О.Г. Туровец основные процессы оперативного планирования в системе управления производственной деятельностью подразделял на два этапа.
Первый этап состоит в разработке на базе производственной программы предприятия на плановый период (календарный год), оперативных планов изготовления и выпуска продукции. Данный этап носит название - оперативно-календарного планирования.
Второй этап, называемый диспетчированием, заключается в непрерывно осуществляемом учете и контроле хода производственного процесса, а также регулировании возможных отклонений от установленных заданий. Это позволило ученому включить в состав основных процессов оперативного планирования предприятия процессы оперативного учета, контроля и регулирования, в том числе выполнения работ, объема незавершенного производства, обеспечения материалами, инструментом, транспортом и так далее [10, с. 191].
Отметим, что все процессы оперативного планирования на современном промышленном предприятии должны быть связаны единством и системностью применяемых методов, показателей и нормативов и соответствовать организационному типу производства.
На российских агропромышленных предприятиях традиционно используются следующие системы оперативного планирования производственной деятельности, выбор которых определяется организационным типом производства:
- система позаказного планирования;
- система стадийного планирования по опережениям (опережение - временной отрезок, на который предыдущая часть производственного процесса опережает последующую);
- система планирования на склад (при этой системе контролируется и регулируется наличие деталей и сборочных единиц на промежуточных складах);
- система планирования по заделам (устанавливается нормативная величина задела в объемном или временном измерении);
- система планирования по ритму выпуска продукции;
- комплектная система планирования (предполагает комплектование деталей по одинаковой величине опережений, периодичности запуска-выпуска и подачи в сборочные цеха) и другие [9, с. 58].
Считаем необходимым, помимо таких важнейших функций оперативного управления как организационно-мотивационные и планирование, остановиться подробнее на контроле отклонений и выработке корректирующих решений.
Данные процедуры предусматривают анализ информации по контролируемым величинам, определение масштаба и объема его проведения, а также выработку мероприятий по устранению возможных отклонений. Отсюда контроль в управлении производством является логическим продолжением организации и планирования, основывается на проведении сопоставлений фактических и плановых критериев, допустимых отклонений от них и служит для выявления степени достижения конкретной цели и выяснения причин их появления. По результатам контроля вырабатываются мероприятия по устранению выявленных отклонений.
В связи с этим важнейшим связующим элементом всех функций управления в современных условиях становится информационное обеспечение, конфигурация которого и методы обработки информации должны обеспечивать сбор, обработку и предоставление существенных для принятия не только оперативных, но и стратегических управленческих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия: учебник / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2015. – 290 с.
2. Анализ финансово–экономической деятельности предприятий: учебник / Н.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 269 с.
3. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 290 с.
4. Бочаров В.В. Финансовый анализ: учебное пособие / В.В. Бочаров. – СПб: Питер, 2015. – 240 с.
5. Буряковский В. В. Финансы предприятий: учебник / В.В. Буряковский. – М.: Юнити, 2016. – 395 с.
6. Васильева Л.С. Финансовый анализ предприятия: учебник / Л.С. Васильева. – М.: Кнорус, 2015. – 544 с.
7. Волков А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем: научное издание / А.С. Волков. – М.: Вершина, 2015. – 326 с.
8. Володина А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник / А.А. Володина. – М.: Инфра-М, 2016. – 510 с.
9. Воробьев Ю.Н. Методические принципы оценки результативности функционирования финансового капитала / Ю.Н. Воробьев. // Экономика и Управление. – 2015. – № 1. – С. 15-21.
10. Голик Е.Н., Е.В. Маликова. Налоговые методы стимулирования развития малого предпринимательства в 2015 г. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.2015. -№ 1. - С. 32-37.
11. Гладышева Е.А., А.С. Горошко. Последствия предоставления налоговых льгот // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т.- 2014. - С.45- 48.
12. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебник / Л.Т. Гиляровская. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 615 с.
13. Губин В.Е. Анализ финансово–хозяйственной деятельности: учебник / В.Е. Губин. – М.: Форум, 2015. – 336 с.
14. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Накифорова. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.
15. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия: монография / О.В. Ефимова. – М.: ИНФРА-М. 2015. – 236 с.
16. Казак А. Ю. Финансовая политика хозяйственных субъектов: проблемы разработки и внедрения: научное издание / А.Ю. Казак. – Екатеринбург: АМБ, 2015. – 412 с.
17. Клюкович З.А., Гашенко И.В. Некоторые направления реформирования налоговой системы России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -2012.- № 37.- С. 268-278.
18. Канке А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.
19. Курочкина Н.В. Значение и сущность специальных налоговых режимов в современной экономике // Налогообложение.-2013.-№43(289).- С.44-56.
20. Ковалёв В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2015. – 223 с.
21. Ковалева А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 521 с.
22. Когдиенко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие / В.Г. Когдиенко, М.В. Мельник, И.Я. Быковников. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2015. – 471 с.
23. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / Н.В. Колчина. – М.: Юнити – Дана, 2015. – 383 с.
24. Косов А.В. Финансовое планирование. Внутрифирменное планирование: учебное пособие / А.В. Косов. – М.: МИИГАиК, 2015. – 95 с.
25. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие / Г.Н. Лиференко. – М.: Экзамен, 2015. – 160 с.
26. Лермонтов Ю.М. Совершенствование специальных налоговых режимов и стимулирование развития малого бизнеса.// Мнения. Комментарии. Рекомендации.-2013.-№1(163). С.9-15.
27. Мардаровская Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / Ю.В. Мардаровская. – М: Элит, 2014. – 272 с.
28. Маршалл Дж.Ф. Финансовая инженерия. Полное руководство по финансовым нововведениям: учебное пособие / Дж.Ф. Маршалл, В.К. Бансал. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 784 с.
29. Попов В.М. Анализ финансовых решений в бизнесе: монография / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. – М.: Кнорус, 2015. – 240 с.
30. Попов В.М. Анализ финансовых решений в бизнесе: учебное пособие / В.М. Попов. – М: КноРус, 2015. – 236 с.
31. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2015. – 679 с.
32. Современный управленческий анализ: учебник / Л.В. Попова, Т.А. Головина, И.А. Маслова; Под ред. Л.В. Поповой. – М.: ДИС, 2016. – 271 с.
33. Управление финансами (финансы предприятий): учебник / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И.И. Добросердова; Под ред. Р.Г. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 224 с.
34. Украинцева И. В., Авдеева А. И. Предпринимательская деятельность и ее особенности в сельском хозяйстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 23. – С. 100–103. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770442.htm.
Фомин П.А. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики: учебное пособие / П.А. Фомин, В.В. Хохлов. – М.: Эксперт, 2015. – 320 с.