Общая характеристика отрасли

В последние годы развитие нефтеперерабатывающей промышленности России имеет явную тенденцию к улучшению состояния отрасли. Предыдущие пять лет можно назвать золотым веком нефтепереработки. Были реализованы интересные проекты, изменил направление финансовый вектор. За последние 1,5 года проведен также целый ряд важных совещаний по вопросам нефтепереработки и нефтехимии с участием руководства страны в гг. Омске, Нижнекамске, Киришах и Нижнем Новгороде, Самаре. Это повлияло на принятие целого ряда своевременных решений: были предложены новая методика расчета экспортных пошлин (когда постепенно уменьшаются ставки на светлые нефтепродукты и увеличиваются на темные, т. о. к 2013 г. ставки должны сравняться и будут составлять 60% от пошлины на нефть) и дифференциация акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от качества, разработаны стратегия развития отрасли до 2020 г. развития нефтепереработки с объемом инвестиций ~1,5 трлн. руб. и генеральная схема размещения объектов нефтегазопереработки, а также представлена система технологических платформ для ускорения разработки и внедрения конкурентоспособных на мировом рынке отечественных технологий нефтепереработки[1].

Для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.

При всех вариантах развития, кроме критического, ожидается рост объемов переработки нефти. Объем производства моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива, авиакеросина) может увеличиться до 115 – 135 млн. т в 2020 году. Выход светлых нефтепродуктов увеличится с 54 процентов в 2002 году до 66 – 68 процентов в 2020 году[2].

К 2020 г. планируется, что качество 80% выпускаемого бензина и 92% дизельного топлива будут соответствовать ЕВРО 5. При этом следует учитывать, что в Европе уже к 2013 г. будут введены более жесткие, экологические требования к топливам, соответствующие Евро 6. Среди планируемых к строительству компаниями 57 новых установок по улучшению качества: по гидроочистке, реформингу, алкилированию и изомеризации. Модернизация заводов с целью выполнения требований регламента в первую очередь связана с увеличением доли процессов, улучшающих качество нефтепродуктов.

Для увеличения доли высококачественных нефтепродуктов в экспортируемой товарной продукции необходимо осуществить коренную модернизацию действующих НПЗ и построить новые, прежде всего экспортно-ориентированные нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы на терминалах магистральных нефтепроводов в пограничных и приморских центрах. Такие комплексы запланированы. Часть из этих проектов находится на стадии реализации. Значительный объем работ по модернизации осуществляет ОАО «НК «Роснефть» на принадлежащих ей НПЗ. Ведется строительство Туапсинского НПЗ, планируется построить НПЗ в Приморске и Грозном.

Российская нефтяная отрасль России имеет следующие характерные особенности:

-вертикальная интеграция предприятий отрасли по всей цепочке от добычи продукции до ее розничной реализации;

-высокая степень консолидации отрасли;

-фактически олигопольный характер сферы производства (добычи и переработки), слабая конкуренция в мелкооптовой и розничной реализации.

Основная часть производства (добычи и переработки) и сбыта (оптовая, мелкооптовая, розничная реализация) сконцентрирована в руках крупнейших нефтяных компаний («Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Татнефть», «Башнефть»);

Наличие нескольких крупных нефтяных компаний с государственным участием, которые пользуются большей поддержкой и преференциями по сравнению с другими компаниями;

Ограниченное участие иностранного капитала в производственной деятельности на территории России, а также ограниченное участие иностранных инвесторов в капитале российских нефтяных компаний. Иностранные инвестиции в российскую нефтяную отрасль находятся под контролем государства; Непрозрачное ценообразование на всех этапах реализации нефтепродуктов, отсутствие единых и общепризнанных ценовых индикаторов. Действия регуляторов в отношении отрасли и нефтяных компаний, с одной стороны, направлены на поддержку и развитие крупнейших компаний, обеспечение их конкурентоспособности в глобальном масштабе. С другой стороны, регуляторы заинтересованы в максимальном контроле над деятельностью нефтяных компаний с целью обеспечения поступлений налоговых выплат в госбюджет.

Анализ итогов работы нефтяной отрасли России и ее положения в экономике страны позволяет сделать следующие выводы:

1. Нефтяная отрасль России обладает сложившейся структурой и рядом особенностей.

2. Облик отрасли (вертикальная интеграция и концентрация производства в рамках крупных компаний) соответствует ее роли в экономике России, а также возложенным на нее задачам (в первую очередь, в отношении наполнения федерального бюджета налоговыми выплатами);

В настоящее время нефтепереработка России существенно отстает в своем развитии от промышленно развитых стран мира. Суммарная установленная мощность нефтепереработки в России на сегодняшний день 270 млн. тонн год. В России в настоящее время действует 28 крупных НПЗ (мощностью от 1 млн. тонн нефти в год) и суммарной производственной мощностью 2 и 80 миниНПЗ. Распределение производственных мощностей по переработке нефти и газового конденсата представлены на рисунке 1.

Общая характеристика отрасли - student2.ru

Рисунок 1. Распределение нефтеперерабатывающих мощностей по Федеральным округам

Основные крупные предприятия по переработке нефтяного сырья представлены в таблице 1.

Таблица 1-Крупные предприятия по переработке нефтяного сырья

Наименование предприятия производственная мощность, млн.тн. год ввода в эксплуатацию
Центральный Федеральный Округ
Рязанская НПК
ЯрославНОС 13,5
Московский НПЗ 12,2
Северо-Западный Федеральный Округ
КиришиНОС
Ухта НП 3,2
Южный Федеральный Округ
     
Волгоградский НПЗ
Туапсинский НПЗ 5,2
Астраханский ГПЗ 3,3
Краснодарский НПЗ 2,2
Афипский НПЗ 3,7
Приволжский Федеральный Округ
НижегородНОС
ПермьНОС 12,4
Уфимский НПЗ 9,6
НовоКуйбышевский НПЗ 8,5
СалаватНОС 8,5
Сызранский НПЗ 8,9
ТАИФ-НК
Ново-Уфимский НПЗ 7,1
Куйбышевский НПЗ
Саратовский НПЗ 6,5
Марийский НПЗ 1,3
Уральский Федеральный Округ
Сургутский ЗСК
Сибирский Федеральный Округ
ОмскНОС 18,5
Ангарская НХК
Ачинский НПЗ
Дальневосточный НПЗ  
Комсомольский НПЗ 7,3
Хабаровский НПЗ 4,4

Крупные нефтеперерабатывающие заводы России, в основном, имеют длительные сроки эксплуатации: количество предприятий, пущенных в эксплуатацию более 60 лет назад – максимальное.

Распределение мини нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации представлено в таблице 2.

Таблица 2- Мини предприятия по переработке нефтяного сырья

Наименование Федерального округа Количество Мини НПЗ,шт. Суммарная производственная мощность, млн.тн.
Центральный 1,1
Северо-Западный 0,3
Южный
Приволжский 1,7
Уральский
Сибирский 1,4
Дальневосточный 0,8

Развитию этого сегмента рынка способствуют относительная простота конструкции, доступная стоимость строительства и обслуживания мини-НПЗ, быстрая окупаемость.

Мини-НПЗ сложно конкурировать с крупными нефтяными компаниями, постоянно ощущая их диктат. Поэтому рынок мини-переработки интегрируется в регионы. Тем более что потребность в нефтепродуктах на региональных рынках устойчива.

Близость к конечному потребителю предприятий по комплексной переработки нефти может существенно снизить стоимость топлива, другой продукции за счет сокращения расходов на транспортировку. Риски, связанные с недопоставками из-за аварий или других форс-мажорных ситуаций, также сократятся. Дополнительным преимуществом от расширения мини перерабатывающих заводов на рынке является децентрализация, которая ослабляет позиции монополистов в нефтеперерабатывающей отрасли.

Наши рекомендации