Анализ емкости рынка нефтепродуктов России
Рост объемов добычи нефти за период с 2009 по 2011 гг. происходил за счет новых upstream-проектов в Восточной Сибири и на Северном Каспии.
Рисунок 13 Динамика добычи нефти и газового конденсата
За первое полугодие 2012 года добыча нефти и газового конденсата в России составила 212 млн.тн. В 2011 году объем добычи нефти с конденсатом в России вырос на 1,2% и составил 511,4 млн. т.
В 2010 году в России всего было добыто 505,5 млн. т нефти с конденсатом, что на 2,3% превышает показатель 2009 года.
Рост добычи нефти на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока в 2010 году был на уровне 31,4%, в 2011 году добыча нефти была на уровне 48.8 млн. т., рост составил 2,3%
Помимо внутреннего использования определенные объемы нефти и газового конденсата экспортируются.
В 2009 году из России экспортировано 248,7 млн. т нефти и конденсата, что на 0,4% больше по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 году объем экспорта увеличился еще на 0,7%. Росту объемов экспорта способствовало увеличение добычи нефти на новых месторождениях. В 2011 году экспорт нефти снизился до минимального показателя за рассматриваемый период и составил 244 млн. тн.
Рисунок 14 Динамика переработки нефти и газового конденсата
В 2009 году объем первичной переработки нефтяного сырья в России незначительно увеличился по сравнению с 2008 годом и составил 236,7 млн. т. В 2010 году, на фоне восстановления мировой экономики, повышения спроса на нефтепродукты и роста цен на нефть маржа переработки нефти в России увеличилась, что привело к росту объемов переработки сырья на НПЗ страны.
По итогам 2010 года в России переработано 249,9 млн. т нефтяного сырья, что на 5,6% превысило соответствующий показатель 2009 года. В 2010 году основной прирост переработки сырья обеспечили НПЗ вертикально интегрированных нефтяных компаний, объем переработки нефти на независимых малых и средних НПЗ в сумме вырос на 4,8 млн. тн., что составило 36% от суммарного увеличения переработки сырья в России. Свою роль в росте объемов переработки нефти сыграли также недавний ввод в эксплуатацию и расширение мощностей на некоторых малых и средних НПЗ (Новошахтинский НПЗ, Антипинский НПЗ, Ильский НПЗ, Славянский битумный завод).
Рост объемов переработки нефтяного сырья продолжился и в 2011 году, но уже не был столь значительным, как годом ранее. На НПЗ России в 2011 году было переработано 256,4 млн. т сырья, рост составил 2,6%. В результате переработки сырья было получено 90,4 млн.тн. автобензина; 47,5 млн.тн. дизельного топлива; 17,8 млн.тн. мазута (рисунок 15)
Рисунок 15 Объемы производства нефтепродуктов российскими нефтеперерабатывающими предприятиями на внутренний рынок
Представленная на рисунке 4 динамика производства нефтепродуктов позволяет сделать вывод сохранении темпов производства автобензина в 2011 году по сравнению с 2010 годом составляющих 36 млн.тн., сохранении темпов производства дизельного топлива на 70 млн.тн. и темпов производства мазута 9 млн.тн.
За период с 2005 по 2011 гг. на российском рынке нефтепродуктов произошли следующие изменения: увеличились темпы производства автобензина
( на 4 млн.тн.) с 32 млн.тн в 2005 г. до 36 млн.тн. в 2011г.; росте производства дизельного топлива (на 10 млн.тн.) с 60 млн.тн. до 70 млн.тн.; увеличение темпов производства мазута с 8,2 млн.тн. до 9,3 млн.тн. в 2011г.
Данные тенденции обусловлены развитием рынка автомобильного транспорта и сельского хозяйства, строительной отрасли, промышленности.
В 2011 году российский автомобильный рынок продемонстрировал высокие темпы роста благодаря повышению индекса потребительской уверенности, снижению уровня безработицы, доступности автокредитования, оживлению спроса, а также принятию мер государственного стимулирования посткризисного восстановления рынка автомобильной техники. Продажи новых легковых автомобилей (пассажирских и малотоннажных грузовых) увеличились на 39%, а новых грузовых автомобилей − на 35% по сравнению с показателями 2010 года. В то же время производство легковых автомобилей, по предварительным оценкам, выросло на 43%, а грузовых — на 30%.
Являясь одним из развивающихся рынков, Россия до сих пор находится в стадии ускоренного восстановления спроса на автомобили после падения продаж более чем на 1,5 млн. автомобилей в 2009 году. За 2011 год продажи легковых автомобилей в России выросли на 39%, а за 2010 год — на 30%. Высокие темпы восстановления спроса в России во многом объясняются программой утилизации автомобилей, проходившей с марта 2010 года по июнь 2011 года, и отложенным спросом. Россия представляет собой второй по величине автомобильный рынок Европы после Германии и имеет значительный потенциал роста.
В России на 1000 жителей приходится 250 автомобилей, в то время как в Германии аналогичный показатель составляет более 500 автомобилей, а в США — более 640 автомобилей.
Значительный вклад в развитие автомобильного рынка внесли российские производители автомобилей. В 2011 году продолжился рост объемов производства легковых автомобилей. Так, темп роста объемов производства в 2011 году составил 143% по сравнению с предыдущим годом. Это было достигнуто, в первую очередь, за счет увеличения объемов производства иномарок в России, темп роста которых в первую очередь, за счет увеличения объемов производства иномарок в России, темп роста которых составил 154% по сравнению с 2010 годом.
Объемы производства российских брендов также увеличились, однако незначительно — на 6%. Всего за прошедший год в России было выпущено более 674 тыс. отечественных автомобилей и около 1053 тыс. иномарок. По данным Росстата и ведущих аналитических агентств прогнозируется дальнейший рост российского автомобильного рынка. Данный прогноз обусловлен следующими факторами:
1. Обновление физическими лицами устаревшего автомобильного парка, средний возраст используемых гражданами России автомобилей составляет 12 лет, срок полезного использования составляет в среднем 3-5 лет.
2. Рост числа программ автокредитования, предоставляемых банками совместно с автоконцернами.
3. Относительно низкая плотность автомобилей по сравнению с развитыми автомобильными рынками
4. Вступление России в ВТО в 2012 году и связанные с этим изменения таможенных пошлин.
В соответствии с вышеуказанными факторами и данными представленными аналитическим бюро «Эрнст энд Янг» прогнозируемые объемы реализации на российском рынке легковых автомобилей будут составлять: в 2012 г.-2700 тыс.шт.; в 2013г.-3000 тыс.шт.; в 2014г.-3400 тыс.шт.; в 2015г.-3700 тыс.шт. (рисунок 16)
Возможно незначительное снижение прогнозных данных в 2012 г. в связи с окончанием программы утилизации легковых автомобилей и ростом инфляции выше прогнозируемых пределов.
Рисунок 16 Прогноз реализации легковых автомобилей на российском рынке
В течение 2011 года российский рынок грузовых автомобилей продолжил восстанавливаться на фоне роста энергетического и промышленного секторов. Объем продаж новых грузовых автомобилей вырос на 35% по сравнению с 2010 годом и составил более 109,6 тыс. штук, в то время как объем производства увеличился на 30%.
Существенный рост объема производства грузовых автомобилей произошел в основном за счет российских марок (ГАЗ, КАМАЗ и других). В структуре продаж грузовых автомобилей также преобладают отечественные марки, которые по-прежнему более доступны для российских потребителей.
Продажи грузовых автомобилей в 2012–2015 годах в количественном выражении будут расти в среднем на 14% ежегодно. Предполагаемый рост отражает общее восстановление экономики в стране, потребность в обновлении парка грузовых автомобилей, а также расширение кредитного и лизингового рынков.
В соответствии с вышеуказанными факторами и данными представленными аналитическими организациями «Эрнст энд Янг», «Автостат» прогнозируемые объемы реализации на российском рынке грузовых автомобилей будут составлять: в 2012 г.-120 000 шт.; в 2013г.-140 000 шт.; в 2014г.-140 000 шт.; в 2015г.-180 000 шт. (рисунок 17)
Рисунок 17 Прогноз реализации грузовых автомобилей на российском рынке
В 2011 году объем продаж новых автобусов в России вырос на 13% по сравнению с результатами 2010 года и достиг, по предварительным оценкам, 15,1 тыс. штук. Увеличение объема производства также составило 13% относительно 2010 года. Следует отметить, что сегмент мини-автобусов продемонстрировал замедление темпов роста (увеличение объема на 8% в 2011 году по сравнению с 10% в 2010 году), в то время как сегмент автобусов на шасси грузовых автомобилей сократился более чем на 30%.
В дальнейшем рынок автобусов продолжит рост и в течение нескольких лет выйдет на докризисный уровень производства. Основными движущими силами развития рынка могут стать:
1. Необходимость обновления парка автобусов в связи с существованием большого разрыва между нормативным и фактическим обновлением автобусного парка
2. Увеличение доступности кредитных ресурсов в рамках общей финансовой ситуации в РФ.
На основании представленных прогнозных данных можно составить следующий прогноз потребления автобензина.
Рисунок 18 Прогноз потребления автобензина на российском рынке
В соответствии с прогнозом потребление автобензина на Российском рынке возрастет до 32,5 млн.тн. в 2012 г. и до 34,9 млн.тн., а к 2020г. согласно программе экономического развития России потребление автобензина должно вырасти до 40 млн.тн.
В тоже время существующие производственные мощности не позволят полностью удовлетворить потребности и объем производства автобензина к 2020 году вырастет до 38 млн.тн.
Сложившийся дефицит автобензина можно будет возместить за счет ввода вновь созданных производственных мощностей или посредством импорта готовой продукции.
Максимальное потребление автобензина происходит в Центральном Федеральном округе 30,1% от общего объема; 21,3% от общего объема приходится на Приволжский Федеральный округ; 13,1% от общего объема потребления приходится на Сибирский Федеральный Округ; 9,8% от общего объема потребления - на Северо-Западный Федеральный Округ; 9,6% от общего объема потребления – Уральский Федеральный Округ; 9,1 % от общего объема потребления на Южный Федеральный Округ; 3,8% от общего объема потребления- на Дальневосточный Федеральный Округ; 3,2 % приходится – на Северо-Кавказский Федеральный округ(рисунок 19).
Рисунок 19 Распределение потребления автобензина на российском рынке по регионам
Значительное потребление автобензина в Центральном, Приволжском, Сибирском Федеральных Округах продиктовано экономическим, промышленным развитием данных регионов и именно на эти рыночные сегменты должна быть направлена стратегия продвижения продукции ООО «Меркурий».