Модуль 1. Общая характеристика отрасли гражданского права.

Содержание

1. Вводная часть.................................................................................................................. 4

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины .................................................... 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы............ 4

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных

с планируемыми результатами освоения образовательной программы.................... 6

2. Структура и содержание учебной дисциплины.......................................................... 7

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся...........................................................................................................…7

2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.......... 8

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ...................................................................15

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) .................................................................................................................................. 16

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) .................................................................................31

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)…………………………………….………….............…………………….……34

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) ………………………………………………………...........................................……….35

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………….............………………...40

9.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………………….................41

1.1.Вводная часть

1.1. Цель и задачи дисциплины

Изучение дисциплины гражданского права способствует формированию у студентов навыков толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; владеть терминологией и основными понятиями, используемыми в гражданском законодательстве; методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методами анализа следственной и судебной практики; навыками осуществления профессиональной деятельности.

Цель преподавания дисциплины изучение гражданского законодательства, основных институтов отрасли гражданского права, знакомство с основными направлениями доктрины гражданского права, формирование знаний основных категорий и понятий гражданского права, общих положений действующего федерального гражданского законодательства, развитие у студентов навыков работы с гражданско-правовыми актами.

Задачи изучения дисциплины:

а) получение системы знаний об основных институтах и разделах дисциплины «Гражданское право»;

б) изучение источников гражданского права Российской Федерации;

в) ознакомление с основными видами гражданских правоотношений.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Гражданское право» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках приобретенных студентами в ходе изучения общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин.

Требования к входным знаниям. Студент должен:

Знать:

- ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук;

- основные понятия и категории в праве, систему законодательства России, предмет, метод и систему отраслей российского права.

Уметь:

- находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- классифицировать общественные отношения с точки зрения воздействия на них норм права;

- отличать нормативно-правовой акт от ненормативного правового акта;

- классифицировать права и обязанности с точки зрения их социального назначения;

- толковать положения нормативно-правовых актов;.

Владеть:

- элементами причинно-следственного анализа;

- навыками исследования несложных реальных связей и зависимостей;

- языком массовой социально-политической коммуникации, позволяющим осознанно воспринимать соответствующую информацию.

Взаимосвязь дисциплины «Гражданское право» с другими дисциплинами

Читаемые до: Дисциплины Цикл Семестр
Правоведение Пр. обесп. упр. деят-ти ГСЭ ГСЭ
Читаемые одновременно Системный анализ Правовые основы рос. гос-ва МиС ГСЭ
Читаемые после   Организация производства на предприятии Венчурное предпринимательство ПЦ   ПЦ  

Дисциплина изучается на втором курсе в третьем семестре.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы для дальнейшего изучения дисциплин:

Организация производства на предприятии

Венчурное предпринимательство

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины "Гражданское право"

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-4 Способность принимать организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях. Знать: - права и обязанности хозяйствующего субъекта. - основы правового статуса субъекта малого и среднего бизнеса. - основные понятия договорного права. Уметь: - анализировать гражданско-правовые договоры. Владеть: - навыками разработки проектов договоров. - навыками работы с нормативными актами и профессионально грамотно использовать их содержание при решении конкретных вопросов.
ОК-6 Владеть навыками публичной и научной речи · Знать: - основные понятия в гражданском, объекты гражданских прав, особенности правовой охраны. - систему нормативных источников регулирования гражданских отношений. · Уметь: - находить нужный нормативный правовой акт. · Владеть: - - правовой культурой, понятийным юридическим аппаратом.
ОК-9 Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Знать: - основы правовой квалификации правонарушений. - понятие, признаки имущественной ответственности. Уметь: - различать виды юридической ответственности; - принимать юридически верные решения; Владеть: навыками принятия управленческих решений.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Структура и содержание дисциплины

Вид учебной работы Очное Заочное
Общее количество часов
Зачетных единиц
Аудиторные занятия, в том числе: Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа – всего в том числе
Отчетность (форма контроля):
Экзамен 3 сем. 2 сем.
Контрольные мероприятия
контрольные работы
домашние контрольные задания
       

2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Модуль 3. Общие положения о наследовании.

Наследование по закону и завещанию. Приобретение наследства. Наследование отдельных видов имущества.

Законодательство РФ

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ от 05. 12. 1994г. № 32, ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.

6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Закон РФ от 21.07.1997. № 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ Российской Федерации от 28.07.1997, №30, ст. 3594.

7. О несостоятельности (банкротстве): Закон РФ от 26.10.2002. № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014). // СЗ Российской Федерации от 28.10. 2002 г. № 43, ст.4190.

8. О переводном и простом векселе: Закон РФ от 11.03.1997. № 48-ФЗ // СЗ Российской Федерации от 17.03.1997, № 11, ст.1238.

9. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон РФ от 19. 06. 92. № 3085-1 (ред. от 02.07.2013). // Российская газета от 19 июня 1992 г., № 139.

10. О приватизации государственного и муниципального имущества: Закон РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 02.11.2013). // СЗ Российской Федерации от 28. 01. 2002 г. № 4, ст.251.

11. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 (ред. от 16.10. 2012). // Бюллетень нормативных актов, №1, 1992.

12. О производственных кооперативах: Закон РФ от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ (ред. от 30. 11. 2011). // СЗ Российской Федерации от 13.05.1996 г. № 20, ст.2321.

13. Об актах гражданского состояния: Закон РФ от 15.07.1997 года № 143-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм.от 02.04.2014) // СЗ Российской Федерации от 24.11.1997, №47, ст.5340.

14. Об акционерных обществах: Закон РФ от 26. 12. 95. № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ Российской Федерации от 01.01.1996 г. № 1, ст.1.

15. Об ипотеке (залоге недвижимости): Закон РФ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ (ред. от 07.05.2013). // СЗ Российской Федерации от 20.07.1998 г., № 29, ст. 3400.

16. Об ипотечных ценных бумагах: Закон РФ от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ Российской Федерации от 17 ноября 2003 г. № 46 (часть II) ст. 4448.

17. Об обществах с ограниченной ответственностью: Закон РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012). // СЗ Российской Федерации от 16. 02. 1998 г. № 7, ст. 785.

18. Об общественных объединениях: Закон РФ от 19.05.1995, № 82-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1930.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная

19. Гражданское право : учебник для вузов : [в 3 томах] / [Е. Н. Абрамова и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. — М.: Велби: [РГ-Пресс], Б.г. — ISBN 978-5-9988-0022-1. Т. 1. — [2011]. — 1006 с. *

20. Гражданское право : учебник для вузов : [в 3 томах] / [Е. Н. Абрамова и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. — М.: Велби: [РГ-Пресс], Б.г. — ISBN 978-5-9988-0032-0.Т. 2. — [2011]. — 878 с.*

21. Гражданское право [Текст] : учебник для вузов : [в 3 томах] / [Е. Н. Абрамова и др.] ; под ред. А. П. Сергеева. — М.: Велби: [РГ-Пресс], Б.г. — ISBN 978-5-9988-0003-0. Т. 3. — [2010]. — 800 с.*

Дополнительная

22. Агафонова Н.Н. Гражданское право: учеб.:в 3 т. Т.1 / Н.Н.Агафонова, С.В.Артеменков, В.В.Безбах[и др.]; отв.ред. В.П.Мозолин. – 2-е изд. М.Проспект, 2013. – 816с.

23. Алексеев С.С. Гражданский право: учебник / С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин и др. под. ред.С.С. Алексеева, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 536 с.

24. Анисимов А.П. Гражданское право России: учеб.для бакалавров: Общая часть // А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин. М., Юрайт, 2013. - 479с.

25. Брагинский, М.И. Договорное право / М..И. Брагинский, В.В. Витрянский. Кн. 1. – М.: 1999; Кн. 2. – М.: 2000; Кн. 3, – М.: 2002.*

26. Брагинский, М.И. Договорное право. Общие положения. / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: 1997.*

27. Суханов, Е.А. Российское гражданское право: учебник: В. 2т. Т.2: Обязательственное право/ рек.УМО по юрид.образованию вузов для сут.вузов юрид.спец.; отв. Е.А.Суханов. –2-е изд.,стер. – М.: Стутут, 2011. – 1208 с.

28. Суханов, Е.А. Российское гражданское право: учебник: В. 2 т. Т.1 :Общая часть.Вещное право.Наследственное право. Интелектуальные права.Личные неимущественные права / рек.УМО по юрид. образованию вузов для сиуд. юрид. спец.; отв.ред. Е.А.Суханов.- 2-е изд.,стер. – М.: Статут, 2011. – 958с.

* - данный источник имеется в научной библиотеке ЧелГУ

Периодические издания (журналы)

"Законодательство"

"Вестник ЧелГУ (серия Право)"

"Вестник ЧелГУ (серия Экономика)"

"Хозяйство и право"

"Журнал российского права"

"Право и экономика"

"Российская юстиция"

"эж-Юрист"

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

www.consultant.ru – информационно-справочная система «Консультант Плюс»

www.garant.ru – Информационно-справочная система «Гарант»

http://pravo.gov.ru/ - портал правовой информации

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В ходе изучения дисциплины "Гражданское право"отводится время на самостоятельную работу студента. Роль преподавателя при этом заключается в ее организации, в обучении методам самостоятельного изучения вопросов теории. Эта организация заключается в определении задания, сроков исполнения, осуществлении контроля и оценке результатов изучения учебного материала.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками информации (конспектом, книгой, документами); работа с компьютерными средствами обучения (Internet), справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс»; выполнение контрольных заданий; написание реферата.

При выдаче задания на самостоятельное изучение теории, преподаватель должен четко разъяснить задание (цель изучения материала, содержание задания, способы выполнения и приемы самоконтроля). Следует указать, на каких вопросах следует остановиться более подробно, какой материал необходимо выучить, а с каким только познакомиться. Это помогает студентам успешнее изучить требуемый материал, плодотворно использовать отведенное время. Задание обучаемым должно соответствовать целям обучения. При организации самостоятельной работы необходимо в процессе консультирования помогать студентам овладеть всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем, таблиц и др.;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

- выполнение курсовых проектов и работ;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Контрольная работа

Одним из способов формирования заявленных в п. 1.1.3 компетенций является выполнение контрольной (семестровой) работы.

Контрольная (семестровая) работа выполняется в форме реферата по одной из предложенных тем, предпочтительным является выбор темы реферата по новейшим теоретическим научным работам. Реферат оформляется письменно.

Оформление реферата: Реферат должен иметь титульный лист с обязательным указанием дисциплины, темы реферата, ФИО студента, выполнившего работу, ФИО преподавателя, проверившего реферат. В работе обязательно наличие введения и заключения, а также списка использованной литературы. Во введении необходимо определить цели и задачи, которые студент ставит перед реферированием, указать степень разработанности темы (основные труды по данной теме), обосновать, почему была выбрана именно эта тема. В заключении необходимо подвести итог работе, отметить основные выводы к которым пришел студент, обозначить вопросы, которые остались им не раскрыты.

Объем контрольной работы не должен превышать 24 страниц ученической тетради. Работа должна быть написана грамотно, разборчивым почерком, синими или черными чернилами. Оформление работы должно соответствовать установленным требованиям. Страницы нумеруются в правом верхнем углу арабскими цифрами без точки. В конце работы указывается список использованных источников. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты.

Допускается выполнение работы в печатной форме с использованием ЭВМ. В таком случае объем работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста . Формат текста: Word for Windows – 2000, 2003. Формат страницы: А4 (210x297 мм). Поля: 2 см – правое, верхнее, нижнее поле; левое поле – 3 см. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman, интервал – одинарный, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы, графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт). Ссылки на литературу в квадратных скобках, по госту. Переносы не ставить. Обязательно наличие списка цитируемой литературы.

Контрольная работа должна быть самостоятельной; по ней определяется степень усвоения студентом учебной дисциплины. Контрольная работа должна представляться в сроки, указанные в личном учебном графике. Это дает возможность студенту, не получившему зачет, внести исправления в работу либо написать новую работу с учетом всех замечаний рецензента. Вновь выполненную работу вместе с незачтенной следует выслать на проверку, написав на обложке – "повторно".

Перед выполнением контрольной работы необходимо изучить учебно-методические материалы в соответствии с программой дисциплины, по источникам, указанным в соответствующем варианте задания.

Необходимо помнить, что основная цель реферата, это описание выбранной темы с учетом прочитанного материала.

Модули дисциплины и их основные задачи

При изучении модуля 1 «Общая характеристика отрасли гражданского права» особое внимание необходимо уделить изучению предмета, метода, принципов отрасли гражданского права. Исследовать систему нормативно-правовых источников отрасли. Раскрыть особенности правового положения субъектов и объектов гражданских правоотношений. Дать общую характеристику сделкам, их видам. Изучить право собственности и иные вещные права.

Рекомендуемое время на изучение данного модуля 1— 9 часов (очно) и 1,5 часа (заочно).

Основные задачи модуля:

1. Исследовать нормативные источники гражданского права.

2. Рассмотреть систему и структуру гражданских правоотношений.

Вопросы к практическому занятию по модулю 1:

1. Предмет, метод, принципы, источники отрасли гражданского права.

2. Участники гражданских правоотношений. Правоспособность. Дееспособность.

3. Понятие, виды сделок.

4. Признание сделки ничтожной.

Изучение модуля 2 «Обязательственное право» предполагает изучение правовой природы обязательств. Кроме того, следует обратить внимание на порядок исполнения, обеспечения исполнения обязательств, ответственность за нарушение обязательств, прекращение обязательств. Также необходимо исследовать отельные виды обязательств и такую их разновидность, как договор.

Рекомендуемое время на изучение модуля 2 - 9 часов (очно) и 1,5 часа (заочно).

Основные задачи раздела:

1. Рассмотреть понятие, виды обязательств.

2. Исследовать особенности обеспечения исполнения обязательств.

3. Знать понятие, признаки и виды гражданско-правового договора.

Вопросы к практическому занятию по модулю 2:

1. Обязательство, понятие и виды.

2. Способы исполнения обязательств.

3. Способы обеспечения исполнения обязательства.

4. Понятие, признаки и виды договора.

5. Динамика договорного правоотношения.

Модуль 3 «Общие положения о наследовании» посвящен анализу наследования как универсальной формы правопреемства между гражданами. Здесь рассматривается понятие наследования, виды наследования по закону и завещанию, способы приобретение наследства. Изучаются особенности наследования отдельных видов имущества.

Рекомендуемое время на изучение модуля 3-9 часов (очно) и 1,5 часа (заочно).

Основные задачи модуля:

1. Рассмотреть правовую природу наследования.

2. Изучить права и обязанности наследника и наследодателя.

3. Знать порядок и основания приобретения наследства, отказа от него.

Вопросы к практическому занятию по модулю 3:

1. Понятие и виды наследования имущества.

2. Порядок вступления в наследство.

3. Особенности наследования отдельных видов имущества.

В модуле 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности» главным является понимание значения и правовой природы авторских прав и смежных прав. Кроме того, здесь исследуются патентные права, права на средства индивидуализации юридического лица. Особое внимание следует уделить анализу исключительных прав на фирменное наименование юр. лица.

Рекомендуемое время на изучение модуля 4 — 9 часов (очно) и 1,5 часа (заочно).

Основные задачи модуля:

1. Изучить общие положения авторского и патентного права.

2. Исследовать правовую природу интеллектуальной собственности.

Вопросы к практическому занятию по модулю 4:

1. Понятие авторского права. Виды объектов авторских прав.

2. Смежные с авторскими права.

3. Правовое положение средств индивидуализации юр. лица.

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

1. При изучении дисциплины студентам рекомендуется использовать электронные учебно-методические ресурсы, доступ к базам данных, в том числе FiraPro, ресурсы научных статей, такие как: электронная российская научная библиотека www.elibrary.ru, электронные справочные системы www.consultant.ru, www.garant.ru, www.pravo.gov.ru периодический доступ к зарубежным ресурсам (www. scopus.com);

2. Сайт университета и кафедры, на котором находится информациия о вузе, расписание занятий, дисциплины по выбору, учебно-методические ресурсы и др., а также предоставлена возможность задать свои вопросы преподавателям в интерактивном режиме http://csu.ru, ieo.csu.ru, институт74.рф.

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

9.1. Учебно-лабораторное оборудование

Аудитории, оснащенные обычной доской, партами, кафедрами, а также проектором - для проведения лекционных и практических занятий, презентации учебного материала;

-оборудованные современной техникой кафедры (компьютеры, мультимедийные проекторы, проекционные экраны, ксероксы, сканеры и др.) – для подготовки преподавателя к занятиям

9.2.Программные средства

Наличие комплекта лицензионного программного обеспечения MSOffice - используется для создания и редактирования текстовых документов, работы с таблицами и составления графиков, подготовки презентационного материала.

9.3. Технические и электронные средства

1. Научная библиотека ЧелГУ и библиотека Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования с читальными залами, книжный фонд которых представлен помимо бумажных версий, электронными учебно-методическими материалами, научными журналами, а также электронными учебно-методические ресурсами, доступом к базам данных, в том числе FiraPro, электронная российская научная библиотека www.elibrary.ru, электронные консалтинговые системы www.consultant.ru, www.garant.ru, периодический доступ к зарубежным ресурсам (www. scopus.com);

2. Сайт университета и кафедры, на котором находится информациия о вузе, расписание занятий, дисциплины по выбору, учебно-методические ресурсы и др., а также предоставлена возможность задать свои вопросы преподавателям в интерактивном режиме http://csu.ru, ieo.csu.ru, институт74.рф.

Освоение дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:

­– лекционная аудитория – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха); источники питания для индивидуальных технических средств;

– учебная аудитория для практических занятий (семинаров) – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);

– учебная аудитория для самостоятельной работы – стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения.

В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учетом ограничений их здоровья.

В учебные аудитории должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющихся в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования ЧелГУ:

– Тифлотехническая аудитория: тифлотехнические средства: брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, тифломагнитолы кассетные и цифровые диктофоны; специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы («говорящая мышь»), экранные лупы.

– Сурдотехническая аудитория: радиокласс “Сонет-Р”, программируемые слуховые аппараты индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере, интерактивная доска ActiveBoard с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.

Содержание

1. Вводная часть.................................................................................................................. 4

1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины .................................................... 4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы............ 4

1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных

с планируемыми результатами освоения образовательной программы.................... 6

2. Структура и содержание учебной дисциплины.......................................................... 7

2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся...........................................................................................................…7

2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.......... 8

3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ...................................................................15

4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) .................................................................................................................................. 16

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) .................................................................................31

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)…………………………………….………….............…………………….……34

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) ………………………………………………………...........................................……….35

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………….............………………...40

9.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………………….................41

1.1.Вводная часть

1.1. Цель и задачи дисциплины

Изучение дисциплины гражданского права способствует формированию у студентов навыков толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; владеть терминологией и основными понятиями, используемыми в гражданском законодательстве; методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методами анализа следственной и судебной практики; навыками осуществления профессиональной деятельности.

Цель преподавания дисциплины изучение гражданского законодательства, основных институтов отрасли гражданского права, знакомство с основными направлениями доктрины гражданского права, формирование знаний основных категорий и понятий гражданского права, общих положений действующего федерального гражданского законодательства, развитие у студентов навыков работы с гражданско-правовыми актами.

Задачи изучения дисциплины:

а) получение системы знаний об основных институтах и разделах дисциплины «Гражданское право»;

б) изучение источников гражданского права Российской Федерации;

в) ознакомление с основными видами гражданских правоотношений.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Гражданское право» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и является дисциплиной по выбору студента.

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках приобретенных студентами в ходе изучения общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин.

Требования к входным знаниям. Студент должен:

Знать:

- ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук;

- основные понятия и категории в праве, систему законодательства России, предмет, метод и систему отраслей российского права.

Уметь:

- находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- классифицировать общественные отношения с точки зрения воздействия на них норм права;

- отличать нормативно-правовой акт от ненормативного правового акта;

- классифицировать права и обязанности с точки зрения их социального назначения;

- толковать положения нормативно-правовых актов;.

Владеть:

- элементами причинно-следственного анализа;

- навыками исследования несложных реальных связей и зависимостей;

- языком массовой социально-политической коммуникации, позволяющим осознанно воспринимать соответствующую информацию.

Взаимосвязь дисциплины «Гражданское право» с другими дисциплинами

Читаемые до: Дисциплины Цикл Семестр
Правоведение Пр. обесп. упр. деят-ти ГСЭ ГСЭ
Читаемые одновременно Системный анализ Правовые основы рос. гос-ва МиС ГСЭ
Читаемые после   Организация производства на предприятии Венчурное предпринимательство ПЦ   ПЦ  

Дисциплина изучается на втором курсе в третьем семестре.

Знания, полученные в результате изучения дисциплины необходимы для дальнейшего изучения дисциплин:

Организация производства на предприятии

Венчурное предпринимательство

1.3. Перечень планируе

Наши рекомендации